Рабочая программа учебного предмета "Астрономия"
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Федорова Елена Анатольевна

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой ООО  МОАУ СОШ №3, учебным планом МОАУ СОШ №3, а так же в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программой по астрономии

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2016
  2. Е.К.Страут  Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа "Астрономия"331 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановска»

Рабочая программа учебного предмета

по астрономии для 11 класса

на 2021/2022 учебный год

Учитель: Федорова Елена Анатольевна

Количество  часов за год 11 класс –34 ч.,  в неделю – 1ч.

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой ООО  МОАУ СОШ №3, учебным планом МОАУ СОШ №3, а так же в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программой по астрономии

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2016
  2. Е.К.Страут  Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Астрономия в школе - это курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия реализуется за счет школьного компонента. Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 час в неделю курс будет пройден в течение 11 класса. В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Изучение астрономии в 11 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностные результаты:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к предмету как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:  

умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и

второстепенные задачи;  

умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку  зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:  

«Практические основы астрономии» позволяют:

  •  воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время);
  •  объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  •  объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  •  применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
  •  воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
  •  воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  •  вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
  •  формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  •  объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
  •  характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

«Природа тел Солнечной системы» позволяют:

  •  формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
  •  описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
  •  проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
  •  объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
  •  описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
  •  характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  •  описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  •  описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  •  объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

«Солнце и звезды» позволяют:

  •  определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
  •  описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
  •  объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
  •  описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  •  вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  •  называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
  •  сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  •  объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  •  описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
  •  оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
  •  описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  •  характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

«Строение и эволюция Вселенной» позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  •  характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
  •  определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
  •  сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  •  обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
  •  формулировать закон Хаббла;
  •  определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  •  интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
  •  классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва.

«Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:

  •  систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и  способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности

Выпускник научится

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная вели-

чина;

  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет -светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небеосновные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
  • жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 ч)

ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.  Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

ЗВЕЗДЫ

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце.  Солнечно-земные связи.

НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

1

Астрономия, ее значение и связь с другими

2

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)

Международный день распространения грамотности

2

Практические основы астрономии

5

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики)

Международный день жестовых языков

3

Строение Солнечной системы

7

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)

Международный день детского церебрального паралича (информационная минутка на уроках биологии)

Уроки-турниры, посвящённые Всемирному дню математики.

100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича

4

Природа тел Солнечной системы

8

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (информационная минутка на уроке литературы)

Всероссийский урок «История самбо»

День начала Нюрнбергского процесса (минутка информации на уроках истории и обществознания)

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова Интерактивные уроки родного русского языка к Международному дню родного языка

День российской науки. Школьная научно-практическая конференция «Шаги познания»

Предметная неделя естественно-математических наук

5

Солнце и звезды

5

Региональный этап  всероссийской олимпиады школьников

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»

6

Строение и эволюция вселенной

4

Всемирный день иммунитета (минутка информации на уроках биологии)

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (День пожарной охраны)

7

Жизнь и разум во вселенной

1

День государственного флага Российской Федерации 4.05

8

Повторение

2

День славянской письменности и культуры

Календарно-тематическое планирование  

№ п/п

Тема

Дата

план

факт

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч

Что изучает астрономия.

1.09

Наблюдения – основа астрономии

8.09

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

15.09

Видимое движение звезд на различных географических широтах

22.09

Годичное движение Солнца. Эклиптика

29.09

Движение и фазы Луны.

6.10

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

13.10

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.

Развитие представлений о строении мира

20.10

Конфигурации планет.

27.10

Синодический период

17.11

Законы движения планет Солнечной системы

24.11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1.12

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

8.12

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

15.12

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

22.12

Земля и Луна -  двойная планета

29.12

Две группы планет

12.01

Природа планет земной группы

19.01

Урок-дискуссия «Парниковый эффект -  польза или вред?»

26.01

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

2.02

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

9.02

Метеоры, болиды, метеориты

16.02

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч

Солнце, состав и внутреннее строение

2.03

Солнечная активность и ее влияние на Землю

9.03

Физическая природа звезд

16.03

Переменные и нестационарные звезды.

23.03

Эволюция звезд

6.04

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.

Наша Галактика

13.04

Другие звездные системы — галактики

20.04

Космология начала ХХ в.

27.04

Основы современной космологии

4.05

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

11.05

ПОВТОРЕНИЕ- 2 ч.

Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс

18.05

Обобщающий урок

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...