Рабочая программа по астрономии. Чаругин.
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа по астрономии. Чаругин. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya-11.docx | 83.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«Принято» «Утверждаю»
Педагогический совет Директор ГБОУ СОШ № 5
Протокол от «30» апреля 2021 г. ____________ Т.А. Кожевникова
№ 7 Приказ от «30» апреля 2021 г.
№ 51
С учётом мнения родителей
(законных представителей)
Протокол Совета родителей
От «29» апреля 2021 г.
№ 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по АСТРОНОМИИ
для 11 класса
(уровень: базовый общеобразовательный)
Учитель: Соколова Наталья Владимировна
Квалификационная категория: высшая
Санкт-Петербург
2021/2022 уч. г.
Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» составлена с учетом следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.06.2017);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20;
- Авторская программа: В.М.Чаругин, Астрономия, 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2017г.;
- Учебный план ГБОУ СОШ № 5 на 2021-2022 уч. год;
- Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 5 на 2021-2022 уч. год;
- Локальные нормативные акты ГБОУ СОШ № 5.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет Астрономия является обязательным и изучается как отдельный обязательный учебный предмет на базовом уровне. Учебный предмет Астрономия направлен на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах, природе небесных тел и Вселенной в целом.
Цель изучения астрономии
Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира.
Задачи:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- Использование приобретенных знаний и умений для использования в познавательной и социальной практике; решения практических задач повседневной жизни; формирование научного мировоззрения;
- Формирование навыков использования естественнонаучных межпредметных понятий для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики;
- Приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- Овладение умениями и видами деятельности специфическими для данной предметной области: объяснять видимое положение и движение небесных тел; принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам; навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры определяются спецификой астрономии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров астрономического образования выступают объекты, изучаемые в курсе астрономии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии, проявляются:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в ценности методов исследования природы;
• в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности.
Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
• правильного использования астрономической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Место учебного предмета Астрономия в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 11 классе 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю) на занятия по астрономии. В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на изучение астрономии в 2021-2022 учебном году отводится 34 часа.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Успеваемость всех обучающихся 11 класса подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе. Формы текущего контроля успеваемости: оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической, тестовой или контрольной работы.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации обучающихся разрабатываются в соответствии с государственным стандартом общего образования. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания.
Содержание учебного курса Астрономия
Тема | Кол-во часов | Содержание |
Предмет астрономии | 1 | Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
Основы практической астрономии | 5 | Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. |
Законы движения небесных тел. Солнечная система. | 10 | Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. |
Методы астрономических исследований | 3 | Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. |
Звезды и Солнце | 7 | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. |
Строение и эволюция Вселенной | 6 | Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. Млечный Путь Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. |
Резерв | 2 |
Учебно-методическое обеспечение реализации данной программы
Класс | Учебники | Учебные пособия для учащихся | Дидактические материалы для учителя | Интернет-ресурсы |
11 | Астрономия. 10–11 классы. Базовый уровень. Чаругин В.М., Просвещение, | - Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы, . Под.ред. В.М.Чаругина, М.: - Просвещение, 2017 - Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «Астрономия», СПБ АППО, 2017 - Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11кл. Н.Н.Гомулина-М.: Дрофа, 2018 | http://www.astro.spbu.ru/?g=node/12 http://elementy.ru/catalog/t22/Astronomiya http://spacegid.com/zemlya-so-sputnika-v-realnom-vremeni-onlayn.html http://spacegid.com/3d-model-solnechnoy-sistemyi.html http://spacegid.com/interaktivnaya-shkala-masshtabov-vselennoy.html |
Практическая составляющая учебного предмета обеспечивается следующим:
- карты звездного неба (подвижные ученические)
- телескоп
- теллурий
- глобус Земли
- техническое обеспечение кабинета
Планируемые результаты освоения учебного курса Астрономия
Личностными результатами освоения астрономии являются:
∙ умение управлять своей познавательной деятельностью;
∙ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
∙ умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
∙ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
∙ чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
∙ положительное отношение к труду, целеустремлённость;
∙ экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
1. освоение регулятивных универсальных учебных действий:
∙ самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
∙ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
∙ сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
∙ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
∙ осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
2. освоение познавательных универсальных учебных действий:
∙ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
∙ использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
∙ осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
∙ приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
∙ анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
∙ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
∙ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
∙ занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением).
3. освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
∙ осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми;
∙ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды;
∙ развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
∙ распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
∙ представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
∙ подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
∙ воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
∙ точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
- пользоваться программой Stellarium;
- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | |
Всего | Практика (Лабораторные и практические работы) | |||
1. | Предмет астрономии | 1 | ||
2. | Основы практической астрономии | 5 | 1 | Тест, практ работа |
3. | Законы движения небесных тел. Солнечная система. | 10 | Контрольная работа | |
4. | Методы астрономических исследований | 3 | 1 | Практ.работа |
5. | Звезды и Солнце | 7 | Контрольная работа | |
6. | Строение и эволюция Вселенной | 6 | ||
7. | Резерв | 2 | ||
Итого | 34 | 2 |
Диагностический и практический материал
Тема | Вид работы | ||
Контрольная работа | Тест | Практическая | |
Предмет астрономии | |||
Основы практической астрономии | 1 | 1 | |
Законы движения небесных тел. Солнечная система. | 1 | ||
Методы астрономических исследований | 1 | ||
Звезды и Солнце | 1 | ||
Строение и эволюция Вселенной | |||
Резерв | |||
Итого: | 2 | 1 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АСТРОНОМИИ, 11 КЛАСС
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности учащихся |
Предмет астрономии (1ч) | ||||||
Планируемые результаты: метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять познавательную цель; выделять сходства естественных наук, различия между теоретическими и эмпирическими методами исследования; воспринимать и самостоятельно оценивать на основе полученных знаний информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники, гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; предметные: научиться объяснять роль астрономии в жизни человека и её значение в системе естественных наук; уметь формулировать предмет изучения астрономии; знать основные методы изучения Вселенной; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. | ||||||
1 | Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины Вселенной. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр и анализ видеофрагментов научно-популярных лекций, передач, фильмов | ||
Основы практической астрономии (5ч) | ||||||
метапредметные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; системно мыслить, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории; личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, использование приобретённых знаний в повседневной жизни; формирование устойчивой мотивации к обучению, приобретению новых знаний, умений, навыков, способов деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; предметные: научиться объяснять значения понятий "созвездие", "звёздная величина", "небесная сфера", "кульминация", "эклиптика", "фаза Луны", "солнечное затмение", "лунное затмение"; уметь находить звёзды и созвездия на небе с помощью карты звёздного неба; объяснять различия лунного и солнечного, юлианского и григорианского календарей; научиться формулировать причины солнечных и лунных затмений; знать и понимать причины возникновения приливов и отливов; основные элементы и свойства планет Солнечной системы; находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь и др., самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | ||||||
2 | Звездное небо. Небесные координаты. | 1 | Практ.раб. | - работа с учебником - работа с картой звездного неба - наблюдения - работа с виртуальным телескопом - решение качественных задач | ||
3 | Видимое движение планет и Солнца. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - решение качественных задач - работа с виртуальным телескопом | ||
4 | Движение Луны и затмения. | 1 | фронтальный опрос | - работа с теллурием - работа с учебником - работа с виртуальным телескопом - решение качественных задач | ||
5 | Время и календарь. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
6 | Тест. | 1 | Тест | - работа в тетради индивидуально по изученной теме | ||
Законы движения небесных тел. Солнечная система (10ч) | ||||||
метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия в соответствии с эталоном; формировать смысловое чтение; формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; применять знания из других предметных областей; слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники, гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, использование приобретённых знаний в повседневной жизни; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала; предметные: научиться объяснять особенности геоцентрической и гелиоцентрической систем мира; описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; уметь объяснять движение Земли вокруг Солнца; научиться объяснять значение понятий "параллакс", "парсек"; уметь рассчитывать первую и вторую космическую скорости на основе закона всемирного тяготения; знать и уметь описывать состав Солнечной системы; уметь объяснять отличия планет земной группы и планет-гигантов; знать, что такое пояс Койпера и облако Оорта и каков их состав; уметь описывать внутреннее строение Земли и состав её атмосферы; научиться объяснять связь смены сезонов года и наклона земной оси, влияние парникового эффекта на климат Земли, роль магнитосферы Земли в защите биосферы от космического излучения; научиться объяснять природу приливов и отливов на Земле; уметь описывать физические свойства астероидов и комет; уметь формулировать разницу между метеорами, метеоритами и болидами; уметь описывать физические свойства и состав планет-гигантов; знать, что представляют собой и где находятся планеты-карлики; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | ||||||
7 | Системы мира. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником; - решение задач, требующих комплексного применения знаний - анализ, формул, графиков, диаграмм, картинок, таблиц | ||
8 | Законы движения планет. | 1 | фронтальный опрос | - просмотр фильма - работа с учебником | ||
9 | Космические скорости. Межпланетные перелеты. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - решение задач | ||
10 | Современные представления Солнечной системе. Планета Земля. | 1 | фронтальный опрос | - работа с таблицами - работа с учебником | ||
11 | Луна и ее влияние на Землю. | 1 | фронтальный опрос | - просмотр фильма - работа с учебником | ||
12 | Планеты земной группы. | 1 | фронтальный опрос | - работа с таблицами - работа с учебником - анализ, формул, графиков, диаграмм, картинок, таблиц | ||
13 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - построение таблиц | ||
14 | Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - построение таблиц - просмотр фильма | ||
15 | Строение Солнечной системы. | 1 | фронтальный опрос | - решение качественных задач | ||
16 | Контрольная работа | 1 | Контр.раб. | - работа в тетради индивидуально по изученной теме | ||
Методы астрономических исследований (3ч) | ||||||
метапредметные: выявлять проблему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания; личностные: формировать умение вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения; формировать осознание ценности научных знаний для объяснения явлений окружающего мира; предметные: научиться объяснять устройство рефрактора и рефлектора; описывать и объяснять принцип действия оптического телескопа и радиотелескопа; использовать программу Stellarium для определения физических параметров планет, спутников и звёзд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; анализировать информацию статистического характера. | ||||||
17 | Излучение небесных тел. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
18 | Оптические телескопы и радиотелескопы. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
19 | Виртуальный телескоп. | 1 | Практ.раб. | - применение виртуального телескопа - экскурсии, в том числе виртуальные | ||
Звезды и Солнце (7ч) | ||||||
метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения задачи, самостоятельно исправлять ошибки; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта; использовать адекватные языковые средства для отображения информации в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения данной темы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать и прогнозировать результат; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания; осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; использование приобретённых знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; уметь описывать строение и состав солнечной атмосферы; научиться объяснять значение понятия "солнечная активность" и её влияние на процессы на Земле; уметь описывать внутреннее строение Солнца; знать, что термоядерные реакции являются источником солнечной энергии; формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений; формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения; осознание ценности научных знаний для объяснения явлений окружающего мира; формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы; предметные: знать смысл понятий «звёздной величиной», «светимостью звезды»; уметь описывать спектральные классы звёзд; уметь пользоваться диаграммой "спектр-светимость"; уметь описывать характеристики звёзд главной последовательности, гигантов и сверхгигантов; научиться описывать строение белых карликов, нейтронных звёзд; уметь формулировать определение понятий "двойные звёзды", "кратные звёзды", "затменно-переменные звёзды", "пульсирующие переменные звёзды"; уметь объяснять причины вспышек новых и сверхновых звёзд; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; приводить примеры использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа. | ||||||
20 | Солнце. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - анализ, формул, графиков, диаграмм, картинок, таблиц | ||
21 | Внутреннее строение и источники энергии Солнца. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма - решение качественных задач | ||
22 | Основные характеристики звезд. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
23 | Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
24 | Двойные, кратные и переменные звезды. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
25 | Новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд. | 1 | фронтальный опрос |
| - работа с учебником - работа с различными источниками информации, в том числе с Интернет ресурсами | |
26 | Контрольная работа | 1 | Контр.раб. | - работа в тетради индивидуально по изученной теме | ||
Строение и эволюция Вселенной (7ч) | ||||||
метапредметные: слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; использовать адекватные языковые средства для отображения информации в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения; оценивать качество и уровень усвоения материала; самостоятельно выделять познавательную цель, анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы; формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы; формирование устойчивого интереса к изучению нового; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование убеждённости в применимости законов физики к реальным явлениям; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; предметные: уметь различать рассеянные и шаровые звёздные скопления; научиться различать эллиптические, спиральные и неправильные галактики; уметь объяснять природу скоплений галактик, их рентгеновского излучения; уметь объяснять связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков. | ||||||
27 | Газ и пыль в галактике. Рассеянные и шаровые звездные скопления. | 1 | фронтальный опрос | - просмотр и анализ видеофрагментов научно-популярных лекций, передач, фильмов - анализ диаграмм, картинок, таблиц - работа с учебником | ||
28 | Сверхмассивная черная дыра в центре галактики. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
29 | Классификация галактик. Скопления галактик. | 1 | фронтальный опрос | - анализ диаграмм, картинок, таблиц - работа с учебником - просмотр видеофильма | ||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
31 | Модель горячей вселенной и реликтовое излучение. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
32 | Ускоренное расширение вселенной и темная энергия. Обнаружение планет около других звезд. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
Резерв (2ч) | ||||||
33-34 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
Рабочая программа по астрономии к курсу В.М. Чаругина для 10-11 классов (ФГОС)
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный обр...
Рабочая программа по астрономии к курсу В.М. Чаругина для 11 класса
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный обр...