Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Рабочая программа по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР МБОУ БСОШ № 1

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        201__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ БСОШ №1

_____        /______________        /

ФИО

 «___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Астрономия» 11 класс

                                                                  СОСТАВИТЕЛЬ: Шащенко Л.Г.

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по астрономии 11 класса разработана на основе:

1) Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

3) Авторской программы  А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2017.

       Согласно учебному плану на изучение астрономии в 11 классе отводится 35 часов из расчета: 1    час в неделю.

Промежуточная аттестация

Достижение требований к уровню подготовки учебного курса «Астрономия» 11 класс будет осуществляться в рамках промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации: тест. Будут использованы контрольно-измерительные материалы согласно приложению 1.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения астрономии на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета(экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, Солнечной атмосферы;
  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

  • приводит примеры: роль астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов в электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион: самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Содержание учебного предмета

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура

и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной

сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических

широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.

Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный

параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые поле-

ты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их

спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет

и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски

жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные

возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные систе-

мы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Промежуточная аттестация (1 ч)

Тематическое планирование

ур.

Тема раздела, урока

Количество часов

Дата

Предмет астрономии (2 ч.)

1

Предмет астрономии

1

2

Наблюдения – основа астрономии

1

Основы практической астрономии (5 ч.)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты

1

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика

1

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

1

7

Время и календарь

1

Строение Солнечной системы (2 ч.)

8

Развитие представлений о строении мира

1

9

Конфигурации планет. Синодический период

1

Законы движения небесных тел (5 ч.)

10

Законы движения планет Солнечной системы

1

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

12

Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы

1

13

Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел

1

14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов к планетам

1

Природа тел Солнечной системы (8 ч.)

15

Общие характеристики планет

1

16

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

17

Система Земля - Луна

1

18

Планеты земной группы. Меркурий

1

19

Венера. Марс

1

20

Далекие планеты

1

21

Малые тела Солнечной системы

1

22

Метеоры, болиды, метеориты

1

Солнце и звезды (6 ч.)

23

Солнце – ближайшая звезда

1

24

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд

1

25

Массы и размеры звезд

1

26

Переменные и нестационарные звезды

1

27

Эволюция звезд

1

28

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система»

1

 Наша Галактика – Млечный путь (2 ч.)

29

Наша Галактика

1

30

Движение звезд в Галактике. Ее вращение

1

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

31

Другие звездные системы – галактики

1

32

Основы современной космологии

1

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч.)

33-34

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

2

35

Итоговое обобщение

1

Промежуточная аттестация

11 класс

Пояснительная записка

(УМК «Астрономия.11» Б.А. Воронцов-Вельяминов)

1. Назначение КИМ. Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень

усвоения учащимися 11 класса планируемых результатов рабочей программы «Астрономия.11»

2. Документы, определяющие содержание КИМ.

Содержание проверочной работы определяет основная общеобразовательная программа

среднего (полного) общего образования МБОУ Можарская СОШ № 15, Государственный

общеобразовательный стандарт.

3. Подходы к отбору содержания, разработке материалов и структуры КИМ.

Основной целью проведения промежуточной аттестации является установление фактического

уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по предмету информатика,

соотнесение этого уровня с требованиями ГОС СОО.

4. Структура КИМ.

Работа состоит из 20 заданий с выбором одного правильного ответа

5. Система оценивания отдельных заданий и проверочной работы в целом

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл,

который переводится в отметку по пятибалльной шкале: максимальный балл за работу – 20; «2» - 0-8

баллов; «3» - 9-13 баллов; «4» - 14-17 баллов; «5» - 18-20 баллов.

6. Продолжительность выполнения работы.

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование.

Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).

Вариант 1.

1. Астрономия – наука, изучающая …

А) движение и происхождение небесных тел и их систем.

Б) развитие небесных тел и их природу.

В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

2. Телескоп необходим для того, чтобы …

А) собрать свет и создать изображение источника.

Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.

В) получить увеличенное изображение небесного тела.

3. Самая высокая точка небесной сферы называется …

А) точка севера.

Б) зенит.

В) надир.

Г) точка востока.

4. Линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана называется …

А) полуденная линия.

Б) истинный горизонт.

В) прямое восхождение.

5. Угол между плоскостями больших кругов, один из которых проходит через полюсы мира и

данное светило, а другой – через полюсы мира и точку весеннего равноденствия, называется …

А) прямым восхождением.

Б) звездной величиной.

В) склонением.

6. Каково склонение Солнца в дни равноденствий?

А) 230 27.

Б) 00.

В) 460 54.

7. Третья планета от Солнца – это …

А) Сатурн.

Б) Венера.

В) Земля.

8. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?

А) по окружностям.

Б) по эллипсам, близким к окружностям.

В) по ветвям парабол.

9. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …

А) перигелием.

Б) афелием.

В) эксцентриситетом.

10. При удалении наблюдателя от источника света линии спектра …

А) смещаются к его фиолетовому концу.

Б) смещаются к его красному концу.

В) не изменяются.

11. Все планеты-гиганты характеризуются …

А) быстрым вращением.

Б) медленным вращением.

12. Астероиды вращаются между орбитами …

А) Венеры и Земли.

Б) Марса и Юпитера.

В) Нептуна и Плутона.

13. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?

А) гелий и кислород.

Б) азот и гелий.

В) водород и гелий.

14. К какому классу звезд относится Солнце?

А) сверхгигант.

Б) желтый карлик.

В) белый карлик.

Г) красный гигант.

15. На сколько созвездий разделено небо?

А) 108.

Б) 68.

В) 88.

16. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?

А) Птолемей.

Б) Коперник.

В) Кеплер.

Г) Бруно.

17. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?

А) Хромосфера.

Б) Фотосфера.

В) Солнечная корона.

18. Выразите 9 ч 15 м 11 с в градусной мере.

А) 1120 03 11’’.

Б) 1380 4745’’.

В) 90 1511’’.

19. Параллакс Альтаира 0,20. Чему равно расстояние до этой звезды в световых годах?

А) 20 св. лет.

Б) 0,652 св. года.

В) 16,3 св. лет.

20. Во сколько раз звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий видимую звездную величину – 1,6?

А) В 1,8 раза. Б) В 0,2 раза. В) В 100 раз.

Вариант 2.

1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и

развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия

4. Другой ответ

2.Гелиоцентричну модель мира разработал …

1. Хаббл Эдвин

2. Николай Коперник

3. Тихо Браге

4. Клавдий Птолемей

3.до планет земной группы относятся …

1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий +

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

4.Второй от Солнца планета называется …

1. Венера

2. Меркурий

3. Земля

4. Марс

5. Межзвездный пространство …

1. незаполненный ничем

2. заполнен пылью и газом

3. заполнен обломками космических аппаратов

4. другой ответ.

6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и

направлением из центра Земли называется …

1. Часовой угол

2. Горизонтальный параллакс

3. Азимут

4. Прямое восхождение

7 Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется

1. Астрономическая единица

2. Парсек

3. Световой год

4. Звездная величина

8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. точках юга

2. точках севере

3. зенит

4. надир

9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

1.Годинний угол и склонение

2. Прямое восхождение и склонение

3. Азимут и склонение

4. Азимут и высота

11 Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. эклиптика

12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется

1. ось мира

2. вертикаль

3. полуденная линия

4. настоящий горизонт

13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100

1. Телец

2. Возничий

3. Заяц

4. Орион

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

1. Перигелий

2. Афелий

3. Прецессия

4. Нет правильного ответа

15. Самых главных фаз Луны насчитывают …

1. две

2. четыре

3. шесть

4. восемь

16. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

1. Азимут

2. Высота

3. Часовой угол

4. Склонение

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

3. третий закон Кеплера

4. четвертый закон Кеплера

18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

1.Рефлекторним

2.Рефракторним

3. менисковый

4. Нет правильного ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...