Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии

Кузнецова Наталья Александровна

Рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «          »__________2021 г.

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____                                                                                                                «          » ___________ 2021   г.

Рабочая программа учебного предмета

«Астрономия»

11 класс

2021 - 2022 учебный год

Учитель: Кузнецова Наталья Александровна

Квалификационная категория:  первая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № ____от «         » ___________ 2021г.

г. Советский

2021   г.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико - математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.

Задача астрономии заключается в формировании у учащихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.

Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для по-

лучения выводов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  —  знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Выпускник на базовом уровне научится:

–понимать смысл геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

– приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической

- изучения предмета информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния

солнечной активности на Землю;

–описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

–находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

–использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

–выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

–определять определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся

тел Солнечной системы;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

– использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

– приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

– решать задачи на применение изученных астрономических законов;

– осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.

Основное содержание

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.

Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной

сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:

астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро

Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти тяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем

существование.

Тематическое планирование.

№п/п

 Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

1

Предмет астрономии 

– 2 часа

Ознакомление с ролью астрономии в науке и практической

деятельности. Ознакомление с целями и задачами изучения

астрономии при освоении специальности. Ознакомление с ролью

наблюдений в астрономии, связи астрономии с другими науками,

значение астрономии в формировании мировоззрения. Эволюция

взглядов на строение мира. Объяснение научного мировоззрения на

природу вселенной. Знакомство с историей и достижениями

отечественной и мировой космонавтики.

2

Практические основы астрономии

- 5 часов

Аналитическая деятельность.

Знакомство:с видом Звездного неба (что такое созвездие, основные

созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток

(небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система

координат, изменение горизонтальных координат, кульминации

светил). Изменение вида звездного неба в течение года

(экваториальная система координат, видимое годичное движение

Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба).

Практическая деятельность.

Практические наблюдения за звездным небом.

Решение заданий на:Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении

3

Строение солнечной системы  

-2 часа

Аналитическая деятельность.

Ознакомление с законами движения небесных тел и решение задач на

применение: Законы Кеплера - (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона).

Практические деятельность.

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров

небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил,

радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной

системы)

4

Законы движения небесных тел

– 5 часов

Аналитическая деятельность.

Ознакомление с понятиями: Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лун (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные

породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы,

поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности

строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность

в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение

астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты).

Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа

комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

Практическая деятельность.  

Определение расстояний и внешних характеристик планет.

5

Природа тел Солнечной системы

- 8 часов

Ознакомление с понятиями и методами исследований:

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные

волны как источник информации о природе и свойствах небесных

тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.

Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера.

Закон смещения Вина, закон Стефана – Больцмана.

6

Солнце и звезды

- 6 часов

Аналитическая деятельность.

Ознакомление со звездными объектами и их характеристиками:

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса,

светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем,

химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера,

хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники

энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл,

понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь

Земли (перспективы использования солнечной энергии,

коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное

излучение, проблема "Солнце - Земля").

Практическая деятельность.

Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и

абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд

(собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект

Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа

звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости,

радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими

характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость",

соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных

спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические

двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных

звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и

сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды,

новые и сверхновые).

7

Наша Галактика – Млечный Путь

-2 часа

Ознакомление с понятиями и объектами:

Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления;

туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля;

строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней;

радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик,

определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие

галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары).

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура

Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей

Вселенной», космологические модели Вселенной).

8

Строение и эволюция Вселенной

- 3 часа

Ознакомление с понятиями и объектами:

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления,

Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд,

происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст

Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в

Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные

представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной

(эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

9

Жизнь и разум во Вселенной

- 2 час

итого

35

Календарно-тематическое планирование

(35 часа в год, 1 час в неделю)

Номер урока

Тема урока

Содержание

Контроль

Домашнее задание

Дата по плану

Предмет астрономии – 2 часа

1/1

Что изучает Астрономия

Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия

Тест

1 Домашнее задание. §   Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета.

Темы проектов

  Древнейшие культовые обсерватории доисто-

рической астрономии.

2. Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.

3. Зарождение наблюдательной астрономии в

Егип те, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

4. Связь астрономии и химии (физики, биоло-

гии).

Интернет-ресурсы

http://galaxy-cience.ru/flash/SHkala_masshtabov_

Vselennoy_v.2.swf — Оценка соотношения раз-

меров различных объектов.

1.09

2/1

Наблюдения – основа астрономии

Понятие «небесная сфера», основные линии и

точки, горизонтальная система координат. Мнемо-

нические приемы определения угловых размеров

расстояний между точками небесной сферы. Теле-

скопы как инструмент наглядной астрономии. Виды

телескопов и их характеристики.

2   При соответствии погодных условий для на-

блюдения звезд на небе оцените в утреннее или вечернее время расстояние от серпа Луны до ближайшего наиболее яркого объекта на небе. Наблюдения повторите по возможности несколько дней подряд. Для одного из наблюдений зарисуйте картину наблюдаемого расположения всех видимых вашему

глазу светил на небе.

2. Охарактеризуйте с точки зрения физики осо-

бенности современных астрономических систем активной оптики.

Темы проектов

  Первые звездные каталоги Древнего мира.

2. Крупнейшие обсерватории Востока.

3. Дотелескопическая наблюдательная астроно-

мия Тихо Браге.

4. Создание первых государственных обсерваторий в Европе.

5. Устройство, принцип действия и применение

теодолитов.

6. Угломерные инструменты древних вавило-

нян секстанты и октанты.

7. Современные космические обсерватории.

8. Современные наземные обсерватории.

8.09

Практические основы астрономии - 5 часов

3/1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

  Определение понятия «звездная величина».

2. Введение понятия «созвездие».

3. Экваториальная система координат, точки и

линии на небесной сфере

. Домашнее задание. § 2.2; 3; 4; практические задания.

  Хотя ни один большой телескоп не повторяет

предыдущие, неся в себе новые инженерные элементы, эволюцию крупнейших телескопов можно представить в виде смены нескольких поколений. Заполните пропуски в таблице (с. 20), отражающей эволюцию телескопов в зависимости от их характеристик.

2. Подготовьте презентацию об истории возникновения названий созвездий и звезд.

3. Найдите на небе группы звезд. Используя карту звездного неба, определите созвездия, к которым они относятся (инструкция к работе с картой приведена в приложении Х учебника). Сравните наблюдаемую картину расположения и видимости отдельных звезд и их расположение на звездной карте.

Определите предельное значение звездной величины звезды, которую вы еще можете различать невооруженным глазом.

15.09

4/2

Видимое движение звезд на различных географических широтах

Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восходящее светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя

кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности.

§ 5; практические задания.

  Темы проектов

 1.  Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.

2. Системы координат в астрономии и границы их применимости.

Интернет-ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=8upIbQk_

q-0 — Вращение небесной сферы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

8b74c9c3-9aad-

22.09

5/3

Годичное движение Солнца. Эклиптика

Введение понятий «дни равноденствия» и «дни

солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движения Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года.

6; практические задания.

  Исходя из собственных наблюдений в течение двух недель восхода и захода Солнца в вашем населенном пункте, заполните таблицу.

29.09

6/4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

Анализ модели взаимодействия Земли и Луны.

Сравнительная характеристика физических свойств

Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли.

§ 7, 8; практические зада-

ния.

  В течение недели наблюдайте положение Луны в одно и то же время. Выберите удаленные объекты, относительно которых можно сравнивать положение лунного диска. По результатам наблюдений заполните таблицу.

6.10

7/5

Время и календарь

Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы.

Введение понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и

научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных пе-

риодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь.

§ 9, домашняя контрольная

работа №  

Контрольная работа № 1

по теме «Практические основы астрономии»

13.10

Строение солнечной системы - 2 часа

8/1

Развитие представлений о строении мира

Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Достоинства системы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки

системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Подтверждение

гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии.

§ 10; практическое задание.

На первый взгляд кажется, что исправить атмо-

сферное искажение изображений при наблюдениях

с помощью телескопа невозможно — неизвестно, каково было исходное изображение и как именно его испортила неоднородная атмосфера. Но подобная

оптическая система существует и называется адаптивной оптикой. Раскройте принципы, на которых базируется система адаптивной оптики.

20.10

9/2

Конфигурации планет. Синодический период

Конфигурации планет как различие положения

Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между

синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.

§ 11; практические задания.

  Используя информацию, представленную на

рисунке 7, опишите конфигурации планет.

2. До 1965 г. в выводах астрономов относительно

Меркурия существовала ошибка. Она была связана с тем, что для наблюдения благоприятны лишь элонгации, при которых Меркурий имеет более высокое склонение, чем Солнце. Поясните, в чем состояла ошибка, «расшифровав» следующие данные:

«<1965 : 88 = 88, т. е. 1 = 1, так как 1 в 348; но

>1965 : 59,646.3 = 2.88, т. е. 3 = 2».

Рис. 6

27.10

Законы движения небесных тел – 5 часов

10/1

Законы движения планет Солнечной системы

Эмпирический характер научного исследования

Кеп лера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера.

Значение и границы применимости законов Кеплера.

§ 12; практические задания.

 

11/2

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный ме-

тод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы опреде-

ления размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции.

§ 13; практические задания.

2. Заполните таблицу.

12/3

Практическая работа с планом Солнечной системы

Определение расстояний до планет Солнечной системы с использованием справочных материалов.

Определение положения планет Солнечной системы

с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год.

Графическое представление положения планет Солнечной системы с учетом масштаба и реального расположения небесных тел на момент проведения работы.

Практические задания.

  В одном из выпусков «Школьного астрономи-

ческого календаря» опубликованы сведения об особенностях наблюдения планет. Заполните пропуски:

13/4

Открытие и применение закона всемирного тяготения

Аналитическое доказательство справедливости

закона всемирного тяготения. Явление возмущенного движения как доказательство справедливости за-

кона всемирного тяготения. Применение закона всемирного тяготения для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление приливов как следствие частного проявления закона всемирного тяготения при взаимодействии Луны и Земли.

§ 14.1—14.5; практические

задания.

  Поясните, как будет двигаться первоначально

находящееся на орбите тело, скорость которого

меньше первой космической. (Тело будет двигаться по эллипсу, большая полуось которого меньше диаметра круговой скорости.)

2. Продолжите схему

14/5

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

Общая характеристика орбит и космических скоростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пило-

тируемые полеты и высадка на Луну. История исследования и современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами.

Домашняя контрольная рабо-

та № 2 «Строение Солнечной системы».

Природа тел Солнечной системы - 8 часов

15/1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о

происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.

§ 15, 16; практические задания.

16/2

Земля и Луна — двойная планета

Определение основных критериев характеристики и сравнения планет. Характеристика Земли

согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравни-

тельная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий раз-

личия. Сравнительная характеристика рельефа планет. Сравнительная характеристика химического со-

става планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы.

§ 17; практические задания.

17/3

Две группы планет

Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством

происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отли-

чаются.

§ 18; практические задания.

  Используя данные приложения VIII учебника,

заполните таблицу, проанализировав значение запуска космических аппаратов.

18/4

Природа планет земной группы

Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенно-

сти рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутни-

ков. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли.

§ 18; подготовка сообщений к

уроку-дискуссии по проблеме парникового эффекта; практическое задание.

19/5

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец.

§ 19; практические задания.

20/6

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?»

Физические основы возникновения парникового эффекта. Естественный парниковый эффект и его

проявления на Венере и Марсе. Искусственный (антропогенный) парниковый эффект и его последствия для Земли. Региональные особенности проявления

факторов, способствующих возникновению антропогенного парникового эффекта. Основные направления снижения последствий антропогенного парникового эффекта.

Упражнение 14 учебника,

практическое задание.

21/7

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно кометной опасности для Земли.

§ 20.1—20.3; практическое

задание.

22/8

Метеоры, болиды, метеориты

Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности

явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами.

§ 20.4, домашняя контрольная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы».

Солнце и звезды - 6 часов

23/1

Солнце, состав и внутреннее строение

Современные методы изучения Солнца. Энергия

и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца.

§ 2 1—3; практическое задание

24/2

Солнечная активность и ее влияние на Землю

Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных ча-

стиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с

магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы.

Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет

солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях.

§ 2 4; практическое задание.

25/3

Физическая природа звезд

Метод годичного параллакса и границы его применимости. Астрономические единицы измерения

расстояний. Аналитическое соотношение между

светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллаксом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр —светимость». Размеры и плотность вещества звезд.

Определение массы звезд методом изучения двойных систем. Модели звезд.

§ 22, 23.1, 23.2; практическое

задание.

26/4

Переменные и нестационарные звезды

Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары.

Значение переменных и нестационарных звезд для

науки.

§ 23.1, 23.3, 24.1, 24.2 (новые

звезды); практические задания.

27/5

Эволюция звезд

Оценка времени свечения звезды с использованием физических законов и закономерностей. Начальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сценария» эволюции от массы звезды. Особенности эволюции в тесных двойных системах. Графическая

интерпретация эволюции звезд в зависимости от физических параметров.

§ 24.2; практические задания.

28/6

Проверочная работа

Применение закономерностей, характеризующих тела Солнечной системы. Применение закономерно-

стей, характеризующих диаграмму «спектр — светимость». Применение закономерностей для определения масс звезд системы. Использование элементов схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости

от массы.

Домашняя контрольная работа № 4.

Контрольная работа № 4

по теме «Солнце и звезды»

Наша Галактика – Млечный Путь -2 часа

29/1

Наша Галактика

Наша Галактика на небосводе. Строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики. Проблема скрытой массы.

.

§ 25.1, 25.2, 25.4; практические задания

30/2

Практическое занятие по теме «Наша Галактика»

Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь

различных видов туманностей с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвезд-

ной среды. Научное значение исследования процессов в разреженной среде в гигантских масштабах.

Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках.

§ 25.3, 28; практическое задание.

Строение и эволюция Вселенной - 3 часа

31/1

Другие звездные системы — галактики

Типы галактик и их характеристики. Взаимодействие галактик. Характеристика активности ядер

галактик. Уникальные объекты Вселенной — квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Про-

странственная структура Вселенной

§ 26 (без закона Хаббла);

упражнение 21 (1, 5).

32/2

Космология начала ХХ в.

«Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы об-

щей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее

подтверждение.

§ 26 (закон Хаббла, «красное

смещение»), 27 (без основ современной космологии);

практические задания.

33/3

Основы современной космологии

Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной.

Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития

Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение.

§ 27; практическое задание.

Сравните прошлые представления о строении

Вселенной в геоцентрической и гелиоцентрической

системах мира с современными.

Жизнь и разум во Вселенной - 2 час

34

Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Ранние идеи существования внеземного разума. Представление идей внеземного разума в рабо-

тах ученых, философов и писателей-фантастов. Биологическое содержание термина «жизнь» и свойства

живого. Биологические теории возникновения жизни. Уникальность условий Земли для зарождения

и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы

поиска сигналов разумных существ. Перспективыразвития идей о внеземном ра зуме и заселении дру-

гих планет.

35

.

Повторение основ  астрономии


Лист корректировки рабочей программы

№ урока (по КТП)

Дата по плану
(по КТП)

Дата по факту

Тема

Причина
корректировки*

Способ
корректировки**


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...