Тематическое планирование по астрономии
календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс)

Лукьяненко Людмила Васильевна
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы,знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  по астрономии (учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов)

(1час в неделю -2 полугодие 10 класса, 1 час в неделю -1 полугодие 11 класса)

урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ  (2 ч)

1/1

Что изучает астрономия

Поиск примеров, подтверждающих  практическую направленность астрономии

2/2

Наблюдения - основа астрономии

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

3/1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд. Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.

Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений

4/2

Видимое движение звезд на различных географических широтах

Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли

5/3

Годичное движение Солнца. Эклиптика

Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.

6/4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.

Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц.

7/5

Время и календарь

Подготовка и презентация сообщения об истории календаря.

Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8/1

Развитие представлений о строении мира

Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира.

Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов дифферентов

9/2

Конфигурация планет. Синодический период

Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях.

Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет

10/3

Законы движения планет Солнечной системы

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии.

Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера

11/4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов

12/5

Практическая работа с планом Солнечной системы

Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах.

Определение возможности их наблюдения на заданную дату

13/6

Открытие и применение закона всемирного тяготения

Решение задач на вычисление массы планет.

Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов

14/7

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

15/1

Солнечна система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы

16/2

Земля и Луна – двойная планета

На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения. Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики

17/3

Две группы планет

Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов

18/4

Природа планет земной группы

На основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о результатах исследования планет земной группы

19/5

Урок – дискуссия «Парниковый эффект – польза или вред»

Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии

20/6

Планеты – гиганты, их спутники и кольца

На основе знаний законов  физики описание природы планет – гигантов. Подготовка и презентация сообщения о  новых результатах исследования планет – гигантов, их спутников и колец. Анализ определения понятия « планета»

21/7

Малые тела Солнечной системы

 ( астероиды, карликовые планеты и кометы)

Описание внешнего вида астероидов и комет..

Объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца.

Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей.

22/8

Метеоры, болиды, метеориты

На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида.

Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов.

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

23/1

Солнце, состав и внутреннее строение

На основе знания физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце.

Описание процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон - протонного цикла

24/2

Солнечная активность и ее влияние на Землю

На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.

Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю

25/3

Физическая природа звезд

Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр – светимость» согласно их характеристикам.

Анализ основных групп диаграммы

26/4

Переменные и нестационарные звезды

На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса.

Подготовка сообщения о способах обнаружения « экзопланет» и полученных результатах

27/5

Эволюция звезд

На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд

28/6

Проверочная работа по темам  

«Строение Солнечной системы»,

«Природа тел Солнечной системы»,

« Солнце и звезды»

Повторение:

- основных вопросов тем;

- способов решения задач;

- приемов практической работы с планом Солнечной системы

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

29/1

Наша Галактика

Описание строения и структуры Галактики.

Изучение объектов плоской и сферической подсистем.

Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики

30/2

Наша Галактика

На основе знаний по физике объяснение различных механизмов радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков.

31/3

Другие звездные системы - галактики

Определение типов галактик.

Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов.

32/4

Космология начала 20 века.

Применение принципа Доплера для объяснения « красного смещения». Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике

33/5

Основы современной космологии

Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч)

34-35

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по астрономии

Тематическое планирование к учебнику Левитана Е.П. "Астрономия -11"   выполнено в виде технологической карты. Можно использовать как элективный курс....

календарно-тематическое планирование по астрономии

Данное планирование составлено ,если курс астрономии у васидёт отдельно по 0,5 часа в неднелю.ну это встречается как правило на домашнем обучениии.учебниек Ландау....

Тематическое планирование по астрономии 11 класс

Календарно-тематическое планитрование по астрономии к 11 классу...

Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 кл.

Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 кл....

Тематическое планирование по астрономии 11 класс

Программа составлена в полном соответствие с авторской программой Воронцова-Вильяминова. Предполагается использование обновленного учебника данного автора....

Календарно - тематическое планирование по астрономии в 10-11 классе 2018 г.

Календарно - тематическое планирование по астрономиив 10-11 классе 2018 г. Номера уроковпо порядку№ урокав разделе, темеТема урокаПлановые сроки изучения  учебного материалаСкорректированные...

календарно -тематическое планирование по астрономии 10 класс

Количество часов: всего 17; в неделю  0,5 часа; Планирование составлена на основе:  В соответствии с ФГОС СОО Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Пр...