Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТОДОЛИЩЕНСКАЯ
средняя школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования по астрономии
для 11 класса
Составитель:
Филимонова Е. В.,
учитель физики высшей
квалификационной категории
«Согласована»:
Заместитель директора
________/Костенкова Е.В./
«___» ____________2019 г.
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Астрономия составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
(ред. от 29.06.2017), основной образовательной программы СОО МБОУ Стодолищенская СШ, утвержденной приказом по школе № 273а от 01.09.2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Содержание учебного предмета
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Характеристики звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Космология XX века. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Тематическое планирование
Раздел программы | Количество часов | Количество контрольных работ |
Предмет астрономии. | 2 | |
Основы практической астрономии | 5 | |
Строение Солнечной системы | 2 | |
Законы движения небесных тел | 5 | |
Природа тел Солнечной системы | 8 | 1 |
Солнце и звезды | 4 | |
Наша галактика – Млечный путь | 2 | |
Строение и эволюция Вселенной | 3 | |
Жизнь и разум во Вселенной | 3 | 1 |
ИТОГО | 34 | 2 |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе среднего общего образования по астрономии для 11 класса на 2019/2020 учебный год
Учитель: Филимонова Е.В.
№ п/п | № урока | Тема урока | Количество часов по теме | Дата проведения | |||
планируемая | фактическая | ||||||
Предмет астрономии. | |||||||
1. | 1 | Что изучает астрономия. | 2 | 5.09 | |||
2 | Наблюдения — основа астрономии. | 12.09 | |||||
Основы практической астрономии. | |||||||
2. | 3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | 5 | 19.09 | |||
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 26.09 | |||||
5 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 3.10 | |||||
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 10.10 | |||||
7 | Время и календарь. | 17.10 | |||||
Строение Солнечной системы. | |||||||
3. | 8. | Развитие представлений о строении мира. | 2 | 24.10 | |||
9. | Конфигурации планет. Синодический период. | 31.10 | |||||
Законы движения небесных тел. | 25.11 | ||||||
4. | 10. | Законы движения планет Солнечной системы. | 5 | 14.11 | |||
11. | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 21.11 | |||||
12. | Практическая работа с планом Солнечной системы. | 28.11 | |||||
13. | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 5.12 | |||||
14. | Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. | 12.12 | |||||
Природа тел Солнечной системы. | |||||||
5. | 15. | Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 8 | 19.12 | |||
16. | Система Земля - Луна. | 26.12 | |||||
17. | Две группы планет. | 16.01 | |||||
18. | Природа планет земной группы. | 23.01 | |||||
19. | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 30.01 | |||||
20. | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | 6.02 | |||||
21. | Метеоры, болиды, метеориты. | 13.02 | |||||
22. | Контрольная работа № 1. | 20.02 | |||||
Солнце и звезды. | |||||||
6. | 23. | Солнце, его состав и внутреннее строение. | 4 | 27.02 | |||
24. | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд. | 5.03 | |||||
25. | Массы и размеры звезд. | 12.03 | |||||
26. | Переменные и нестационарные звезды. | 26.03 | |||||
Наша галактика – Млечный путь. | |||||||
7. | 27. | Наша Галактика. | 2 | 2.04 | |||
28. | Наша Галактика. | 9.04 | |||||
Строение и эволюция Вселенной. | |||||||
8. | 29. | Другие звездные системы — галактики. | 3 | 16.04 | |||
30. | Космология начала XX в. | 23.04 | |||||
31. | Основы современной космологии. | 30.04 | |||||
Жизнь и разум во Вселенной. | |||||||
9. | 32. | Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 3 | 7.05 | |||
33. | Контрольная работа 2. Промежуточная аттестация. | 14.05 | |||||
34. | Обобщающее повторение. | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179689-1358237293.jpg)
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...