Практическая работа № 9
учебно-методический материал по астрономии
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 9
Тема: Определение массы и размеров звезд
Цель: закрепление теоретического материала.
Вариант № 1
Задание 1
Вопрос: Пара визуально-двойных звёзд, известная ещё с глубокой древности.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Сириус А и Сириус В
2) Алголь А и Алголь В
3) Альфа Центавра и Хадар
4) Мицар и Алькор
Задание 2
Вопрос: Укажите, какие высказывания относятся к определению физической двойной звезды.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
А) звёзды обращаются по замкнутым орбитам
Б) звёзды не связаны друг с другом силами гравитации
В) звёзды обращаются вокруг общего центра масс
Г) расстояние между звёздами очень велико
Д) система из двух гравитационно связанных звёзд
Задание 3
Вопрос: Для каждого из определений подберите правильные ответы.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Визуально-двойные 2) Затменно-двойные 3) Спектрально-двойные 4) Астрометрически-двойные | А) очень тесные звёздные пары, в которых одна из звёзд или очень мала по размерам, или имеет низкую светимость. Б) тесные пары, обращающиеся с периодом от нескольких часов до нескольких суток по орбитам, большая полуось которых сравнима с самими звёздами. В) звёзды, двойственность которых устанавливается лишь на основании спектральных наблюдений. Д) двойные звёзды, компоненты которых можно увидеть раздельно (в телескоп или сфотографировать). |
Задание 4
Вопрос: Первая звезда, у которой была открыта её физическая двойственность
Составьте слово из букв: ОАРСТК -> _____________________________
Задание 5
Вопрос: Укажите типы двойных звёзд.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Оптические двойные 2) Кратные двойные | 3) Физические двойные 4) Мнимые двойные |
Задание 6
Вопрос: Укажите тип звезды по её описанию
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Горячая звезда главной последовательности 2) Нейтронная звезда 3) Красный гигант 4) Белый карлик | А) Размеры звезды сравнимы с размерами Земли. Б) Плотность вещества звезды превышает плотность атомного ядра. В) Холодная звезда, обладающая большими размерами и массой, но низкой плотностью вещества. Г) Голубая (бело-голубая) звезда, источником энергии которой является углеродный цикл (CNO-цикл). |
Задание 7
Вопрос: Укажите основные физические характеристики, которыми белый карлик отличается от модели звезды солнечного типа.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) масса 2) светимость | 3) плотность 4) радиус |
Задание 8
Вопрос: Укажите, что относится к модели красного гиганта
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
А) плотный ионизированный газ, состоящий из атомных ядер
Б) зона лучистого переноса
В) изотермическое гелиевое ядро
Г) конвективная зона
Д) энерговыделяющий слой
Задание 9
Вопрос: Укажите, что входит в модель горячей звезды главной последовательности.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) зона лучистого переноса
2) тонкий энерговыделяющий слой
3) конвективная зона
4) конвективное ядро
Задание 10
Вопрос: Оцените плотность вещества нейтронной звезды, если её радиус равен 13 км, а масса в 2 раза больше массы Солнца (масса Солнца равна 2 ∙ 1030 кг).
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 4,3 ∙ 1026 кг/м3 2) 2,4 ∙ 1027 кг/м3 | 3) 4,3 ∙ 1023 кг/м3 4) 2,4∙ 1025 кг/м3 |
Задание 11
Вопрос: Почему цефеиды называют "маяками Вселенной"?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) их легко обнаружить в других звёздных системах (на расстояниях до 20 Мпк).
2) это звёзды-сверхгиганты, которые обладают очень высокой светимостью.
3) они обладают важной зависимостью «период - светимость», по которой можно определить расстояние до звезды или далёкой галактики.
4) "маяками Вселенной" называют не цефеиды, а сверхновые звёзды.
Задание 12
Вопрос: Изменение яркости новой звезды составляет 10m при примерно постоянной температуре расширяющейся фотосферы. Во сколько раз изменяется радиус звезды? Ответ округлите до целого числа
Запишите число: ___________________________
Задание 13
Вопрос: Сопоставьте определения и понятия.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Пульсирующие переменные звёзды 2) Мириды 3) Цефеиды 4) Сверхновая | А) физические переменные звёзды, у которых происходят периодические колебания блеска. Б) катаклизмическая переменная звезда, являющаяся результатом взрыва белого карлика. В) класс пульсирующих переменных звёзд с довольно точной зависимостью период-светимость. Г) класс пульсирующих переменных звёзд с периодом от нескольких недель до года и более. |
Задание 14
Вопрос: Укажите типы физических переменных звёзд.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) пульсирующие
2) спектральные
3) затменные
4) эруптивные
Задание 15
Вопрос: Космическое тело, состоящее из нейтронной сердцевины, покрытой сравнительно тонкой корой вещества в виде тяжёлых атомных ядер и электронов, и являющаяся остатками сверхновой звезды.
Запишите ответ: __________________________________________
Практическая работа № 9
Тема: Определение массы и размеров звезд
Цель: закрепление теоретического материала.
Вариант № 2
Задание 1
Вопрос: Изменение вида кривой блеска затменно-переменной звезды позволяет определить следующие характеристики её компонентов:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) наклонение плоскости орбиты 2) период обращения | 3) массу компонентов 4) эксцентриситет орбиты |
Задание 2
Вопрос: Близко расположенные пары звёзд называются
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) двойными звёздами 2) оптическими двойными звёздами | 3) кратными звёздами 4) двойными системами |
Задание 3
Вопрос: Определите массу двойной звезды (в массах Солнца) период обращения компонентов которой равен 56 годам, а большая полуось видимой орбиты равна 3''. Ответ округлите до десятых.
Запишите число: ___________________________
Задание 4
Вопрос: Укажите порядок следования определений:
1. Амплитуда
2. Период переменности
3. Экзопланета
4. Кратная звезда
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
А) промежуток времени между двумя последовательными наименьшими минимумами.
Б) разность звёздных величин в минимуме и максимуме блеска
В) система из трёх или более звёзд, которые связаны друг с другом силами гравитации
Г) планета, находящаяся вне Солнечной системы.
Задание 5
Вопрос: У двойной системы годичный параллакс составляет 0,05", большая полуось видимой орбиты равна 2,0", а период обращения компонентов 100 лет. Найдите сумму масс звёзд, a также массы каждой звезды в отдельности, если звезды отстоят от общего центра масс на расстояниях, относящихся как 4:1. Ответы дайте в массах Солнца и округлите до десятых.
Запишите число:
Масса большей компоненты ___________________________
Масса меньшей компоненты ___________________________
Сумма масс звёзд ___________________________
Задание 6
Вопрос: Какие звёзды обладают очень низкой плотностью?
Составьте слово из букв: РГНЫАСК ГТАЙНИ -> ______________________
Задание 7
Вопрос: Укажите расположение звёзд на диаграмме Герцшпрунга - Рассела начиная сверху
Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:
А) Белые карлики
Б) Гиганты
В) Яркие гиганты
Г) Субгиганты
Д) Звёзды главной последовательности
Е) Сверхгиганты
Задание 8
Вопрос: Укажите последовательность стадий эволюции Солнца.
Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:
А) Остывание белого карлика
Б) Стационарная стадия (источник излучений - термоядерные реакции)
В) Красный гигант
Г) Уплотнение газа и пыли
Д) Сжатие в протозвезду
Е) Сверхновая
Задание 9
Вопрос:
Укажите, что не входит в состав белого карлика
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) идеальный газ
2) ядро
3) всё из перечисленного входит в модель белого карлика
4) плотный ионизированный газ
Задание 10
Вопрос: Субзвёздные объекты, температура которых не превышает 2000 К.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) коричневые карлики
2) холодные солнца
3) горячие Юпитеры
4) чёрные карлики
Задание 11
Вопрос: Сопоставьте причину нестационарности звёзд.
1. Цефеиды
2. Новые звёзды
3. Сверхновые звёзды
Укажите порядок следования всех 3 вариантов ответа:
А) Изменения лучевой скорости и температуры звезды.
Б) Акреция (перекачка) вещества со звезды компаньона на белый карлик.
В) Конечная стадия эволюции звезды с окончанием протекания термоядерных реакций.
Задание 12
Вопрос: Переменные звёзды, изменения блеска которых обусловлены физическими процессами, происходящими в их недрах.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Физические переменные звёзды
2) Оптические переменные звёзды
3) Астрометрические переменные звёзды
4) Химические переменные звёзды
Задание 13
Вопрос: Новая звезда - это
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) катаклизмическая переменная звезда, являющаяся результатом взрыва белого карлика.
2) звёзды, которое только что родились из протозвезды.
3) звёзды, светимость которых внезапно увеличивается в 103-106 раз в течение суток.
4) массивная одиночная звезда, находящаяся на конечном этапе эволюции.
Задание 14
Вопрос: Укажите звёзды, которые дали названия классам пульсирующих переменных звёзд.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
А) Мира
Б) R Зайца
В) Дельта Цефея
Г) RR Лиры
Д) Полярная звезда
Задание 15
Вопрос: Источники узконаправленного пульсирующего радиоизлучения, вызванного взаимодействием плазмы звезды с её сильным магнитным полем.
Составьте слово из букв: ПЛСУЫАЬР -> _____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...