внеурочные занятия по астрономии для младших школьников
рабочая программа по астрономии (6 класс)

Клинкова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Администрация Поронайского городского округа

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______________ /Пудова Т.А./
Протокол № 8

от " 30 " мая 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ пгт Вахрушев ______________/ Барзул Н.И. /

Приказ №  __

 от " 31 " мая  2019 г.

Программа

курса внеурочной деятельности

« Астрономия для любознательных »

программа рассчитана на обучающихся 5 класса

                                                                 

Количество часов в неделю: 1 час.

                                                          Общее количество часов: 34 часа.

                                      Составитель: Н.В. Клинкова

                                                        учитель физики

1 категории

пгт Вахрушев

2019/2020 учебный год

Пояснительная записка.

Данная программа знакомит с вопросами астрономии, с её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школьников возникает потребность в астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной. В последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.

Данная программа актуальна, поскольку предмет «Астрономия» исключён из перечня обязательных предметов в средней школе, кроме того, в связи с переходом на ФГОС второго поколения, астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса, полностью исключён из школьной программы. А ведь именно астрономия играет важную роль в формировании мировоззрения, раскрывает современную естественно-научную картину мира, вызывает интерес у учащихся. Немаловажную роль играет и общение, которое получают учащиеся на занятиях и во время экскурсий.

Астрономия – сложная физико – математическая наука, но данная программа адаптирована для учащихся 10-11 лет.

Цель данного курса – удовлетворить интерес учащихся к науке о звёздном небе, показать учащимся картину мирового пространства и происходящих в нём удивительных явлений.

Задачи курса:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с научными сведениями о галактиках, звёздах, планетах и спутниках;
  • обогатить учащихся знаниями о способах исследования небесных тел и достижениях науки в освоении космического пространства;
  • обучить основным навыкам наблюдений небесных объектов.

Воспитательные:

  • сформировать у учащихся основы научного мировоззрения и научных убеждений;
  • развивать навыки самостоятельности;
  • воспитывать эмоционально-эстетические чувства при изучении космоса.

Развивающие:

  • развивать стремление к исследовательской деятельности;
  • развивать пространственные представления о сравнительных размерах небесных тел, расстояниях между ними, взаимном размещении и движении планет в Солнечной системе;
  • развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
  • повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.

Общая характеристика работы программы

Курс включает в себя 4 раздела:

В разделе «Развитие взглядов на Вселенную» рассматриваются взгляды разных народов на Вселенную, как происходило накопление астрономических знаний, как древние представляли картину мира в связи с накоплением новых фактов. В теме рассматриваются биография и работы учёных, сформировавших новую картину мира в средние века.

В разделе «Элементы сферической астрономии» «Современные представления о Вселенной» рассматриваются звёзды, созвездия, галактики. Данная тема позволяет учащимся найти ответы на многие вопросы: что такое звёзды? Каковы их размеры? Как звёзды устроены? Почему звёзды мерцают? Как ученые узнали о размерах звёзд? Каково место Солнца в системе звёзд? Занятие, посвященное созвездиям обогатит учащихся знаниями о мифах и легендах о созвездиях. Учащиеся научатся работать с информацией, подбирая материал для творческой работы по данной теме. Практическая часть программы реализуется при наблюдениях Солнца, изготовлении простейших астрономических приборов. А также рассматривает состав

В разделе «Наша Земля» необходимо особо подчеркнуть уникальность планеты Земля, как единственной, где сложились благоприятные условия для возникновения и развития жизни. При изучении Луны проводятся наблюдения за изменением её фаз. Рассматривается материал о других небесных телах: кометах, астероидах, метеоритах, метеорах. Материал темы излагается в основном в форме лекций, дополнений учащимися известных им фактов. С целью промежуточного контроля, после изучения каждой группы планет предусмотрены игры-путешествия.

В разделе «Исследования Вселенной» рассматриваются сведения о начале освоения космического пространства , о животных-космонавтах, о первых полетах человека в космос. Учащиеся знакомятся с биографией К.Э. Циолковского, С. Королёва, Ю Гагарина и других людей, связанных с космосом. Также рассматриваются методы астрономических исследований, астрономические инструменты, телескопы, обсерватории. Значение орбитальных станций, условие космического полета, выход человека в открытый космос. Рассматриваются теории существования жизни на других планетах, влияние космоса на жизнь на Земле.

В завершении курса проводится смотр знаний в форме интеллектуальной игры «Хочу всё знать», где определяются учащиеся, наиболее успешно овладевшие знаниями, предложенными данным курсом.

При организации занятий используются следующие формы: просмотр презентаций, занятия в группе, творческие работы, викторины, мини-проекты, самостоятельные работы, фронтальный и индивидуальный опрос, отчеты по практическим работам, творческие отчёты (защита рефератов и проектов).

Место программы в учебном плане

Программа  рассчитана на обучение учащихся 5 классов в течение 1 года.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут. 

Возраст учащихся 10-11 лет.

Количество часов в год – 34 часа.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные:

  • знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
  • осознание личной ответственности за нашу планету;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
  • овладение на уровне общего образования системой астрономических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности астрономических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

Метапредметные: 

  • умение работать с разными источниками информации;
  • составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
  • осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Предметные:

  • умеют находить основные созвездия Северного полушария;
  • умеют ориентироваться по Полярной звезде;
  • имеют представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;
  • умеют определять место человека во Вселенной;
  • называть основные результаты выдающихся астрономических открытий и путешествий
  • объяснять значение понятий: «геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира», «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «астероид», «комета», «звезда», «галактика»;
  • приводить примеры следствий движения Земли в космическом пространстве;
  • рисовать схему строения Солнца;
  • находить созвездия на звездной карте.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Астрономия для любознательных»

Разделы

Название темы

кол- во часов

1

1

Введение. «Развитие взглядов на Вселенную»

3

2

2

«Элементы сферической астрономии

8

3

3

Основы измерения времени»

4

4

4

«Вселенная в настоящем»

5

5

5

«Планета Земля»

11

6

6

«Исследование космоса»

3

Итого

34

Содержание курса

Введение. «Развитие взглядов на Вселенную» - 3 часа

Что изучает астрономия, способы и особенности астрономических исследований. Связь астрономии с другими науками. Разделы астрономии. Задачи астрономии. Практическое применение астрономии. Знакомство с историей развития астрономии и астрономических приборов.

Вселенная в представлениях древних индейцев, древних вавилонян, египтян. Античная астрономия: предположения Пифагора, взгляды Аристотеля, измерение Земли Эратосфеном. Аристарх Самосский – Коперник античного мира. Система мира по Птолемею.

     Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира. Взгляды      Джордано Бруно на Вселенную, как бесконечное пространство. Наблюдения и открытия Галилео Галилея. Кеплер, Ньютон – создатели модели Солнечной системы. Вильям Гершель – основоположник звёздной астрономии.

Практические занятия: Изготовление моделей системы мира по Птолемею, Н. Копернику. 

Элементы сферической астрономии – 8 часов.

Мифы о созвездиях. Далеко ли до звезд. Звездное небо в различные времена года.

Система ближайших звёзд. Солнце – ближайшая звезда.

Созвездия. Атлас созвездий Гевелия. Созвездия Северного и Южного полушария. Легенды о созвездиях.

Основы измерения времени – 4 часа

Вселенная в настоящем – 5 часов.

Современные представления о строении Вселенной. Историю возникновения и развития астрономии; знаменитых ученых и их вклад в развитие астрономии. Современная космонавтика.

К.Э. Циолковский, С. Королёв – отцы мировой космонавтики.  Космические полёты. Первые космонавты. Человек обживает ближний космос. Космические обсерватории.  Животные в космосе. Космические экспедиции по Солнечной системе. Радиотелескопы. Космос служит человеку. Орбитальные космические станции.

Планета Земля – 11 часов.

Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.

Планета Земля.  Положение в солнечной системе. Размеры планеты. Вращение планеты. Состав атмосферы. Температура на планете.

Луна – естественный спутник Земли. Вращение Луны. Фазы Луны. Молодой или старый месяц. Лунная карта. Поверхность Луны. Внутреннее строение Луны. Почему на Луне нет атмосферы? Какая на Луне погода? Лунные затмения. Солнечные затмения. Для чего астрономы наблюдают затмения? Теории происхождения Луны. Исследования Луны.

Исследование космоса – 3 часа

Космические полёты. Человек обживает ближний космос. Космические обсерватории. Радиотелескопы. Космос служит человеку. Орбитальные космические станции.

Поурочное планирование

№ недели

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Содержания занятия

Раздел 1

Введение.

«Развитие взглядов на Вселенную» – 3 часа

1

1.1

05.09

А что и зачем изучает астрономия? Введение в астрономию.

Астрономия в древности. астрономия наука о Вселенной. Значение физики и астрономии. Общее представление о Вселенной. Развитие взглядов на строение мира. Мифы и легенды.

2

1.2

12.09

Аристотель и Коперник

Аристотель – человек, остановивший Землю и Николай Коперник – «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Биографические сведения об Аристотеле и Копернике. Модели Солнечной Системы обоих ученых

3

1.3

19.09

Как наблюдают небо?

Техника безопасности по наблюдению Солнца и других космических объектов, назначение светофильтров. Инструменты для наблюдения звездного неба: глаз, подзорная труба, бинокль, телескопы

Раздел 2

Элементы сферической астрономии – 8 часов

4

2.1

26.09

Кто живет на небе?

Из чего состоит звезда? Ближайшая к Земле звезда – Солнце.

5

2.2

03.10

«Черная дорожка

посыпана горошком»

Звездное небо. Сколько звезд на небе? Куда пропадают звезды днем? Опыт с моделью звездного неба и фонариком

6

2.3

10.10

Что такое созвездие?

Определение созвездия.

История возникновения созвездий. Список созвездий, существующих на данный момент

7

2.4

17.10

Созвездия северного полушария.

Демонстрация северного и южного полушария. Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать, жители Северной Америки и мы – жители Евразии. Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта

8

2.5

24.10

Созвездия южного полушария

Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать жители Австралии, Африки, Южные Американцы. Помещение одного

созвездия на заготовку для итогового

9

2.6

07.11

Млечный Путь

Упорядоченное расположение звезд в космическом пространстве. Скопления звезд. Условия видимости Млечного пути, легенды разных народов о Нашей Галактике. Вращение Нашей Галактики.

10

2.7

14.11

Годичное движение Солнца среди звёзд. Зодиакальный круг

Что такое эклиптика, созвездия, находящиеся на эклиптике, 13 и знаки зодиака знаков зодиака. Почему каждый человек имеет знак зодиака. Демонстрация знаков зодиака народа Майя, индусов, североамериканских индейцев, народов Азии Кто я по знакам зодиака других народов?

11

2.8

21.11

Зодиакальные созвездия

История возникновения зодиакальных созвездий, ярчайшие звезды, условия видимости, зарисовка своего созвездия

Раздел 3

Основы измерения времени – 4 часа

12

3.1

28.11

Солнечные часы.

Основ измерения времени.

13

3.2

05.12

Часовые пояса, линия

смены дат.

Поясное время. Местное и летнее время.

14

3.3

12.12

Календари

Для чего нам календарь. Роль астрономии в зарождении календаря. Виды календарей. Великие астрономические даты. Григорианский, лунный, садоводческий календари

15

3.4

19.12

Изготовление вечного календаря.

Заготовки для вечного календаря, диск в коробочке, клей момент кристалл, ножницы.

Раздел 4

Вселенная в настоящем- 5 часов

16

4.1

26.12

Дорога в космос

История космодрома Байконур. Создание модели космического корабля Восток (для мальчиков), создание закладки «Восток» (для девочек)

17

4.2

Животные- космонавты

.

Роль собак в развитии космонавтики. Какие еще животные побывали в космосе

18

4.3

Человек в гостях у Космоса.

Полет Юрия Гагарина и Алексея Леонова.

19

4.4

Известные Космонавты.

Известные Космонавты.

20

4.5

Урок-игра «Почемучки»

Закрепление знаний по модулю

Планета Земля – 11 часов.

21

5.1

Планета Земля –

голубой шар

Основные сведения о строении нашей планеты. Знакомство с глобусом.

22

5.2

Фигура Земли, движение полюсов .

Земная атмосфера днем и ночью.

23

5.3

Создадим планету сами!

Выполнение модели Земли из пластилина с учетом внутреннего строения, вырезание сектора земного шара. Пластилин, доска для

пластилина, стекер, поделка для примера

24

5.4

Почему днем светло,

а ночью – темно?

Объяснение механизма смены дня и ночи. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца.

25

5.5

Почему летом тепло,

а зимой холодно?

Объяснение механизма смены времен года. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца.

26

5.6

Спутница Земли

Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения

Луны на картинках.

Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания

27

5.7

Светлая сторона Луны

Основные объекты лунной поверхности. Изучение карты светлой стороны Луны

28

5.8

Темная сторона Луны

Основные объекты лунной поверхности.  Изучение карты темной стороны Луны

29

5.9

Лунные затмения.

Процесс протекания лунного затмения. Влияние на поверхность Земли.

30

5.10

Человек на Луне

Луноходы

История полета космического корабля Аполлон-11. Что чувствует человек на Луне. Лунное небо. Что такое луноходы и для чего они нужны.

31

5.11

Обобщающий урок-

игра «А знаете ли вы?»

Закрепление знаний по модулю

Раздел 6

Исследование космоса – 3 часа

32

6.1

Исследования планет Солнечной системы космическими аппаратами.

Исследования планет Солнечной системы космическими аппаратами.

33

6.2

Космонавтика. Ракеты. Спутники.

Космонавтика. Ракеты. Спутники.

34

6.3

НЛО. Контакты с внеземными цивилизациями. Инопланетяне.

НЛО. Контакты с внеземными цивилизациями. Инопланетяне.

Список литературы для учителя

1. Балебанова Т.В., Козина Е.В. Естествознание 5-6 класс. – М.., Аквариум. 1997.

2. Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия 11 класс. – М., Просвещение, 1989.

3. Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», серия «Я познаю мир». изд. Белый город, 2004.

4. Зигель Ф.Ю. Путешествие по недрам планет. – М., Недра, 1988.

5. Зигель Э. С. Что и как наблюдать на звездном небе?, 1979.

6. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам ( стихи, викторины, кроссворды). – Волгоград: Учитель, 2004.

7. Мухин Л. Мир астрономии. – М., Молодая гвардия, 1987.

8. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Гостехиздат, 1946.

9. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. –М., Дрофа,2000.

10. Уманский С.П. Луна – седьмой континент. – Знание, 1989.

11. Хрипкова А.Г., Естествознание 5 класс. – М., Просвещение, 1995.

12. Цветков В. Космос. Полная энциклопедия. –М.,Эксмо,2008.

13.Энциклопедический словарь юного астронома. –М.,Педагогика,1986.

14. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М., Аванта +, 2004.

Список литературы для учащихся

1.Атлас «Окружающий мир».

2.Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Росмэн,2010

3. Левитан Е. П. «Твоя Вселенная». М., «Просвещение», 2007

4. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Альбом-задачник «Твои открытия». М.: Дрофа, 1997.

5. Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», -Д.:ВАП,994

6. Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо». Мир Энциклопедий. Аванта +, М.:

Астрель, 2009

7. Иллюстрированная энциклопедия. Астрономия . М.:Росмэн,2010

8. Экология цивилизации. Что было до нашей эры. – М.:Педагогика-Пресс,1994

9. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+, 2004

10.Энциклопедия «Я познаю мир» Астрономия, М.: Астрель,2005

Электронные пособия

1. Полный мультимедийный курс «Астрономия».

2. Видеофильмы «Галактика», «Тайны Вселенной», «Обсерватории и планетарии»,

«Строение солнечной системы», «Планеты-гиганты», «Происхождение жизни на Земле»)

3. Электронные презентации по всем разделам курса, флеш-программы

4. программы-планетарии:VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de),ALPHA CENTAURE (www.astrosurf.com).

5. интернет-ресурсы -Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий WorldWide Telescope — программа помогающая любителям

астрономии исследовать Вселенную.

Учебное оборудование

1. Глобус Земли физический

2. Глобус Луны

3. Теллурий.

4. Карты звёздного неба

5. Астрономические календари.

6. Рисунки, картины, фотографии с изображением небесных тел, космических аппаратов,

космонавтов.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Администрация Поронайского городского округа

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______________ /Пудова Т.А./
Протокол № 8

от " 30 " мая 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ пгт Вахрушев ______________/ Барзул Н.И. /

Приказ №  __

 от " 31 " мая  20219 г.

Программа

курса внеурочной деятельности

« Юный астроном »

программа рассчитана на обучающихся 6 класса

                                                       

Количество часов в неделю: 1 час.

                                                          Общее количество часов: 34 часа.

                                      Составитель: Н.В. Клинкова

                                                        учитель физики

1 категории

пгт Вахрушев

2019/2020 учебный год


Пояснительная записка.

Введение

Данная программа знакомит обучающихся с вопросами астрономии, с ее научными достижениями, тайнами Вселенной.

 У любознательных школьников возникает потребность в астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной. В последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.

Актуальность

Данная программа актуальна, в связи с переходом на ФГОС второго поколения, астрономический материал, который хоть в небольшом объеме рассматривался ранее в курсе

«Природоведение» 5 класса, полностью исключен из школьной программы. А ведь именно астрономия играет важную роль в формировании мировоззрения, раскрывает современную естественно-научную картину мира, вызывает интерес у учащихся. Немаловажную роль играет и общение, которое получают учащиеся на занятиях и во время экскурсий в планетарий для практических занятий. Астрономия – сложная физико-математичес кая наука, но данная программа адаптирована для учащихся 10- 11 лет.

 Астрономия является не только научной, но также и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание необходимо для осуществления качественного и полного естественнонаучного образования. Без астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение и представление о физической картине мира. Астрономия

может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о мире и его познаваемости.

 Прогресс техники позволил сооружать оптические телескопы и радиотелескопы, способные принимать излучение, идущее от небесных тел, удаленных на гигантские расстояния, которые просто невозможно себе представить. Не все излучения, идущие от небесных светил, можно уловить на обсерваториях. На помощь пришла космонавтика. Космические аппараты совершают мягкую посадку на Луну, Венеру, Марс и проводят научные

наблюдения непосредственно на поверхности этих небесных тел.

Межпланетные космические зонды, пролетая вблизи Меркурия, Юпитера, Сатурна и других планет, фотографируют эти планеты, спутники планет. Постоянно работают комплексные научные орбитальные станции человеком на борту. Впереди – создание лунных баз, пилотируемые полеты на Марс и осуществление еще более грандиозных космических проектов.

Программа предлагает обучающимся в увлекательной игровой форме освоить начальную понятийную базу по астрономии для формирования научного мировоззрения об окружающем мире – Вселенной. Программа развивает у обучающихся интерес и мотивацию к дальнейшему изучению науки астрономии.

Разнообразные методы занятия включают в себя презентацию, короткий тематический учебный видео фильм, интерактивные компьютерные модели и практическую работу.

.

Педагогическая целесообразность программы обуславливается

системным подходом к образовательному процессу, большим разнообразием образовательных форм и методов.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться и развиваться, составляющее основу личностного роста учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить разные пути решения; учиться сотрудничать с другими людьми не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Новизна.

Программа имеет комплексный характер, призвана не просто познакомить обучающихся с начальными сведениями об астрономии, а позволит ребятам понять, что «мир един, хотя и многообразен». Именно в особенностях содержания и формы реализации программы и заключается её новизна и оригинальность.

Основные цели и задачи программы:

  • поддержать и пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности учащихся разобраться в астрономических явлениях;
  • заложить фундамент для понимания взаимосвязи между явлениями, изучаемыми в различных естественнонаучных дисциплинах;
  • мотивировать необходимость осознания человека как части Вселенной и главного еѐ исследователя

Общая характеристика учебного предмета

С целью расширения знаний учащихся 10-11 лет по астрономии и формировании правильных представлений о естественнонаучной картине мира разработан и успешно апробирован курс дополнительного образования «Путешествие в мир астрономии». Он призван дополнить физическую картину мира знаниями о ближнем и дальнем космосе и убедить учащихся в универсальности законов природы.

Астрономия как никакая другая область знаний, объединяет и активно использует современные достижения естественных наук и способствует формированию естественнонаучного мировоззрения. В тоже время, по словам лауреата Нобелевской премии, физика Роберта Вильсона: «Астрономия – это наука, которую может понять каждый, на её примере как нельзя лучше удаётся знакомить детей с основными методами научных исследований». Сегодня, когда совершён прорыв в астрофизике и космологии, ещё в большей степени, чем раньше необходима новая концепция астрономического образования. Её основы были сформулированы Е.П. Левитаном ещё в 80-х годах ХХ века, а за последние годы наметилось перерастание методики преподавания астрономии в дидактику астрономии. Дидактика астрономии формируется в период становления новой педагогической парадигмы: традиционную схему «учитель-ученик-учебник» сменяет новая – «ученик – учебник – учитель», при этом возрастает роль учителя, который превращается из «источника информации» в умелого и тактичного руководителя учебной деятельности школьников.

В концепции формирования естественнонаучного мировоззрения, астрономия, вводимая в 5-6 классе как интегрированный курс, играет роль системообразующего предмета, широко использующего межпредметные связи, как на начальном этапе среднего образования, так и на пороге окончания школы, когда представляется возможность опираться на приобретённое учащимися знания, причём по предметам не только естественнонаучного, но и гуманитарного циклов, закрепляет и расширяет их, применяя к новым изучаемым закономерностям. Курс астрономии призван дополнить физическую картину мира знаниями о ближнем и дальнем космосе, процессе эволюции Вселенной и убедить учащихся в универсальности законов природы. Помимо своего естественнонаучного содержания в рамках курса астрономии становится возможным уделить значительно внимание вопросам освоения космического пространства. Космонавтика –это широчайшая область человеческой деятельности, соединяющая в себе достижения науки и техники. И если сегодня запуск очередного спутника или космическая вахта экипажа космонавтов на пилотируемой станции стали обыденными рядовыми событиями, то тем более важно показать современным детям весь тот тернистый путь, что был пройден учеными и конструкторами к этой обыденности. История авиации и космонавтики тесно переплетается с самыми героическими страницами Российской истории. Еще живы люди, работавшие над запуском первого спутника, луноходов, «Востоков». Уроки истории космонавтики должны не только будить в наших детях чувство гордости за свою страну и ее людей, но и могут показать как творится история реальными живыми людьми—нашими современниками. Космонавтика развивается, происходят новые события, разрабатываются все более дерзкие проекты, а значит, вместе с учителем дети смогут следить за тем, как пишутся новые страницы истории и постепенно осознавать свое место в ней.

Место учебного предмета в учебном плане


   Первые знания по астрономии в школе учащиеся получают в курсе «Окружающий мир». Начиная с 5 класса, появляются новые «информационные поводы» для изучения астрономии, сначала в связи с изучением географии, истории Древнего мира, а затем и физики. Элементы астрономии, которые неизбежно включаются сейчас в курсы обязательных предметов, обычно привлекают любознательных учащихся. Они с удовольствием читают научно-популярные книги и журналы, «охотятся» за астрономическими новостями в Интернете, самостоятельно проводят непосредственные астрономические наблюдения. В старших классах учащиеся переходят к более строгому и научному восприятию мироздания. Полученные выпускниками школы астрономические знания должны завершать их естественнонаучное и философское образование, расширять кругозор выпускника до понимания космической сущности экологических проблем, осознания заинтересованности человечества в дальнейшем развитии наблюдательной астрономии и космонавтики. В настоящее время, когда астрономия исключена из перечня обязательных школьных дисциплин, единственным возможным вариантом восполнения астрономического образов ния является введение элективных курсов, курсов дополнительного образования или интегрированных курсов в учебном плане образовательного учреждения.
   Интегрированный курс «Астрономия», включает в себя цикл бесед, каждая из которых иллюстрируется видеорядом (компьютерной презентацией и фрагментами DVD фильмов). Курс астрономии активно использует полученные учащимися знания по «Окружающему миру».
   В данном курсе выделен достаточно большой блок, посвящённой истории астрономии и планете – Земля, позволяющий представить Землю как уникальное космическое тело, которое за последнее время активно изучается в сравнительной планетологии, астрофизике, геологии, астробиологии и других науках. Многие фрагменты DVD рассказывают о современных методах, применяемых учѐными при исследовании Вселенной и Солнечной системы. В результате за два года у учащихся формируется достаточно стройная система знаний о мироздании. В ходе изучения курса постоянно выстраиваются логические цепочки, позволяющие систематизировать и закрепить материал, изученный не только на занятиях курса астрономии, но на уроках истории, математики, географии, биологии, поднять вопросы экологии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


   Изучение астрономии в младших классах основной школы направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний истории астрономических открытий, ученых-астрономах и физиках, о классификации объектов на небесной сфере, условиях их видимости, способах ориентирования с помощью звездного неба, условиях наблюдения на различных широтах, в разные сезоны, об астрономических причинах формирования климатических зон, сезонных изменениях, астрономических основах измерения времени, физических условиях на Земле и других планетах Солнечной системы, других объектах Солнечной системы, о физическом единстве Солнца и других звезд, о разнообразии физических характеристик звезд, строении Млечного пути, о проблемах, решаемых современной астрономией.

овладение умениями находить на звездном небе яркие звезды и созвездия, ориентироваться на местности по звездному небу, определять фазы Луны, определять условия видимости светил по подвижной карте звездного неба;

развитие научного мировоззрения, познавательной активности, творческой инициативы, умения работать в команде, выступать перед аудиторией с докладом, дискутировать и оппонировать;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к астрономии как к элементу общечеловеческой культуры;

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий по этапам

Блок личностных универсальных учебных действий
смолообразование на основе развития мотивации и целеполагания  учения

  • осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач,
    соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?)

развитие Я-концепции, самооценки

  • выработка своей позиции в отношении учебной деятельности, ровесники;
    Апробация различных социальных ролей (при выполнении проектов).

развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений

  • личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов в общении и изучении опыта человеческого общества, формирование навыков командной деятельности,  сотрудничества, взаимодействия.

Блок регулятивных универсальных учебных действий
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе

  • самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность

регуляция учебной деятельности;

  • управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала

само регуляция эмоциональных и функциональных состояний

  • представление человека о своих возможностях достижения цели опре деленной сложности

самоконтроль и самооценивание

  • умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу

Блок познавательных универсальных учебных действий

общеучебные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    поиск и выделение необходимой информации

универсальные логические действий

  • -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущесственных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

действия постановки и решения проблем

  • объяснение с какой позиции учащийся приступает к разрешению проблемы
  • описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия
  • определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции;
  • определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности;
  • выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности;
  • сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;
  • оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом;
  • указание на сильные и слабые стороны своей деятельности.
  • определение мотивов своих действий

Блок коммуникативных универсальных учебных действий

межличностное общение

  • учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения,
  • умение обосновать и доказывать собственное мнение кооперация
  • осуществление действий обеспечивающих возможность эффективно
  • сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли.
  • уметь договариваться

формирование личностной и познавательной рефлексии

  • умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные:

  • знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
  • осознание личной ответственности за нашу планету;
  • развитие любознательности.
  • формирование коммуникативной компетентности в общении
  • сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные:

  • умение работать с разными источниками информации;
  • составлять рассказы, сообщения, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

  • что изучает астрономия,
  • общие сведения о созвездиях,
  • яркие звёзды созвездия Большая Медведица,
  • строение Солнечной системы, Галактики и Вселенной,
  • основные элементы небесной сферы, небесный экватор и меридиан, плоскость горизонта;
  • единицы измерения расстояний в Солнечной Системе,
  • общие сведения о звёздах,
  • астрономические основы измерения времени,
  • лунные фазы,
  • как проводить астрономические наблюдения,
  • элементы планетных орбит,
  • классификацию планет,
  • виды телескопов.

Обучающиеся будут уметь:

работать с картами и глобусами звездного неба,

находить в планетарии самые известные созвездия,

находить основные созвездия Северного полушария;

ориентироваться по Полярной звезде.

Пути реализации программы

В ходе эвристической беседы происходит активизация мышления учащихся и выясняется, что они знают по той или иной проблеме, и если их представления верны, они закрепляются, если нет – формируются правильные. Поскольку астрономия, в отличие от физики, черпает основные сведения из наблюдений, демонстрация фрагмента видеофильма и предваряющая его компьютерная презентация позволит погрузить учащихся в реальный физический мир, отображённый средствами документального кино и удовлетворить их познавательные потребности. Форма проведения занятий - классно-урочная с элементами работы учащихся в группах (во время интеллектуальных игр, которые обычно проводятся как внеклассные мероприятия на предметных неделях).

В ходе реализации программы учащиеся обучаются:

  • работе с подвижной картой звёздного неба и армиллярной сферой;
  • во время наблюдений дневного и вечернего неба во время астрономических сумерек, учатся:
  • ориентироваться на местности, находить на небе созвездия и планеты;
  • следить за изменением вида звёздного неба в течение года, фаз Луны, мест восхода и захода Солнца и Луны в разное время года, а также высотой подъёма светила над горизонтом.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности « Юный астроном »

Разделы

Название темы

кол- во часов

1

1

Введение

2

2

2

История астрономии. Звёздное небо

8

3

3

Земля (рождение Солнечной системы и Земли, стихии Земли, изучение формы Земли и доказательство её вращения). Луна (движение и фазы)

12

4

4

Солнечная система

8

5

5

Звёзды. Галактики. Эволюция Вселенной

4

Итого

34

Содержание курса.

Введение

Наш адрес во Вселенной. Телескоп. Новый взгляд на Вселенную.

Вселенная в представлениях древних индейцев, древних вавилонян, египтян. Античная астрономия: предположения Пифагора, взгляды Аристотеля, измерение Земли Эратосфеном. Аристарх Самосский – Коперник античного мира. Система мира по Птолемею.

     Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира. Взгляды      Джордано Бруно на Вселенную, как бесконечное пространство. Наблюдения и открытия Галилео Галилея. Кеплер, Ньютон – создатели модели Солнечной системы. Вильям Гершель – основоположник звёздной астрономии.

Практические занятия: Изготовление моделей системы мира по Птолемею, Н. Копернику.

История астрономии. Звёздное небо

Древнейшая из наук (археоастрономия). Астрономия античности. Астеризмы. Экскурсия по созвездиям.

Путешествие по звёздный карте. Небесная сфера. Небесные ориентиры. Зодиак. Революция в астрономии.

Движение Солнца по небосводу в течение суток и года. Созвездия северного и южного полушарий. Зодиакальные созвездия. Эклиптика. Движение Солнца, наблюдаемой на полюсах, экваторе и средних широтах Земли. Солнечный и лунный календари.

Земля (рождение Солнечной системы и Земли, стихии Земли, изучение формы Земли и доказательство её вращения). Луна (движение и фазы)

Строение и возраст Земли. Магнитное поле Земли. Атмосфера и гидросфера Земли. Космические факторы, повлиявшие на зарождение жизни на Земле. Изучение формы Земли и доказательство её вращения. Астрономические причины изменения климата. Далёкая и близкая Луна.

Планета Земля.  Положение в солнечной системе. Размеры планеты. Вращение планеты. Состав атмосферы. Температура на планете.

Луна – естественный спутник Земли. Вращение Луны. Фазы Луны. Молодой или старый месяц. Лунная карта. Поверхность Луны. Внутреннее строение Луны. Почему на Луне нет атмосферы? Какая на Луне погода? Лунные затмения. Солнечные затмения. Для чего астрономы наблюдают затмения? Теории происхождения Луны. Исследования Луны.

Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Рождение Солнечной системы. Формирование Земли и Луны.

Солнечная система

    Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Размеры Меркурия. Как вращается Меркурий. Почему на Меркурии нет атмосферы? Строение Меркурия. Поверхность планеты. Температура на планете. Отсутствие спутников.

   Венера. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение Венеры. Атмосфера Венеры. Температура на планете. Поверхность Венеры. Отсутствие спутников. Исследования Венеры.

Марс. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение планеты. Поверхность Марса.  Атмосфера. Средняя температура на планете. «Жизнь» на Марсе. Спутники Марса. Исследования Марса. Перспективы исследования Марса.

    Юпитер. Планета или меньшее Солнце? Положение в Солнечной системе. Вращение планеты.  Атмосфера Юпитера. Поверхность планеты. Температура на планете.  Кольца Юпитера. Спутники Юпитера. Исследования Юпитера.

    Сатурн. Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Поверхность, температура планеты. Кольца Сатурна. Происхождение колец. Спутники.  

    Уран. История открытия планеты. Положение в Солнечной системе. Особенности движения планеты. Размеры Урана. Состав атмосферы Урана. Поверхность планеты.Кольца Урана. Спутники Урана. Исследования Урана.

Нептун. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Вращение планеты. Атмосфера. Поверхность планеты. Температура на планете. Спутники. Исследования Нептуна.

    Плутон – карликовая планета Солнечной системы. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Размеры Плутона. Движение планеты. Исследования Плутона.

Окраина Солнечной системы. Пояс Койпера. Облако Оорта.

Малые планеты. Положение в Солнечной системе. Размеры и состав астероидов.  Астероиды вблизи Земли. Защита от астероидной опасности.

Кометы. Строение кометы. Происхождение комет. Движение комет. Периодичность комет. Знаменитые кометы.

    Метеорные тела. Метеоры. Наблюдения метеоров. Метеорные потоки. Метеориты: падения и находки.

Звёзды. Галактики. Эволюция Вселенной

Солнце – ближайшая звезда. Звёзды. Судьбы звёзд. Типы звёзд. Галактики. Большой Взрыв. Передний край планетологии. Поиск экзопланет.

Заключение

Великое открытие в геологии (создание теории тектоники плит). Поиски жизни в Солнечной системе. Уникальная Земля.

В ходе реализации программы учащиеся обучаются:

  • работе с подвижной картой звёздного неба и армиллярной сферой;
  • во время наблюдений дневного и вечернего неба во время астрономических сумерек, учатся:
  • ориентироваться на местности, находить на небе созвездия и планеты;
  • следить за изменением вида звёздного неба в течение года, фаз Луны, мест восхода и захода Солнца и Луны
  • в разное время года, а также высотой подъёма светила над горизонтом.

Поурочное  планирование.

№ недели

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Содержания занятия

Раздел 1

Введение – 2 часа

Планирование своей учебной деятельности на временной период, самоорганизация учебной деятельности, освоение электронных пособий, дистанционных форм работы, формирование эмоционального и позитивного отношения в предмету

1

1.1

04.09

Наш адрес во Вселенной

История, что изучает, связь с другими науками, профессия астрономия, значение для народного хозяйства.

2

1.2

11.09

Телескоп. Новый взгляд на Вселенную

Астрономические наблюдения и их

особенности. Телескопы: виды, разрушаемость, увеличение, светосила, их нахождение. Радиотелескопы.

Обсерватории.

Раздел 2

История астрономии. Звёздное небо - 8 часов

3

2.1

18.09

Древнейшая из наук (археоастрономия)

Освоение различных форм восприятия информации, выполнение практических проектных заданий, освоение поисковых методов работы с информацией, регулирование собственной учебной деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

4

2.2

25.09

Астрономия античности

Астрономия в древности. астроно-мия наука о Вселенной. Значение физики и астрономии. Общее пред-ставление о Вселенной. Развитие взглядов на строение мира. Мифы и легенды.

5

2.3

02.10

Астеризмы. Экскурсия по созвездиям

Общие сведения о созвездиях, история современных созвездий, имена и обозначения звезд. Замечательные созвездия средних широт Северного полушария неба. Блеск звезд. 20 самых ярких звезд

6

2.4

09.10

Путешествие по звёздный карте

Звездное небо над нами.

Редкие и необычные явления на небе. Любоваться или наблюдать?

Теория астрономических наблюдений. Что и как наблюдать на небе. Глаз – основной инструмент наблюдателя. Обсерватория. Астрономические наблюдения в телескоп.

7

2.5

16.10

Небесная сфера. Небесные ориентиры

Небесные координаты и их связь с

земными координатами. Практическая работа: определение с помощью карты звездного неба координаты самых ярких звезд.

8

2.6

23.10

Видимое годичное

движение Солнца.  Зодиак

Эклиптика, зодиакальные созвездия, дни весеннего и осеннего равноденствия, дни летнего и зимнего

солнцестояния. Созвездия Ориона,

Большого и Малого пса, Зайца.

9

2.7

06.11

Революция в астрономии

10

2.8

13.11

Солнечный и лунный календари

Счет времени и календарь, ритмы в

природе, древние календари, лунный календарь, лунно-солнечный и солнечный календари, их достоинства и недостатки, современный календарь (сообщения и презентации).

Раздел 3

Земля (рождение Солнечной системы и Земли, стихии Земли, изучение формы Земли и доказательство её вращения).

Луна (движение и фазы) – 12 часов

  • солнечные и лунные затмения описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия,
  • определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции;
  • определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности;
  • выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности;
  • сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;
  • оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом;
  • указание на сильные и слабые стороны своей деятельности;
  • определение мотивов своих действий

11

3.1

20.11

Рождение Солнечной системы

Общие сведения о планетах Солнечной системы, структура Солнечной системы, классификация планет, астрономические единицы, сравнительные размеры планет и

Солнца, планеты земной группы и

планеты гиганты, сравнительная

характеристика планет

12

3.2

27.11

Формирование Земли и Луны

Формирование Земли и Луны

13

3.3

04.12

Строение и возраст Земли

Земля - особенная планета. Почему на Земле есть жизнь?

14

3.4

11.12

Магнитное поле Земли

15

3.5

18.12

Космические факторы, повлиявшие на зарождение жизни на Земле

16

3.6

25.12

Атмосфера и гидросфера Земли

17

3.7

Изучение формы Земли и доказательство её вращения

18

3.8

Часовые пояса, линия

смены дат.

Поясное время. Местное и летнее время.

19

3.9

Астрономические причины изменения климата

20

3.10

Далёкая и близкая Луна

Естественный спутник Земли, теории происхождения Луны, общие сведения о Луне, лунная карта, поверхность Луны, внутреннее строение Луны, лунотрясения и минералогия.

21

3.11

Фазы Луны.

Понятие фаз Луны, новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Сидерический и синодический месяц. Практическая работа: создание модели Земля-Луна

22

3.12

Лунные и солнечные затмения.

Условия наступления затмений, виды затмений (сообщения, презентации). Практическая работа: создание модели Солнце-Земля-Луна и демонстрация лунных и солнечных затмений.

Раздел 4

Солнечная система – 8 часов

  • учтёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение;
  • осуществление действий обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли;
  • уметь договариваться; умение задавать вопросы, строить понятные для партера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;
  • оценивать свою и командную деятельность;
  • оценивать представленные проекты товарищей;
  • планировать свою учебную деятельность.

23

4.1

Меркурий и Венера – внутренние планеты

Общая характеристика физических

условий на Меркурии и на Венере.

Созвездие Девы.

24

4.2

Красная планета Марс

Общая характеристика физических

условий на Марсе, спутники Марса.

Созвездие Дракона

25

4.3

Юпитер - первый среди гигантов

Общая характеристика физических

условий на  Юпитере и его спутниках. Созвездие Весов и Скорпиона.

26

4.4

Сатурн - властелин колец

Общая характеристика физических

условий на Сатурне и его спутниках. Созвездие Змееносца.

27

4.5

Уран и Нептун – младшие братья в семействе гигантов

Общая характеристика физических

условий на Уране, Нептуне и их спутниках. Созвездия южного полушария.

28

4.6

Плутон и пояс Койпера

Общая характеристика физических

условий на Плутоне. Система Плутон-Харон.

29

4.7

Астероиды и метеориты

Астероиды, метеориты: общие сведения и классификация малых телах Солнечной системы, строение и происхождение, отличия астероида от метеоритов, защита от астероидной опасности, наиболее известные астероиды, метеориты.

30

4.8

Кометы и метеоры

Кометы, метеорные потоки, общие сведения и классификация малых телах Солнечной системы, строение и происхождение, отличия астероида от комет, движение и орбиты комет, наиболее известные кометы и метеорные потоки

Раздел 5

Звёзды. Галактики. Эволюция Вселенной - 4 часа

  • регулирование собственной учебной деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выполнение анализа и самооценки собственной деятельности.

31

5.1

Солнце – ближайшая звезда

Солнце – звезда или божество. Что мы знаем о нем? Солнце – ближайшая звезда. Строение, атмосфера. Значение ля Земли.

32

5.2

Звезды. Судьбы звёзд.

Основные сведения о звездах, цвет и температура звезд, расстояние до звезд, классификация звезд, спектральные характеристики звезд, термоядерные реакции в недрах звезд

33

5.3

Галактика. Виды галактик.

Общие сведения о галактиках,

классификация галактик, спиральные галактики, Галактика Млечный Путь, обозначение галактик на звездной карте.

34

5.4

Большой Взрыв.

Что такое Вселенная и ее строение,

Солнечная система, скопление галактик, ячеистая структура Вселенной, темная материя и темная энергия, открытие расширения Вселенной, теория Большого взрыва

Учебно – методическое обеспечение курса:

Литература

1. Для учителя:

1.Библиотека «Первого сентября» №30. Уроки физики и астрономии к праздникам.

2. Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия 11 класс. – М., Просвещение, 1990.

3.Засов А.В. Астрономия 11 класс. - М., Просвещение, 2001.

4. Зигель Э. С. Что и как наблюдать на звездном небе, 1979.

5. Мухин Л. Мир астрономии. – М., Молодая гвардия, 1987.

6. Паннекук А. «История астрономии». –М., Наука, 1976.

7. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – М., Молодая гвардия,1996.

8. Цветков В. Космос. Полная энциклопедия. – М., Эксмо,2008.

9.Энциклопедический словарь юного астронома. –М., Педагогика,1986.

10. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М., Аванта +, 2004.

2. Для учащихся:

1.Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Росмэн,2010

2. Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», -Д.: ВАП,1994

3. Иллюстрированная энциклопедия «Звездное небо». Мир Энциклопедий. Аванта

+, М.: Астрель, 2009

4. Иллюстрированная энциклопедия. Астрономия. М.: Росмэн,2010

5. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+, 2004

3. Электронные ресурсы:

1. http://www. sciam.ru/- журнал «В мире науки»

2. http://www. vivovoco/rsl.ru

3. http://www. chaos.dvo.ru/-портал естественных наук

4. http://www. Astro Books.ru/- астрономическая библиотека

5. http://www. DjVu-info.ru/-астрономическая библиотека

6. http://www. astronomer.ru/- виртуальный астрономический журнал

7. http://www. astrogalaxy.ru/- большой астрономический сайт

8. http://www. galspace.spb.ru/- исследование Солнечной системы

9. http://www.vfc.org.ua/images/crimea/- взгляд из космоса

10. http://www. moscovaleks.narod.ru/- Галактика

11. http://www. sai.msu.ru/- Государственный астрономический институт им. Штернберга

12. http://www. natural.history.narod.ru/- кабинет астрономии, история астрономии

13. http://www. pangeya.ru/novost/kosmos/view/- новости космоса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Занятие по развитию речи младших школьников с ОНР. «Аты-баты, буду я солдатом!»

Занятие по развитию речи  младших школьников с ОНР. Основной целью данного занятия является воспитание  патриотизма,  уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любовь к Роди...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

План-конспект занятия "Мои эмоции" для младших школьников

План-конспект занятия "Мои эмоции" для младших школьников. Ознакомление  младших школьников   с   эмоциями   и   их словесным выражением с целью профи...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается значимость внеурочной деятельности для младшего школьника, представлены ее виды и формы....