Рабочая программа по астрономии
календарно-тематическое планирование по астрономии (10 класс)

Ишназарова Альфия Рустамовна

Астрономия проводиться во втором полугодии 10 класса и в первом полугодии 11 класса. И другие материалы по астрономии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

17

Методы астрофизических исследований

Изучить § 19

07.05.2018

18

Солнце

Изучить § 20

14.05.2018

19

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Изучить § 21

21.05.2018

20

Основные характеристики звёзд

Изучить § 22

28.05.2018

21

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Изучить §  23,24,25

22

Новые и сверхновые звёзды

Изучить § 26

23

Эволюция звёзд

Изучить § 27

Млечный путь (3 ч)

24

Газ и пыль в Галактике

Изучить § 28

25

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Изучить § 29

26

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

Изучить § 30

Галактики (3 ч)

27

Классификация галактик

Изучить § 31

28

Активные галактики и квазары

Изучить § 32

29

Скопления галактик

Изучить § 33

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

30

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся  Вселенная

Изучить § 34,35

31

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

Изучить § 36

Современные проблемы астрономии (4 ч)

32

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

Изучить § 37

33

Обнаружение планет возле  других звёзд

Изучить § 38

34

Поиск жизни и разума во Вселенной

Изучить § 39



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Никифарово

муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                         «Утверждено»

Руководитель ШМО                Заместитель директора по УР                           Директор школы

______Абдуллина Л.Т.                      ________Залилова О.Р.                      ________Валишина Г. Б.

Протокол №                                                                                                            Приказ №                                                                                                      от ___________ года                           от  ____________ года                            от _________года                                                                                                                  

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ФГОС СОО

по учебному курсу астрономия

10,11 класс

Составитель:   Ишназарова А.Р.

        

Год составления 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии   для 10,11 класса составлена в соответствии со  следующими нормативными  документами:

1.С федеральным законом № 273 «Закон об образовании Российской Федерации»

2. Приказа МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3.Приказ Минобрнауки России от 7.06.2017 г. И  29.06.2017 г. № 613 о внесении изменения федеральный государственный образовательный стандарт

4.Рекомендадии  Минобрнауки России (20.06.2017 ТС-194/08 об организации учебного предмета «Астрономия»

5.Учебник Астрономия 10,11 класс. — М. : Просвещение, 2017.

            6. Астрономия 11 класс, «Разноуровневые самостоятельные и контрольные  

            работы», Л.А. Кирик, К.П. Бондаренко

Цели: 

— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселен-ной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

 формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.

ЗАДАЧИ:

- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Место предмета в учебном плане:

Изучение курса рассчитано на 35 часов – 1 час в неделю в 10 классе во втором полугодии, 1 час в11 классе в 1 полугодии.

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия» на базовом уровне.

Личностные результаты • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя

— ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству)

 — российская идентичность, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу

— гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

 • в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми 

— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование позитивного отношения к людям, нравственного сознания и поведения на основе усвоения 2 общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре

 — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

        Профильная составляющая  (направленность) общеобразовательной  дисциплины

В профильную составляющую учебной дисциплины «Астрономия»  по  специальности  включено профессионально направленное содержание, необходимое для освоения предмета  и  формирования общих компетенций.

        Дисциплина  «Астрономия» » тесно связана с такими учебными дисциплинами, как «Физика», « Математика», «Химия», « Биология», поэтому при изучении обращается внимание обучающихся  на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности. Профильная дифференциация в средней школе приводит к тому, что в старших классах изучение основ астрономии осуществляется по существенно отличающимся друг от друга учебно-методическим комплектам, в которых до 2009 года, за редким исключением не было самостоятельной главы «Строение Вселенной»

Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия:

 • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • определять несколько путей достижения поставленной цели; • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия: • понимать взаимосвязь астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно - схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • искать и находить обобщенные способы решения задач; • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; • анализировать и преобразовывать проблемно - противоречивые ситуации; 3 • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/ решением; • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Требования к уровню подготовки учащихся  

•  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцен-трическая система, видимая звездная величина, со-звездие, противостояния и соединения планет, ко-мета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, плане-та, спутник, звезда, Солнечная система, ГалактикаВселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч-ная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

•  смысл физических величин: парсек, свето-вой год, астрономическая единица, звездная вели-чина;

•  смысл физического закона Хаббла;

•  основные этапы освоения космического пространства;

•  гипотезы происхождения Солнечной си-стемы;

•  основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

•  размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

•  приводить примеры: роли астрономии в раз­ витии цивилизации, использования методов ис­ следований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астро-номической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния сол-нечной активности на Землю;

•  описывать и объяснять: различия календа-рей, условия наступления солнечных и лунных зат-мений, фазы Луны, суточные движения светил, при-чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физи-ко-химических характеристик звезд с использова-нием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источ-ник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера

•  характеризовать особенности методов по-знания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, воз-можные пути эволюции звезд различной массы;

•  находить на небе основные созвездия Север-ного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

•  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

•  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Содержание курса

Введение в астрономию (1 ч)

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.

Астрометрия (5 ч)

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.

Небесная механика (3 ч)

Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии (4 ч)

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Астрометрия

5

3

Небесная механика

3

4

Строение Солнечной системы

7

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

6

Млечный путь

3

7

Галактики

3

8

Строение и эволюция Вселенной

2

9

Современные проблемы астрономии

4

Итого

35

Критерии оценивания:

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.

Критерии оценивания тестового контроля:

Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.

Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
  4. Небрежное отношение к оборудованию.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

Недочеты Небрежное выполнение записей, чертежей, схем. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

Вариант 1.

1. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты:

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

2. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена

1) парниковым эффектом   2)отсутствием атмосферы    3) озоновой дырой

3. Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 °C, — это

 1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

4. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты:

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

5. В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты :

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

Вариант 2.

1. Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 °C, — это

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

2.Планеты, температуры поверхности которых бывает выше +400 °C, — это (выбрать два варианта)

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

4. Практически не имеют атмосферы планета

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

5.Планета, обладающая биосферой, — это

1) Меркурий,     2) Венера      3) Земля    4) Марс

Контрольная работа №2

2) Задание по теме «Планеты Солнечной системы»

Внимательно прочитайте текста и дайте ответы на следующие вопросы:

Вариант 1.

  • Планета с наибольшей полуосью орбиты — 
  • Какая из планет-гигантов подходит на самое близкое расстояние к Земле: 
  • Какая планета из земной группы имеет самый длительный период обращения вокруг Солнца: 
  • Самая большая по размеру планета — 
  • Самой большой массой из планет земной группы обладает 
  • Какая планета имеет самую малую массу: 
  • Какая планета имеет самую среднюю плотность: 
  • Планета с самым большим периодом вращения вокруг оси — 
  • Планета с одним спутником — 
  • В Солнечной системе имеются следующие планеты-гиганты: 

Вариант 2.

  • Какая планета обращается на самом близком расстоянии от Солнца: 
  • Планета, подходящая на самое близкое расстояние к Земле, — 
  • Планета-гигант с самым коротким периодом обращения вокруг Солнца — 
  • Какая планета земной группы является самой большой по размеру: 
  • Планета, обладающая самой большой массой, — 
  • Планета, значение массы которой самое близкое к массе Земли, — 
  • Планета, имеющая самую большую среднюю плотность, — 
  • Планета, быстрее всех вращающаяся вокруг оси, — 
  • Планеты, которые не имеют спутника: 
  • Планеты земной группы: 

Контрольная работа №3

3) Задание по теме «  Горизонтальная и экваториальная системы координат».

Укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1—14 на рисунке 

http://superresheba.by/wp-content/uploads/2015/06/023.jpg

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

4) Задание по теме «Созвездия».

 Используя карту звездного неба, внесите в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название

Созвездие

Схема созвездия

Созвездие

Схема созвездия

Большая Медведица

Близнецы

Малая Медведица

Лебедь

Волопас

Орион

Лев

Везучий

5) Задание по теме «Планеты Солнечной системы».

Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы

Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса (относительно  массы Земли)

Диаметр (в диаметрах Земли)

Плотность, кг/м3

Период вращения

Атмосфера ( химический состав)

Температура поверхности, °C

Количество спутников

Названия спутников

6)Задание по теме «Солнце».

Укажите названия внутренних областей и слоёв атмосферы Солнца

http://images.myshared.ru/6/572267/slide_4.jpg

7) Задание по теме «Характеристики звёзд»

По данным, приведенным в следующей таблице, отметьте на диаграмме Герцшпрунга—Рассела положение соответствующих звезд, а затем дополните таблицу недостающими характеристиками

Звезда

Характеристики звёзд

Светимость

Температура

Абсолютная звёздная величина

Звёздная последовательность

Сириус A

27

9250

1,5

Главная последовательность

Сириус B

2,7  10-3

3200

12

Белые карлики

Арктур

100

4000

0

Красные гиганты

Антарес

6.5  103

3300

-5

Сверхгиганты

Кассиопеи

 10-2

3600

7,5

Главная последовательность

Солнце

1

6000

5

Главная последовательность

Контрольная работа №4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Вариант 1


Выберите правильный ответ.

1. Ктопервым высказал мысль, что в центре Вселенной находится Солнце, высказал:
А) Аристотель;
Б) Аристарх Самосский;
В) Птолемей;
Г) Бируни.

2. Причиной суточного вращения небесной сферы является:
А) Собственное движение звезд;
Б) Вращение Земли вокруг оси;
В) Движение Земли вокруг Солнца;
Г) Движение Солнца вокруг центра Галактики.

3. Созвездием называется:
А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;
Б) линии, соединяющие звезды;
В) скопление звезд;
Г) участок неба с установленными границами.

4. Названия большей части созвездий определяются:
А) Персонажами древних мифов и легенд;
Б) Именами первых наблюдателей созвездий;
В) Именами древних правителей и названиями предметов им принадлежавших;
Г) Современными названиями предметов.

5. Назовите основную причину смены дня и ночи:
А) Земля движется по эллиптической орбите, при этом расстояние до Солнца изменяется;
Б) Наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) Вращение Земли вокруг своей оси;
Г) Движение Солнца по эклиптике.

6. Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это

А) Меркурий,    

Б) Венера      

В) Земля    

Г) Юпитер

7. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена

А) парниковым эффектом

Б) отсутствием атмосферы  

В) озоновой дырой

Г) Сильными ветрами

8. К планетам земной группы относятся:
А) Венера;
Б) Юпитер;
В) Сатурн;
Г) Нептун.

9. Найдите правильное расположение планет земной группы в порядке удаления от Солнца:
А) Земля, Марс, Венера, Меркурий;
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс;
В) Марс, Земля, Меркурий, Венера;
Г) Венера, Марс, Земля, Меркурий.

10. Метеор – это:
А) Маленькая частичка, обращающаяся вокруг Солнца;
Б) Твердое тело, достигающее поверхности Земли;
В) Явление сгорания небольших падающих тел в атмосфере Земли;
Г) Нет верного ответа.

11. Четыре спутника: Ио, Ганимед, Каллисто и Европа – спутники планеты:
А) Марса;
Б) Юпитера;
В) Сатурна;
Г) Урана.

12. Небесные тела Солнечной системы, обращающиеся вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам, являются:
А) Кометами;
Б) Объектами пояса астероидов;
В) Астероидами;
Г) Транснептунными объектами класса плутино.

13. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты:

А) Меркурий

Б) Венера    

В) Земля  

Г) Марс

14. Метеорный рой образуется в результате:
А) Метеорного дождя;
Б) Выпадения метеоритов на поверхность планеты;
В) Усиления свечения метеоров вследствие погодных условий;
Г) Распада кометы из частиц, выброшенных кометным ядром и рассеявшихся вдоль орбиты кометы.

15. Ближайшая к Земле звезда:
А) Полярная;
Б) Альфа Центавра;
В) Солнце;
Г) Сириус.

Контрольная работа по астрономии.

Вариант 2


Выберите правильный ответ.

1. Создал новую картину мира, по которой Земля и все планеты движутся вокруг Солнца:
А) Николай Коперник;
Б) Джордано Бруно;
В) Иоганн Кеплер;
Г) Исаак Ньютон.

2. В каком месте Земли суточное движение звезд происходит параллельно плоскости горизонта?
А) на экваторе;
Б) на средних широтах северного полушария Земли;
В) на полюсах;
Г) на средних широтах южного полушария Земли.

3. Созвездием называется:
А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;
Б) участок неба с установленными границами;
В) скопление звезд;
Г) линии, соединяющие звезды.

4. Назовите планету с одним спутником

А) Земля

Б) Марс

В)Юпитер

В)Сатурн

5. Назовите основную причину смены времен года:
А) Земля движется по эллиптической орбите, поэтому расстояние до Солнца изменяется, при этом, когда Земля расположена ближе к Солнцу – лето, дальше от Солнца – зима;
Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) вращение Земли вокруг своей оси;
Г) медленное вращение земной оси.

6.  Самой большой массой из планет земной группы обладает 

А)Меркурий

Б)Венера

В)Земля

Г)Марс

7. Луна:
А) единственный естественный спутник Земли;
Б) единственный искусственный спутник Земли;
В) один из спутников Земли;
Г) планета, обращающаяся вокруг Солнца вместе с Землей.

8. Ближайшая к Солнцу планета:
А) Меркурий;
Б) Венера;
В) Земля;
Г) Марс.

9. Самым большим периодом обращения вокруг Солнца, равным примерно 250 лет, обладает планета:
А) Сатурн;
Б) Уран;
В) Нептун;
Г) Плутон.

10. Назовите планету, не имеющую кору

А) Меркурий

Б) Венера

В) Земля

Г) Марс

11. Европа является спутником планеты:
А) Земли;
Б) Юпитера;
В) Сатурна;
Г) Урана.

12. Пояс астероидов находится между двумя большими планетами:
А) Земля и Марс;
Б) Марс и Юпитер;
В) Юпитер и Сатурн;
Г) Сатурн и Уран.

13. Очередное приближение кометы Галлея к Солнцу в XXI веке ожидается в
А) 2061 году;
Б) 2071 году;
В) 2081 году;
Г) 2051 году.

14. Спорадическими метеорами называются:
А) метеориты;
Б) метеоры, не принадлежащие к метеорным потокам;
В) болиды;
Г) регулярные метеорные потоки.

15. Найдите верное утверждение:
А) Земля является планетой Солнечной системы, которая входит в состав нашей Галактики;
Б) Солнечная система не является частью Галактики;
В) Солнечная система входит в состав Туманности Андромеда;
Г) Солнечная система находится в центре нашей Галактики.

Ключ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В.1

Б

Б

Г

А

В

Г

А

А

Б

В

Б

А

А

Г

В

В.2

А

В

А

А

Б

В

А

А

Г

Г

А

Б

А

Б

А

Рекомендуемые нормы оценивания работы:

6 – 8 ответов – «3»,

9 – 11 ответов – «4»,

12 – 15 ответов – «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...