Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа по астрономии. ( программы В.А. Чаругина. Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень: учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_astronomiya.docx | 55.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 11 г. Челябинска»
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по научно-методической работе МБОУ «Лицея № 11 г. Челябинска» ______Городняя Т.В. «___» __________2020г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Лицея № 11 г. Челябинска» ______________ Лаута Т.М. «___» _____________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицея № 11 г. Челябинска»
_________ Киприянова Е.В. «___» _____________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет АСТРОНОМИЯ
Класс 10
ФИО учителя: Шерстобитова Е.В.
Программа учебного предмета (название) Астрономия
Программа составлена на основе: примерной программы по астрономии и авторской рабочей программы В.А. Чаругина. (Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень: учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.)
Авторы (составители) учебной программы: В.М.Чаругин
Рассмотрено и одобрено Методическим советом
МБОУ «Лицей № 11г. Челябинска»
Протокол № ___ от «__» ____________2020г.
Руководитель структурного подразделения
_________________________________________
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для организации образовательного процесса в основной школе по учебному предмету «Астрономия» в 10 классе. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1час в неделю.
Рабочая программа составлена основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательных стандартов среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/
10. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г.
11. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
12. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651 «Об особенностях преподавания учебного предмета «Астрономия» в 2018-2019 учебном году».
16 Приказа МБОУ лицея № 11 от 30.08.2012 г. № 213«Об утверждении локального акта. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» составлена на основе примерной программы по астрономии и авторской рабочей программы В.А. Чаругина. (Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень: учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.)
Преподавание ведётся по учебнику:
"Астрономия" 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. / В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017.
Астрономия в рассматривается как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке.
Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирование современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
II. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения астрономии являются:
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
- чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
- положительное отношение к труду, целеустремлённость;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится::
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности
- широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
- ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
- координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетании реального и виртуального);
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
- Содержание программы
Тема | Кол-во часов | Содержание |
Введение в астрономию | 2 | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. |
Астрометрия | 5 | Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
Небесная механика | 4 | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе |
Строение Солнечной системы | 7 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты |
Астрофизика и звёздная астрономия | 9 | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд |
Млечный Путь – наша Галактика | 3 | Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд. |
Галактики | 3 | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. |
Строение и эволюция Вселенной | 3 | Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной. |
Современные проблемы астрономии | 3 | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. |
Практические работы:
- Построение графических моделей небесной сферы.
- Исследование суточного видимого движения Солнца.
- Исследование движения искусственных спутников Земли.
- Построение диаграммы Герцшпрунга-Рессела и ее анализ.
- Оценивание формы Галактики методом «звездных черпаков»
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся* | Компонент дистанционных образовательных технологий, технологий смешанного обучения | Формы контроля** |
Введение в астрономию | 2 | Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса. | с/р №1 | ||
Астрометрия | 5 | Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. Подготовка и выступление с презентациями и сообщениями | Лекториум (Небесная механика) -https://www.lektorium.tv/ | ||
Небесная механика | 4 | Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач | Лекториум (небесная механика) -https://www.lektorium.tv/ | с/р №2 | |
Строение Солнечной системы | 7 | Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метеора и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними | Открытое образование (Основы астрономии) https://openedu.ru/ | с/р №3 | |
Астрофизика и звёздная астрономия | 9 | На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволюции звезд. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач | Лекториум (Астрофизика. От звезд до границ Вселенной) -https://www.lektorium.tv/ | с/р № 4, кластер | |
Млечный Путь – наша Галактика | 3 | Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков. Объяснять причины свечения диффузных туманностей; знать, как образуются отражательные туманности | |||
Галактики | 3 | Объяснять природу активности галактик; научиться формулировать значение понятия "квазар" и уметь описывать его физическую природу Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Объяснение на основе знаний по физике различных механизмов радиоизлучения. Определение типов галактик. | Открытое образование (Основы астрономии) https://openedu.ru/ | ||
Строение и эволюция Вселенной | 3 | Формулировать значение понятия "фотометрический парадокс"; уметь объяснять связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; знать необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной. Формулировать значение понятий "горячая Вселенная", "метагалактика"; уметь описывать космологические модели Вселенной Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними | Открытое образование (Основы астрономии) https://openedu.ru/ | ||
Современные проблемы астрономии | 3 | Описывать явление ускоренного расширения Вселенной; знать, что учёные понимают под тёмной энергией; знать физический смысл космологической постоянной в уравнении Эйнштейна. Описывать методы обнаружения экзопланет Формулировать проблемы поиска внеземных цивилизаций; уметь объяснять формулу Дрейка Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Участие в дискуссии | с/р № 5 |
Приложение
Темы проектов или учебно-исследовательских работ:
- Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера».
- Наблюдения (невооруженным глазом): «Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени»
- Движение Луны и смена ее фаз
- Конструирование и установка глобуса Набокова
- Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники»
- Определение условий видимости планет в текущем учебном году
- Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры
- Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен
- Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной
- Наблюдение метеорного потока
- Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса
- Изучение переменных звезд различного типа
- Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна» (на экране)
- Двойные звезды
Перечень проверочных работ
10 класс | |||
№ п/п | Тема | Вид контроля | Проверяемые элементы содержания |
Введение в астрономию | с/р № 1 | Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Астрономические понятия | |
Астрометрия. Небесная механика | с/№ 2 | Смена фаз Луны. Солнечные и Лунные затмения. Сидерический и Синодический периоды. Особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли Законы Кеплера. Условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. | |
Строение Солнечной системы | с/р №3 | 5.4.1 Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы. | |
Астрофизика и звёздная астрономия | с/р № 4 | 5.4.2 Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд 5.4.3 Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд | |
с/р № 5 | 5.4.4 Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной 5.4.5 Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной |
Кластер «Эволюция звезд»
Прослушав и посмотрев лекцию Сурдина Владимира Георгиевича, астронома, кандидата физ.-мат. наук, доцента физического факультета МГУ, старшего научного сотрудника Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга ГАИШ МГУ ( https://yadi.sk/i/kCT2yIgpkDGjKA ) заполнить кластер Эволюция звезд
Работа с учебником.
Используя только учебник заполнить кроссворд «Солнце и его строение»
Слова начинаются со свободной клетки, считая от первого столбца (столбец с номерами в расчет не берется).В занятых клетках стоит буква Ж. Если будут правильно найдены и вставлены все слова, то по одной из вертикалей найти ключевое слово и дать ему толкование.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
1 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||||
2 | Ж | Ж | |||||||||||
3 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||
4 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | ||||||
5 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||
6 | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||||||
7 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | ||||||
8 | Ж | Ж | Ж | ||||||||||
9 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||
10 | Ж | Ж | Ж | ||||||||||
11 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | ||||
12 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | ||||||||
13 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | ||||||
14 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||||
15 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | ||||||
16 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||||
17 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | |||||||
18 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж |
1.Резкое увеличение яркости хромосферы.
2.Величина, характеризующая внутреннюю энергию Солнца.
3.Светлые образования у края солнечного диска.
4.Цветная картина при разложении белого света.
5.Округлые поры Солнца, имеющие темный вид.
6.Строение атмосферы.
7.Разреженная горячая оболочка Солнца (особенно видна при полном затмении).
8.Зрительная информация об объекте на специальной бумаге.
9.Постояноо текущий от Солнца поток разреженной плазмы.
10.Структура зернышек поверхности Солнца на фотографиях.
11.Повторяемость явлений на Солнце через 11 и 22 года.
12.Работа солнечного излучения в одну секунду.
13.Очень большой космический объект.
14.Энергетическая характеристика увеличения светимости.
15.Четвертое состояние вещества.
16.Удвоенный радиус Солнца.
17.Общее название водорода, гелия, железа, титана и др. в спектрах Солнца.
18.Крупная единица солнечной системы, управляемая гравитационным полем Солнца.
Критерии оценивания:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.
Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.
Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.
Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
- Небрежное отношение к оборудованию.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...