календарно-тематическое планирование по астрономии
календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс) по теме
Тематическое планирование к учебнику Левитана Е.П. "Астрономия -11" выполнено в виде технологической карты. Можно использовать как элективный курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
МОУ Тереньгульская средняя (полная) общеобразовательная школа.
Тематическое планирование.
Астрономия – 11 кл
(спецкурс)
Учитель: Чунаева В. В.
Пояснительная записка.
Планирование учебного материала выполнено в соответствии с программой среднего (полного) общего образования по астрономии (М., Дрофа,2009)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по астрономии для 11 класса Е.П. Левитана. (2009 г) и программы элективного курса «Астрономия», выполненной Чунаевой В.В. и согласованной с методистом кафедры ФМО ОГБОУ ДПО УИПК ПРО Ананичевой С.В. от 25.08.11.
Согласно учебному плану школы на изучение астрономии в 11-Б классе отводится 34 часа учебного времени (1 час в неделю).
В кабинете имеются таблицы ко всему курсу астрономии, диск «Астрономия» из серии Энциклопедия школьника, презентации к отдельным урокам.
Проверка и оценка знаний учащихся.
Удовлетворительно оценить знания ученика по астрономии можно в том случае, если он в ответе показал понимание основной идеи изученного и сумел подкрепить её пересказом определенного фактического материала. Чтобы получить хорошую оценку, ученик должен уметь воспроизвести выводы, рассуждения и доказательства, приведенные учителем или имеющиеся в учебнике. Отличной оценки заслуживает тот ученик, который настолько овладел знаниями, что может применить их в новой ситуации.
Виды контроля:
- Устный контроль;
- Письменный контроль: тесты, самостоятельные работы и т.д.
- Практические работы со звездной картой;
- отчеты о наблюдениях
- доклады – рефераты.
- дополнительные работы (в добровольном порядке) по просьбе учителя: изготовление приборов, монтажей, составление библиографий и т.д.
- презентации на отдельные темы (Состав Солнечной системы, Звезды,…)
Рабочая программа по астрономии.
Наименование раздела | Количество часов | |
Всего по плану | На контроль знаний. | |
Введение в астрономию | 6 | ½ |
Строение солнечней системы | 5 | !/2 |
Физическая природа тел солнечной системы | 6 | ½ |
Солнце и звезды | 10 | 1 |
Строение и эволюция вселенной | 6 | 1/2 |
Резерв | 1 |
Содержание программы.
Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
Курс астрономии является курсом, обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.
Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии в XI классе должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии. Исходя из сказанного, и в данном варианте программы основными разделами являются "Строение Солнечной системы", "Физическая природа тел Солнечной системы", "Солнце и звезды", "Строение и эволюция Вселенной". Этим разделам предшествует "Введение в астрономию", материал которого знакомит учащихся со спецификой предмета и методов астрономической науки, содержит элементарные сведения по практической астрономии и, главное, привлекает внимание учащихся к полезности и увлекательности наблюдений звездного неба. Сохраняя в целом уже известную структуру, содержательная часть данной программы имеет, однако, свои особенности. Например, методы и инструменты не выделяются в отдельный раздел курса. Самое общее понятие о них дается во "Введении", а в основных разделах курса о них упоминается в связи с рассмотрением конкретных проблем. Разумеется, при этом находят свое отражение и основные достижения космонавтики, которые наиболее наглядно можно показать при изучении планет и их спутников. Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планет Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихся с природой Солнца и его влиянием на Землю. Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, особенностями радиогалактик и квазаров, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой "горячей Вселенной".
В процессе преподавания астрономии акцент следует делать не на изложении множества конкретных научных фактов, а на подчеркивании накопленного астрономией огромного опыта эмоционально-целостного отношения к миру, ее вклада в становление и развитие эстетики и этики в историю духовной культуры человечества. На уроках астрономии есть возможность привлечь внимание к красоте мироздания, смыслу существования и развития науки, человека и человечества. Гуманизировать школьную астрономию - это значит с наибольшей полнотой раскрыть в ней многаспектную проблему "Человек и Вселенная", показав при этом:
а) как, зачем и с какими результатами человек познает Вселенную и осваивает космос;
б) почему и как происходит расширение экологического понятия "среда обитания" до масштабов Земли, Солнечной системы. Галактики, Метагалактики;
в) на каком основании делается вывод о возможной уникальности нашей цивилизации и почему в связи с этим возрастает ответственность нынешнего поколения людей не только за выживание человечества, но и за его дальнейшее мирное и устойчивое развитие.
Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника, разнообразных других средств обучения (моделей, приборов и инструментов, звездных карт, глобусов, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). К доступным можно отнести учебные диафильмы, разработанные в свое время почти по всем урокам астрономии. Разработка и внедрение в процессе обучения компьютерных программ и компьютерных диафильмов - пока дело будущего.
Преподавание астрономии трудно ограничить тесными рамками уроков. Поэтому во внеурочное время надо проводить с учащимися астрономические наблюдения, посещать планетарии, быть на экскурсиях в обсерваториях. Источником необходимой учителям новейшей научной и методической информации являются журналы "Земля и Вселенная", "Наука и жизнь", "Физика в школе".
I. Введение в астрономию (6 ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
II. Строение солнечной системы (5 ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
III. Физическая природа тел солнечной системы (6 ч)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
IV. Солнце и звезды (10 ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
V. Строение и эволюция вселенной (6 ч)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Заключительная лекция: астрономическая картина мира (1 ч)
Перечень основных понятий астрономии и космонавтики, о которых выпускники 11 класса должны иметь хотя бы общее представление.
Активность | Петлеобразное движение планет | Радиолокационный метод |
Астероид | Перигелий (перигей) | Радиус светила |
Астрология | Планеты | Расстояние (угловое, небесных тел от Земли, Солнца и т.д) |
Астрономическая единица | Плоскость (галактики, орбиты и т.д) | Светимость (Солнца, звезд) |
Астрономическая картина мира | Полюс мира | Световой год |
Астрономия | Среда (межпланетная, межзвездная) | Сжатие Земли и других планет |
Атмосфера(Земли, Солнца, других планет) | Суточное движение светил | Сидерический год |
Афелий (апогей) | Сфера | Склонение |
Блеск звезды | Телескоп | Скопление звезд, галактик |
Болид | Терминатор | Скорость (круговая, параболическая, лучевая) |
Возмущения | Точка (весеннего, осеннего равноденствия, северу, юга и т.д) | Служба Солнца |
Возраст (Земли, планет, Солнца, Галактики) | Туманность | Созвездие (незаходящее, восходящее и заходящее, зодиакальное) |
Восход светил | Фазы Луны | Солнечная активность |
Вращение планет, звезд | Факелы фотосферные | Солнечная система |
Вселенная | Физические характеристики планет и звезд | Солнце |
Вспышки солнечные | Химический состав (атмосфер планет, лунного грунта, Солнца и звезд) | Солнцестояние (зимнее, летнее) |
Галактика | Гранулы | Солнечная постоянная |
Гелиоцентрическая система мира | Закономерности в Солнечной системе | Состав Солнечной системы (Галактики) |
Геоцентрическая система мира | Затмение | Спектр (Солнца, комет, звезд, галактик, квазаров) |
Горизонт | Заход светил | Хромосфера |
Космогония | Звезда (двойная, гигант, карлик, нейтронная, незаходящая, переменная, сверхновая) | Цефеида |
Космология | Звездная величина (видимая, абсолютная) | Цикл солнечной активности |
Космос | Звездная карта | Черная дыра |
Кратер | Зенит | Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, галактик и Метагалактики) |
Кульминация | Зодиак | Экватор (географический, небесный) |
Линия отвесная, полуденная | Календарь | Эклиптика |
Магнитная буря | Квазар | Эллипс (центр, фокусы, эксцентриситет, радиус – векторы) |
Меридиан | Кольца (Сатурна, Юпитера, Урана) | Ядро (Земли, Луны, планет, комет, галактики) |
Метагалактика | Комета | |
Метеор | Координаты (географические, экваториальные) | |
Метеорит | Корабль космический | |
Метеорное тело | Корона солнечная | |
Метеорный дождь | Пояс радиационный (Земли, Юпитера) | |
Метеорный поток | Полярное сияние | |
Млечный путь | Проблема внеземных цивилизаций | |
Небесная механика | Проблема «Солнце – Земля» | |
Обратная сторона луны | Протуберанец | |
Обсерватория | Прямое восхождение | |
Орбита планеты, спутника | Пульсар | |
Ось мира | Пятно солнечное | |
Параллакс | Равноденствие (весеннее, осеннее) | |
Парсек | Радиант метеорный |
1.Введение в астрономию. 6 ч
№ урока | Дата | Тема урока | СУМ | Знать/ понимать |
1/1 | Предмет астрономии | Предмет астрономии (что изучает астрономия, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). | Что изучает астрономия. Роль наблюдений в астрономии. Устройство и назначение телескопа. Значение астрономии. Что такое созвездие. Названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий. Основные точки, линии и круги на небесной сфере: -горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан, --небесный экватор, -эклиптика, -зенит, -полюс мира, -ось мира, - точки равноденствий и солнцестояний. Теорему о высоте полюса мира над горизонтом. Основные понятия сферической и практической астрономии: - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; - сутки; - отличие между новым и старым стилями. Величины: - угловые размеры Луны и Солнца; -даты равноденствий и солнцестояний; -угол наклона эклиптики к экватору, - соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов; -продолжительность года; - число звезд видимых невооруженным взглядом. Принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям. Причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца. | |
2/ 2 | Звездное небо | Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария. | ||
3/ 3 | Изменение звездного неба в течении суток. | Изменение звездного неба в течении суток. Небесная сфера и её вращение. Горизонтальная система координат. Кульминация светил. | ||
4/ 4 | Изменение вида звездного неба в течении года. | Изменение вида звездного неба в течении года. Экваториальная система координат. Видимое годичное движение Солнца. Годичное движение Солнца и вид звездного неба. | ||
5 / 5 | Способы определения географической широты. | Способы определения географической широты. Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения. Суточное движение звезд на разных широтах. Связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой. | ||
6 / 6 | Основы измерения времени. | Основы измерения времени. Связь времени с географической долготой. Системы счета времени. Понятие о летоисчислении. | ||
Контроль знаний |
Уметь | Наглядные пособия. Демонстрация. | МО | ФОПД | Контроль | |||
С | В | У | А | ||||
Использовать подвижную звездную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесенных на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) Устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. Решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения: - определять высоту светила в кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; - рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи. - осуществлять переход к разным системам счета времени. Находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу. Отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звезды в них: Большую Медведицу, Малую Медведицу (с Полярной звездой), Кассиопею, Лиру (с Вегой), Орел (с Альтаиром), Лебедь (с Денебом), Возничий (с Капеллой), Волопас (с Арктуром), Северную корону, Орион (с Бетельгейзе ), Телец (с Альдебараном), Большой Пес (с Сириусом). | Плакат «Телескопы», школьный телескоп, глобус Земли. Фото Солнца, Земли, Луны, планет, звездного неба и 2-3 галактик. | Объяснительно Иллюстративный Исследовательск. | Индивид. фронтальная | ||||
Карта звездного неба, учебный звездный атлас, модель небесной сферы, фото созвездий и их изображений на старинных картах. | Объяснит. – Иллюстрат.
Частично- Поисковый. | Фронтальная парная | + | ||||
Модель небесной сферы, подвижные карты звездного неба. | Частично- Поисковый. | Индивид. | + | ||||
Модель небесной сферы, | Частично- Поисковый. | Индивид. | + | ||||
Географический глобус | Частично- Поисковый. | Парная | + | ||||
Теодолит, маятниковые и солнечные часы, карта часовых поясов. | Частично- Поисковый. | Парная. | + |
2.Строение Солнечной системы. 5 ч.
№ урока | Дата | Тема урока | СУМ | Знать/ понимать. |
7 \1 | Видимое движение планет. | Видимое движение планет. Петлеобразное движение планет. Конфигурации планет. Сидерические и синодические периоды обращения планет. | Основные фактические данные о Солнечной системе (её состав, число планет, порядок их расположения от Солнца); Величины: -самый короткий и самый продолжительный периоды обращения планет вокруг Солнца, -диаметр самой крупной из планет – Юпитера – в сравнении с Землей, -средний радиус Земли, -среднее расстояние Земли от Солнца и горизонтальный параллакс Солнца, - расстояние до ближайшей и наиболее удаленной от Солнца планет в а.е.; Способы определения размеров и массы Земли; Способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; Законы Кеплера и их связь с законом тяготения. Понятия: основные конфигурации планет, синодический период, звездный период, горизонтальный параллакс, угловые размеры светил. Важнейшие факты по истории развития представлений о строении Солнечной системы. | |
8 / 2 | Развитие представлений о Солнечной системе. | Развитие представлений о Солнечной системе. Астрономия в древности. Геоцентрические системы мира. Становление гелиоцентрического мировоззрения. | ||
9 / 3 | Законы Кеплера. | Три закона Кеплера. | ||
10 / 4 | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера в формулировке Ньютона. | ||
11 /5 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел. | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел. Определение расстояний по параллаксам светил. Радиолокационный метод. Определение размеров тел Солнечной системы. |
Образовательные задачи: формирование основных понятий, используемых для описания орбитального движения тел Солнечной системы и космических аппаратов, а также положения планет на орбитах; ознакомление с историей развития представлений о строении Солнечной системы и основных закономерностях движения составляющих её тел; обобщение полученных ранее знаний о законе всемирного тяготения, его следствиях, космических скоростях, о движении ИСЗ; ознакомление с идеями и принципами, лежащими в основе способов определения размеров земли и небесных тел, а также расстояний в Солнечной системе; выработка умений выполнять упражнения на применение формул законов Кеплера, а также формул, связывающих расстояние и параллакс, линейные и угловые размеры небесных тел, при решении расчетных задач.
Уметь | Наглядные пособия и демонстрации | МО | ФОПД | Контроль | |||
С | В | У | А | ||||
- Пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными, помещенными в приложении к учебнику; - Определять по « Астрономическому календарю» и ПКЗН, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время. -Находить планеты на небе, отличая их от звезд. - Применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов. - Решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. | Таблицы « Солнечная система» и «Конфигурации планет» | Частично- Поисковый. | + | ||||
Портреты Коперника, Галилея, Бруно Джордано. | Проблем. изложен | ||||||
Таблица «Законы Кеплера» | Частично- Поисковый. | ||||||
Кадры: открытие Нептуна и Плутона. | Проблем. изложен | + | |||||
Теодолит, таблица «Радиолокация», Демонстрация метода триангуляции. | Частично- Поисковый. | + |
Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма осуществляется в процессе ознакомления учащихся с огромными достижениями отечественной космонавтики, дальнейшими перспективами развития этой области науки и техники; научно – атеистическому воспитанию способствует изучение хода борьбы науки и религии по вопросам развития представлений о строении Солнечной системы; раскрытие объективного характера сведений, получаемых при использовании методов определения расстояний до небесных тел, их размеров и масс, формирует представления о познаваемости мира и его закономерностей; политехническое образование и трудовое воспитание осуществляется в ходе показа роли космонавтики в различных областей науки, техники и производства, а также использования космических аппаратов в народном хозяйстве.
3. Физическая природа тел Солнечной системы.6 ч.
№ урока | Дата | Тема урока | СУМ | Знать/ понимать |
12 / 1 | Система « Земля – Луна» | Система « Земля – Луна», основные движения земли. Луна - спутник Земли. Солнечные и лунные затмения. | - Фактические данные о природе планет и других тел Солнечной системы: *разделение планет на две группы, характерные признаки планет земной группы и планет – гигантов, комет, астероидов, Луны и спутников планет. - важнейшие методы изучения природы тел Солнечной системы; - Величины, характеризующие Луну и её движение ( радиус, массу по сравнению с Землей, продолжительность синодического и сидерического периодов обращения. - Причины смены фаз Луны и условия наступления солнечных и лунных затмений. - Основные сведения об эволюции комет, их связи с метеорами и причины метеорных явлений в атмосфере Земли. -понимать приближенный характер наших знаний о природе тел Солнечной системы; преемственность результатов, получаемых ракетно – космическими методами, с данными, полученными ранее наземными методами. | |
13 /2 | Природа Луны | Природа Луны. Физические условия на Луне. Поверхность Луны. Лунные породы. | ||
14 / 3 | Планеты земной группы | Планеты земной группы. Общая характеристика планет. Атмосферы, поверхности. | ||
15 / 4 | Планеты – гиганты | Планеты – гиганты. Общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца. | ||
16 / 5 | Астероиды и Метеориты | Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов. Движение астероидов. Физические характеристики астероидов. Метеориты. | ||
17 /6 | Кометы и метеоры | Кометы и метеоры. Открытие комет. Вид, строение, орбиты. Природа комет. Метеоры и болиды. Метеорные потоки. |
Образовательные задачи: ознакомление школьников с основными результатами и методами исследования физической природы планет, их спутников, комет, астероидов и других малых тел Солнечной системы; Формирование понятийного аппарата, необходимого для понимания этого материала; выработка умений объяснять наблюдаемые явления, процессы и свойства небесных тел на основе важнейших физических теорий.
Уметь | Наглядные пособия и демонстрации | МО | ФОПД | Контроль | |||
С | В | У | А | ||||
- Применять важнейшие физические теории при объяснении природы тел Солнечной системы. - Решать задачи на определение линейных размеров небесных тел и объектов на их поверхности и в атмосфере по известным угловым размерам и расстоянию. - Определять условия видимости Луны в различных фазах и её положение на небе по отношению к Солнцу. - работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах. - Пользоваться телескопом при наблюдении планет и Луны. - Опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с Луной, затмениями, появлением комет и метеоров. - Используя материал темы, приводить примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира. | Таблицы « Затмения», «Фазы луны» | Проблем. изложен | |||||
Карты Луны | |||||||
Таблицы « Планеты», Фото планет, диафильмы. | Частично- Поисковый. | ||||||
Таблица «Планеты – гиганты», «Спутники планет», Диафильм. Фото. | |||||||
Таблица «Астероиды и метеориты» и «Солнечная система», химический состав метеоритов. Картина и воспоминания очевидцев падения Сихотэ - Алинского метеорита | Частично- Поисковый. | ||||||
Таблица «Кометы и метеоры» и «Солнечная система», Картины звездного дождя и падения Сихотэ -Алинского метеорита, фото места Тунгусской катастрофы. | Проблем. изложен |
Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств осуществляется в процессе ознакомления учащихся с огромными достижениями отечественной науки в исследовании Луны и планет, а также с перспективами дальнейшего развития этой области знаний;
Формирование научного мировоззрения происходит на основе раскрытия причинной обусловленности явлений и процессов, протекающих на телах Солнечной системы и в космическом пространстве, а также закономерностей наступления солнечных и лунных затмений;
Атеистическое воспитание учащихся осуществляется путем показа противоположности в подходе науки и религии к объяснению причин и характера небесных явлений.
4. Солнце и звезды. (10 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | СУМ | Знать / понимать |
18 /1 | Общие сведения о Солнце. | Общие сведения о Солнце. Вид в телескоп, вращение, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав. | - основные физические характеристики Солнца: масса, размеры, температура. - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере. -основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю. - Основные характеристики звезд в сравнении с Солнцем: спектры, температуры, светимости. Пульсирующие и взрывающиеся звезды. - Порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд, Единицы измерения расстояний: парсек, световой год. - важнейшие закономерности мира звезд. Диаграмма «Спектр – светимость» и « масса – светимость». - Способ определения масс двойных звезд. - Основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние. Их взаимную обусловленность. - Важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звездная величина. | |
19 /2 | Строение атмосферы Солнца. | Строение атмосферы Солнца. Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность. | ||
20 / 3 | Источники энергии и внутреннее строение солнца. | Источники энергии и внутреннее строение солнца. Протон – протонный цикл. | ||
21 /4 | Солнце и жизнь на Земле. | Солнце и жизнь на Земле. Перспективы использования солнечной энергии. Коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение. Проблема «Солнце – Земля» | ||
22 / 5 | Расстояния до звезд. | Расстояния до звезд. Определение расстояний по годичным параллаксам. Видимые и абсолютные звездные величины. | ||
23 / 6 | Пространственные скорости звезд. | Собственные движения и тангенциальные скорости звезд. Эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд. | ||
24 /7 | Физическая природа звезд. | Физическая природа звезд. Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности. | ||
25 / 8 | Связь между физическими характеристиками звезд. | Связь между физическими характеристиками звезд. Диаграмма «Спектр – светимость». Соотношение «Масса – светимость» Вращение звезд различных спектральных классов. | ||
26 / 9 | Двойные звезды. | Оптические и физические двойные звезды. Определение масс звезд из наблюдений двойных звезд. Невидимые спутники звезд. | ||
27 / 10 | Физические переменные, новые и сверхновые звезды. | Физические переменные, новые и сверхновые звезды. Цефеиды, другие физические переменные звезды. |
Уметь | Наглядные пособия и демонстрации. | МО | ФОПД | Контроль | |||
С | В | У | А | ||||
- Применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд. - решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам. - Наблюдать Солнце на экране школьного телескопа. - Анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость». - Находить на небе звезды: альфы Малой Медведицы, Лиры, Лебедя, Орла, Ориона, Близнецов, Возничего, Малого Пса, Большого пса, Тельца.
| Таблица «Солнце» Вид Солнца в школьный телескоп, спектроскоп. Демонстрация спектра гелия. | Частично- Поисковый. | |||||
Таблицы «солнце», «Строение Солнца», Солнечная активность и её земные проявления». Собственные зарисовки Солнца. Фото солнечной короны. | Проблем. изложен | ||||||
Схема термоядерной реакции водородного цикла. | Проблем. изложен | ||||||
Доклады учащихся. | |||||||
Таблица «Звезды», ПКЗН, звездный атлас. | |||||||
Демонстрация спектров разных газов. | |||||||
Демонстрация спектров разных газов, Сплошные, линейчатые. Спектроскоп. | Проблем. изложен | ||||||
Диаграмма « Спектр – светимость» | |||||||
Таблица « Звезды» | Проблем. изложен | ||||||
« Переменные звезды» таблица, диафильм. |
Образовательные задачи: способствовать ознакомлению школьников с природой звезд и важнейшими закономерностями их строения и эволюции; выработка умений объяснять физические характеристики звезд, наблюдаемые на Солнце явления и процессы на основе важнейших физических теорий; расширение полученных ранее представлений о свойствах плазмы и её распространенности во Вселенной.
При изучении данной темы реализуются межпредметные связи с курсом физики, и осуществляется преемственность знаний по астрономии.
Воспитательные задачи: воспитание патриотических чувств осуществляется в процессе ознакомления учащихся с достижениями отечественной астрономии в познании природы звезд и их эволюции; формирование научного мировоззрения происходит на основе раскрытия роли моделей в процессе изучения реальной действительности.
5. Строение и эволюция Вселенной. 6 ч.
№ урока | дата | Тема урока | СУМ | Знать / понимать. |
28 / 1 | Наша Галактика | Состав нашей Галактики: звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля. Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Радиоизлучение. | -основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, межгалактические расстояния; - структуру и состав нашей и других галактик; Основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла, возраст наблюдаемых небесных тел. | |
29 / 2 | Другие галактики | Открытие других галактик. Определение размеров, расстояний и масс галактик. Радиогалактики и активность ядер галактик. Квазары. | ||
30 / 3 | Метагалактика. | Метагалактика. Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной. Расширение Метагалактики. Гипотеза «горячей Вселенной», космические модели Вселенной. | ||
31 /4 | Происхождение и эволюция звезд и галактик. | Возраст галактик и звезд. Происхождение и эволюция звезд. | ||
32/ 5 | Происхождение планет. | Возраст земли и других тел Солнечной системы. Основные закономерности в Солнечной системе. Первые космогонические гипотезы. Современные представления о происхождении планет. | ||
33 / 6 | Жизнь и разум во Вселенной. | Эволюция Вселенной и жизнь. Проблемы внеземных цивилизаций. | ||
34 | Заключительная лекция | Обзор изученного. |
Образовательные задачи: завершение ознакомления учащихся с современными представлениями о структуре и эволюции Вселенной (научная картина мира); ознакомление с идеями законами и принципами космогонии и космологии; выработка умений объяснять наблюдаемую структуру вселенной и выводы о её эволюции на основе ведущих физических теорий.
Уметь | Наглядные пособия и демонстрации. | МО | ФОПД | Контроль | |||
С | В | У | А | ||||
-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе. - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами. - находить на небе альфу Волопаса, Девы, Льва. - Оценивать возраст Метагалактики по постоянной Хаббла. | Таблица « Звездные скопления, туманности, Галактика», иллюстрации из учебника, схожие фото. | Объяс. Иллюст | |||||
Таблица « Галактики», фото. | |||||||
Карта звездного неба. | Проблем. иззожен | ||||||
Диафильм «Происхождение и развитие небесных тел» | |||||||
Проблем. изложен | |||||||
Воспитательные задачи: на примере космогонии и космологии убедить учащихся в познаваемости человеком природы, в неисчерпаемости и многообразии форм материи и относительности человеческих знаний о ней, в объективности характера получаемых данных и выводимых на её основе законов, в существовании причинно – следственных связей между наблюдаемыми в космическом пространстве явлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
Календарно - тематический план для программы учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ для профессий среднего профессионального образования технического профиля (Топ-50)08.01.24 Мастер столярно-стекольных, плотни...