Рабочая программа по астрономии. Чаругин.
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа по астрономии. Чаругин. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«Принято» «Утверждаю»
Педагогический совет Директор ГБОУ СОШ № 5
Протокол от «30» апреля 2021 г. ____________ Т.А. Кожевникова
№ 7 Приказ от «30» апреля 2021 г.
№ 51
С учётом мнения родителей
(законных представителей)
Протокол Совета родителей
От «29» апреля 2021 г.
№ 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по АСТРОНОМИИ
для 11 класса
(уровень: базовый общеобразовательный)
Учитель: Соколова Наталья Владимировна
Квалификационная категория: высшая
Санкт-Петербург
2021/2022 уч. г.
Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» составлена с учетом следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.06.2017);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20;
- Авторская программа: В.М.Чаругин, Астрономия, 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2017г.;
- Учебный план ГБОУ СОШ № 5 на 2021-2022 уч. год;
- Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 5 на 2021-2022 уч. год;
- Локальные нормативные акты ГБОУ СОШ № 5.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет Астрономия является обязательным и изучается как отдельный обязательный учебный предмет на базовом уровне. Учебный предмет Астрономия направлен на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах, природе небесных тел и Вселенной в целом.
Цель изучения астрономии
Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира.
Задачи:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- Использование приобретенных знаний и умений для использования в познавательной и социальной практике; решения практических задач повседневной жизни; формирование научного мировоззрения;
- Формирование навыков использования естественнонаучных межпредметных понятий для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики;
- Приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- Овладение умениями и видами деятельности специфическими для данной предметной области: объяснять видимое положение и движение небесных тел; принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам; навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры определяются спецификой астрономии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров астрономического образования выступают объекты, изучаемые в курсе астрономии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии, проявляются:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в ценности методов исследования природы;
• в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности.
Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
• правильного использования астрономической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Место учебного предмета Астрономия в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 11 классе 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю) на занятия по астрономии. В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на изучение астрономии в 2021-2022 учебном году отводится 34 часа.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Успеваемость всех обучающихся 11 класса подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе. Формы текущего контроля успеваемости: оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической, тестовой или контрольной работы.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации обучающихся разрабатываются в соответствии с государственным стандартом общего образования. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания.
Содержание учебного курса Астрономия
Тема | Кол-во часов | Содержание |
Предмет астрономии | 1 | Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
Основы практической астрономии | 5 | Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. |
Законы движения небесных тел. Солнечная система. | 10 | Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. |
Методы астрономических исследований | 3 | Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. |
Звезды и Солнце | 7 | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. |
Строение и эволюция Вселенной | 6 | Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. Млечный Путь Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. |
Резерв | 2 |
Учебно-методическое обеспечение реализации данной программы
Класс | Учебники | Учебные пособия для учащихся | Дидактические материалы для учителя | Интернет-ресурсы |
11 | Астрономия. 10–11 классы. Базовый уровень. Чаругин В.М., Просвещение, | - Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы, . Под.ред. В.М.Чаругина, М.: - Просвещение, 2017 - Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «Астрономия», СПБ АППО, 2017 - Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11кл. Н.Н.Гомулина-М.: Дрофа, 2018 | http://www.astro.spbu.ru/?g=node/12 http://elementy.ru/catalog/t22/Astronomiya http://spacegid.com/zemlya-so-sputnika-v-realnom-vremeni-onlayn.html http://spacegid.com/3d-model-solnechnoy-sistemyi.html http://spacegid.com/interaktivnaya-shkala-masshtabov-vselennoy.html |
Практическая составляющая учебного предмета обеспечивается следующим:
- карты звездного неба (подвижные ученические)
- телескоп
- теллурий
- глобус Земли
- техническое обеспечение кабинета
Планируемые результаты освоения учебного курса Астрономия
Личностными результатами освоения астрономии являются:
∙ умение управлять своей познавательной деятельностью;
∙ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
∙ умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
∙ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
∙ чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
∙ положительное отношение к труду, целеустремлённость;
∙ экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
1. освоение регулятивных универсальных учебных действий:
∙ самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
∙ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
∙ сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
∙ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
∙ осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
2. освоение познавательных универсальных учебных действий:
∙ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
∙ использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
∙ осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
∙ приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
∙ анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
∙ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
∙ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
∙ занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением).
3. освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
∙ осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми;
∙ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды;
∙ развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
∙ распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
∙ представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
∙ подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
∙ воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
∙ точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
- пользоваться программой Stellarium;
- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | |
Всего | Практика (Лабораторные и практические работы) | |||
1. | Предмет астрономии | 1 | ||
2. | Основы практической астрономии | 5 | 1 | Тест, практ работа |
3. | Законы движения небесных тел. Солнечная система. | 10 | Контрольная работа | |
4. | Методы астрономических исследований | 3 | 1 | Практ.работа |
5. | Звезды и Солнце | 7 | Контрольная работа | |
6. | Строение и эволюция Вселенной | 6 | ||
7. | Резерв | 2 | ||
Итого | 34 | 2 |
Диагностический и практический материал
Тема | Вид работы | ||
Контрольная работа | Тест | Практическая | |
Предмет астрономии | |||
Основы практической астрономии | 1 | 1 | |
Законы движения небесных тел. Солнечная система. | 1 | ||
Методы астрономических исследований | 1 | ||
Звезды и Солнце | 1 | ||
Строение и эволюция Вселенной | |||
Резерв | |||
Итого: | 2 | 1 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АСТРОНОМИИ, 11 КЛАСС
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности учащихся |
Предмет астрономии (1ч) | ||||||
Планируемые результаты: метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять познавательную цель; выделять сходства естественных наук, различия между теоретическими и эмпирическими методами исследования; воспринимать и самостоятельно оценивать на основе полученных знаний информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники, гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; предметные: научиться объяснять роль астрономии в жизни человека и её значение в системе естественных наук; уметь формулировать предмет изучения астрономии; знать основные методы изучения Вселенной; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. | ||||||
1 | Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины Вселенной. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр и анализ видеофрагментов научно-популярных лекций, передач, фильмов | ||
Основы практической астрономии (5ч) | ||||||
метапредметные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; системно мыслить, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории; личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, использование приобретённых знаний в повседневной жизни; формирование устойчивой мотивации к обучению, приобретению новых знаний, умений, навыков, способов деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; предметные: научиться объяснять значения понятий "созвездие", "звёздная величина", "небесная сфера", "кульминация", "эклиптика", "фаза Луны", "солнечное затмение", "лунное затмение"; уметь находить звёзды и созвездия на небе с помощью карты звёздного неба; объяснять различия лунного и солнечного, юлианского и григорианского календарей; научиться формулировать причины солнечных и лунных затмений; знать и понимать причины возникновения приливов и отливов; основные элементы и свойства планет Солнечной системы; находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь и др., самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | ||||||
2 | Звездное небо. Небесные координаты. | 1 | Практ.раб. | - работа с учебником - работа с картой звездного неба - наблюдения - работа с виртуальным телескопом - решение качественных задач | ||
3 | Видимое движение планет и Солнца. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - решение качественных задач - работа с виртуальным телескопом | ||
4 | Движение Луны и затмения. | 1 | фронтальный опрос | - работа с теллурием - работа с учебником - работа с виртуальным телескопом - решение качественных задач | ||
5 | Время и календарь. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
6 | Тест. | 1 | Тест | - работа в тетради индивидуально по изученной теме | ||
Законы движения небесных тел. Солнечная система (10ч) | ||||||
метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия в соответствии с эталоном; формировать смысловое чтение; формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; применять знания из других предметных областей; слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники, гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, использование приобретённых знаний в повседневной жизни; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала; предметные: научиться объяснять особенности геоцентрической и гелиоцентрической систем мира; описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; уметь объяснять движение Земли вокруг Солнца; научиться объяснять значение понятий "параллакс", "парсек"; уметь рассчитывать первую и вторую космическую скорости на основе закона всемирного тяготения; знать и уметь описывать состав Солнечной системы; уметь объяснять отличия планет земной группы и планет-гигантов; знать, что такое пояс Койпера и облако Оорта и каков их состав; уметь описывать внутреннее строение Земли и состав её атмосферы; научиться объяснять связь смены сезонов года и наклона земной оси, влияние парникового эффекта на климат Земли, роль магнитосферы Земли в защите биосферы от космического излучения; научиться объяснять природу приливов и отливов на Земле; уметь описывать физические свойства астероидов и комет; уметь формулировать разницу между метеорами, метеоритами и болидами; уметь описывать физические свойства и состав планет-гигантов; знать, что представляют собой и где находятся планеты-карлики; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | ||||||
7 | Системы мира. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником; - решение задач, требующих комплексного применения знаний - анализ, формул, графиков, диаграмм, картинок, таблиц | ||
8 | Законы движения планет. | 1 | фронтальный опрос | - просмотр фильма - работа с учебником | ||
9 | Космические скорости. Межпланетные перелеты. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - решение задач | ||
10 | Современные представления Солнечной системе. Планета Земля. | 1 | фронтальный опрос | - работа с таблицами - работа с учебником | ||
11 | Луна и ее влияние на Землю. | 1 | фронтальный опрос | - просмотр фильма - работа с учебником | ||
12 | Планеты земной группы. | 1 | фронтальный опрос | - работа с таблицами - работа с учебником - анализ, формул, графиков, диаграмм, картинок, таблиц | ||
13 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - построение таблиц | ||
14 | Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - построение таблиц - просмотр фильма | ||
15 | Строение Солнечной системы. | 1 | фронтальный опрос | - решение качественных задач | ||
16 | Контрольная работа | 1 | Контр.раб. | - работа в тетради индивидуально по изученной теме | ||
Методы астрономических исследований (3ч) | ||||||
метапредметные: выявлять проблему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания; личностные: формировать умение вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения; формировать осознание ценности научных знаний для объяснения явлений окружающего мира; предметные: научиться объяснять устройство рефрактора и рефлектора; описывать и объяснять принцип действия оптического телескопа и радиотелескопа; использовать программу Stellarium для определения физических параметров планет, спутников и звёзд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; анализировать информацию статистического характера. | ||||||
17 | Излучение небесных тел. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
18 | Оптические телескопы и радиотелескопы. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
19 | Виртуальный телескоп. | 1 | Практ.раб. | - применение виртуального телескопа - экскурсии, в том числе виртуальные | ||
Звезды и Солнце (7ч) | ||||||
метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения задачи, самостоятельно исправлять ошибки; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта; использовать адекватные языковые средства для отображения информации в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения данной темы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать и прогнозировать результат; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания; осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; использование приобретённых знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; уметь описывать строение и состав солнечной атмосферы; научиться объяснять значение понятия "солнечная активность" и её влияние на процессы на Земле; уметь описывать внутреннее строение Солнца; знать, что термоядерные реакции являются источником солнечной энергии; формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений; формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения; осознание ценности научных знаний для объяснения явлений окружающего мира; формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы; предметные: знать смысл понятий «звёздной величиной», «светимостью звезды»; уметь описывать спектральные классы звёзд; уметь пользоваться диаграммой "спектр-светимость"; уметь описывать характеристики звёзд главной последовательности, гигантов и сверхгигантов; научиться описывать строение белых карликов, нейтронных звёзд; уметь формулировать определение понятий "двойные звёзды", "кратные звёзды", "затменно-переменные звёзды", "пульсирующие переменные звёзды"; уметь объяснять причины вспышек новых и сверхновых звёзд; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; приводить примеры использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа. | ||||||
20 | Солнце. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - анализ, формул, графиков, диаграмм, картинок, таблиц | ||
21 | Внутреннее строение и источники энергии Солнца. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма - решение качественных задач | ||
22 | Основные характеристики звезд. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником - просмотр фильма | ||
23 | Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
24 | Двойные, кратные и переменные звезды. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
25 | Новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд. | 1 | фронтальный опрос |
| - работа с учебником - работа с различными источниками информации, в том числе с Интернет ресурсами | |
26 | Контрольная работа | 1 | Контр.раб. | - работа в тетради индивидуально по изученной теме | ||
Строение и эволюция Вселенной (7ч) | ||||||
метапредметные: слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; использовать адекватные языковые средства для отображения информации в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения; оценивать качество и уровень усвоения материала; самостоятельно выделять познавательную цель, анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы; формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы; формирование устойчивого интереса к изучению нового; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование убеждённости в применимости законов физики к реальным явлениям; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; предметные: уметь различать рассеянные и шаровые звёздные скопления; научиться различать эллиптические, спиральные и неправильные галактики; уметь объяснять природу скоплений галактик, их рентгеновского излучения; уметь объяснять связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков. | ||||||
27 | Газ и пыль в галактике. Рассеянные и шаровые звездные скопления. | 1 | фронтальный опрос | - просмотр и анализ видеофрагментов научно-популярных лекций, передач, фильмов - анализ диаграмм, картинок, таблиц - работа с учебником | ||
28 | Сверхмассивная черная дыра в центре галактики. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
29 | Классификация галактик. Скопления галактик. | 1 | фронтальный опрос | - анализ диаграмм, картинок, таблиц - работа с учебником - просмотр видеофильма | ||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
31 | Модель горячей вселенной и реликтовое излучение. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
32 | Ускоренное расширение вселенной и темная энергия. Обнаружение планет около других звезд. | 1 | фронтальный опрос | - работа с учебником | ||
Резерв (2ч) | ||||||
33-34 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179689-1358237293.jpg)
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
Рабочая программа по астрономии к курсу В.М. Чаругина для 10-11 классов (ФГОС)
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный обр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/03/picture-255587-1378153284.jpg)
Рабочая программа по астрономии к курсу В.М. Чаругина для 11 класса
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный обр...