Тематическое планирование по астрономии 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему
Программа составлена в полном соответствие с авторской программой Воронцова-Вильяминова.
Предполагается использование обновленного учебника данного автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по астрономии 11 класс | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»
Алейского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» На педагогическом совете школы Протокол № _____ от «____» ____________201__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______________ Шамрина Н. П. Приказ № _____ от «____» ____________201__г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Астрономия» для 11 класса
среднего общего образования
на 2017/2018 учебный год
Составитель: Кудашова Н. Б., учитель физики
п. Алейский
2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу астрономии 11 класса составлена на основе следующих документов:
1) ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ»;
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089);
3) Федеральный базисный учебный план (Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №13/2);
4) Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2017г
5) Положение о рабочей программе педагога по предмету основного общего и среднего общего образования ОУ;
6) Федеральный перечень учебников (Приказ МО и Н РФ от 31.03.2014 №253);
7) Устав ОУ.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Изучение учащимися курса астрономии в 11 классе способствует:
• развитию познавательной мотивации;
• становлению у учащихся ключевых компетентностей;
• развитию способности к самообучению и самопознанию;
• созданию ситуации успеха, радости от познания.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:
• приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
• овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции
Место предмета астрономия в учебном плане ОУ
На основании учебного плана МКОУ «Первоалейская СОШ» предусмотрено 35 часов в год, 1 час в неделю. Уровень обучения – базовый.
Основное содержание образования
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой
взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радио-астрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
- Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Из них | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические мероприятия | Экскурсии | ||||
1. | Астрономия, ее значение, связь с другими науками | 2 | 01.09 – 14.09 | 0 | 0 | 1 |
2. | Практические основы астрономии | 5 | 15.09 – 20.10 | 1 | 1 | |
3. | Строение Солнечной системы | 7 | 21.10 – 15.12 | 1 | 1 | 0 |
4. | Природа тел Солнечной системы | 8 | 16.12 – 19.02 | 1 | 1 | 0 |
5 | Солнце и звёзды | 6 | 20.02 – 09.04 | 0 | 2 | 1 |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | 10.04 – 07.05 | 0 | 0 | 1 |
7. | Жизнь и разум во Вселенной | 2 | 08.05 – 25.05 | 0 | 0 | 1 |
Итого: | 35 | Контроля знаний – 5 Практических работ – 2 Экскурсий - 5 |
Тематический поурочный план,
астрономия 11 класс, 1 час \ неделю, всего 35 часов
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание |
| ||||
1 | 1. | Что изучает астрономия. | 1 | § 1 |
2 | 2. | Наблюдения – основа астрономии Тест «Введение в астрономию» | 1 | § 2, пов. § 1 |
| ||||
3 | 1 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | §§ 3,4 |
4 | 2 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | § 5 |
5 | 3 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | § 6 |
6 | 4 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 | § 7 – 8, готовиться к КР |
7 | 5 | Время и календарь. Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» | 1 | § 9, итоги 1 гл. |
| ||||
8 | 1 | Развитие представлений о строении мира | 1 | § 10 |
9 | 2 | Конфигурации планет. Синодический период | 1 | § 11 |
10 | 3 | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | § 12 |
11 | 4 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | § 13 |
12 | 5 | Практическая работа с планом Солнечной системы | 1 | Пов. §§ 10-13 |
13 | 6 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 1 | § 14 (1) |
14 | 7 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы» | 1 | § 14 (2) Итоги 2 гл. |
| ||||
15 | 1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | §15-16 |
16 | 2 | Земля и Луна - двойная планета | 1 | § 17 |
17 | 3 | Две группы планет | 1 | Анализ табличных данных |
18 | 4 | Природа планет земной группы | 1 | § 18, сообщения |
19 | 5 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | 1 | Презентация |
20 | 6 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 1 | §19 |
21 | 7 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты | 1 | §20 |
22 | 8 | Тест «Природа тел Солнечной системы» | 1 | Итоги 3 гл. |
| ||||
23 | 1 | Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | § 21 (1-3) |
24 | 2 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | § 21(4) |
25 | 3 | Физическая природа звезд | 1 | §§ 22-23 |
26 | 4 | Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд | 1 | § 24§ |
27 | 5 | Тест «Солнце и Солнечная система» | 1 | Итоги 5 гл. |
28 | 6 | Контрольная работа №3 «Солнце и звезды» | 1 | |
| ||||
29 | 1 | Наша Галактика | 1 | § 25 (1-2) |
30 | 2 | Наша Галактика | 1 | § 25 (3-4) |
31 | 3 | Другие звездные системы — галактики | 1 | § 26 |
32 | 4 | Космология начала ХХ в. | 1 | § 27 |
33 | 5 | Основы современной космологии | 1 | § 28 |
| ||||
34 | 1 | Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | § 29 |
35 | 2 | Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | §29 |
Итого: | 35 часов. |
Лист корректировки рабочей программы
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причине__________________________________
______________________________________________________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:
Корректировка тематического планирования.
Раздел | Количество часов по программе | Количество часов в связи с корректировкой |
Всего |
Корректировка поурочно-тематического планирования.
Порядковый № урока | № урока в разделе | Тема урока | Количество часов по программе | Количество часов в связи с корректировкой |
Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по астрономии
Тематическое планирование к учебнику Левитана Е.П. "Астрономия -11" выполнено в виде технологической карты. Можно использовать как элективный курс....
Тематическое планирование по астрономии 11 класс
Календарно-тематическое планитрование по астрономии к 11 классу...
Календарно - тематическое планирование по астрономии в 10-11 классе 2018 г.
Календарно - тематическое планирование по астрономиив 10-11 классе 2018 г. Номера уроковпо порядку№ урокав разделе, темеТема урокаПлановые сроки изучения учебного материалаСкорректированные...
календарно -тематическое планирование по астрономии 10 класс
Количество часов: всего 17; в неделю 0,5 часа; Планирование составлена на основе: В соответствии с ФГОС СОО Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Пр...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11
Рабочая программа и КТП к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 составлены для изучения астрономии в 11 классе из расчета 1 час в неделю....
Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 и 11 класс
Планирование составлено на основе программы по астрономии 10-11 класс....
Календарно тематическое планирование по астрономии 10 класс
Астрономия 1 час...