Занятие по теме «Решение задач по астрофизике»
план-конспект занятия по астрономии (11 класс)

Наталья Владимировна Комарова

С 2018 года в ЕГЭ по физике появилось новое задание, проверяющее знания учащихся по интереснейшему разделу физики – астрофизика. Из контрольно – измерительных материалов, опубликованных на сайте www.fipi.ru, следует, что это новое задание №24 имеет повышенный уровень сложности и при его выполнении вы получите 2 балла. Формат задания предполагает выбор  верных утверждений из 5 предложенных.

Технология обучения: сингапурская методика. Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.

По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХАЙ ФАЙВ «Дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания.

Слайд 2

В 2018 году задание №24 по теме "Астрофизика" - уровень сложности повышенный; - 2 балла; - выбор верных из пяти предложенных вариантов. 13. Из приведенных ниже утверждений выберите верные, соответствующие законам движения планет, и укажите их номера. 1)Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. 2) Отношение площадей, описываемых радиус- векторами планет, равно отношению квадратов соответствующих времен. 3)Быстрее всего планета движется в перигелии. 4)Скорость планеты тем больше, чем она дальше от Солнца. 5)Квадрат большой полуоси орбит тела, деленный на куб периода его обращения и на сумму масс тел, есть величина постоянная.

Слайд 3

Тема занятия. Решение задач по астрофизике.

Слайд 4

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся вопросами с использованием ментальной карты»

Слайд 5

Образовательная структура «Шпаргалка» (запишите мысли, собери идеи)

Слайд 7

СТЕ ЗЕ КЛАСС (перемешай класс)

Слайд 8

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ «Одновременный релли тейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

Слайд 9

19. Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о планетах земной группы солнечной системы. Параметры Планеты Меркурий Венера Земля Марс Среднее расстояние до Солнца а. е. 0,4 0,7 1,0 1,5 Радиус, в радиусах Земли 0,38 0,95 1 0,53 Масса, в массах Земли 0,055 0,815 1 0,53 Период обращения вокруг Земли 59 сут. 243 сут. 24 ч. 24,6 ч. Период обращения вокруг Солнца 88 сут. 225 сут. 365 сут. 687 сут. Эксцентриситет орбиты 0,206 0,007 0,017 0,093 Количество спутников 0 0 1 2 Выберите верные утверждения, соответствующие характеристикам планет, и укажите их номера. 1)Частота вращения вокруг своей оси больше всего у Венеры. 2)За время одного оборота Меркурия вокруг Солнца он сделает меньше двух оборотов вокруг своей оси. 3)Масса планет земной группы растет при удалении от Солнца. 4)Самое большое центростремительное ускорение при движении по орбите у Меркурия. 5)Самая большая первая космическая скорость у Марса.

Слайд 10

13. Из приведенных ниже утверждений выберите верные, соответствующие законам движения планет, и укажите их номера. 1)Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. 2) Отношение площадей, описываемых радиус- векторами планет, равно отношению квадратов соответствующих времен. 3)Быстрее всего планета движется в перигелии. 4)Скорость планеты тем больше, чем она дальше от Солнца. 5)Квадрат большой полуоси орбит тела, деленный на куб периода его обращения и на сумму масс тел, есть величина постоянная.

Слайд 11

1)Пояс Койпера находится за орбитой планеты, обозначенной на рисунке цифрой 9. 2)Планета, обозначеннаф цифрой 9, это Плутон. 3)Планета, обозначенная цифрой 3, имеет гидросферу. 4)Планета, обозначенная цифрой 5, имеет атмосферу. 5)Планета, обозначенная цифрой 6, не имеет естественных спутников.

Слайд 12

11. Выберите верные утверждения. Для всех планет – гигантов характерны следующие свойства: 1) медленное вращение вокруг своей оси 2) наличие твердой поверхности 3) низкая средняя плотность 4) отсутствие атмосферы 5) большое количество спутников.

Слайд 13

59. Из приведенных ниже утверждений выберите верные и укажите их номера. 1)Солнце в основном состоит из водорода и гелия. 2) Поверхность Солнца имеет большую температуру, чем его внутренние слои. 3) Меркурий и Земля за одно и то же время получают одинаковое количество Солнечной энергии. 4) Солнце не крутится вокруг своей оси. 5) Внутри Солнца происходят термоядерные реакции.

Слайд 14

Выберите верные утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера. 1)Температура поверхности Полярной звезды в 2 раза выше, чем на поверхности Солнца. 2)Температура поверхности и радиус Гакрукса говорят о том, что эта звезда относится к красным гигантам. 3)Температура поверхности и радиус Сириуса говорят о том, что эта звезда относится к сверхгигантам. 4)Полярная звезда относится к звездам спектрального класса F . 5)Так как массы звезд Вега и Гакрукс одинаковы, то они относятся к одинаковому спектральному классу. Наименование звезды Температура, К Масса (в массах Солнца) Радиус (в радиусах Солнца) Расстояние до звезды (св. лет) Альтаир 8000 1,7 1,7 360 Антарес 4000 10 880 600 Арктур 4300 1,25 26 37 Беллатрикс 22000 8,4 6 240 Гакрукс 3400 3 113 88 Вега 10600 3 3 27 Полярная 7000 6 30 430 Ригель 11000 18 75 864 Спика 16800 15 7 160 Сириус 9900 2 1,7 8,6 Фомальгаут 8600 1,9 1,8 25

Слайд 15

1)Звезда Бетельгейзе является красным сверхгигантом. 2)Звезда Альдебаран является красным сверхгигантом. 3)Звезда Беллатрикс относится к белым карликам. 4)Солнце и Сириус В находятся на главной последовательности. 5)Звезда Сириус А относится к белым звездам спектрального класса А.

Слайд 16

Выберите верные утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера. 1)Самую большую плотность среди ближайших к Солнцу звезд имеет Proxima . 2)Звезда α Cen A содержит меньше тяжелых элементов, чем α Cen В. 3)Светимость звезды пряио пропорционально ее массе. 4)Звезда Proxima относится к красным звездам спектрального класса М. 5)Возраст звезды прямо пропорционален ее массе.

Слайд 17

89. На рисунке 20 схематически изображено строение галактики Млечный Путь (на рисунке 20а – вид сверху, на рисунке 20б – вид сбоку). Из приведенных ниже утверждений выберите верные и укажите их номера. 1)Цифрой 2 на рисунке отмечено гало. 2)Цифрой 4 на рисунке отмечены спиральные рукава. 3)Цифрой 2 на рисунке отмечена туманность Андромеды. 4)Цифрой 5 на рисунке отмечен балдж. 5)Цифрой 1 на рисунке отмечено скопление молодых и ярких звезд.

Слайд 18

87. Из приведенных ниже утверждений выберите верные и укажите их номера. 1) Галактика Млечный Путь является эллиптической галактикой. 2) Галактика Млечный Путь не вращается вокруг своей оси. 3) Скорости удаления галактик возрастают прямо пропорционально расстоянию до них. 4) Скорости удаления галактик возрастают обратно пропорционально расстоянию до них. 5) Ближайшая к Млечному Пути большая галактика называется галактикой Андромеды.

Слайд 20

Ответы 1. 24 7. 15 2. 13 8. 14 3. 14 9. 24 4. 35 10. 35 5. 15 11. 35 6. 24

Слайд 21

Какой блок астрофизики еще вызывает проблемы?



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа (задачи с практическим содержанием)"(6 класс).

Данное занятие направлено на закрепление  знаний  учащихся по теме «Нахождение дроби от числа», на  расширение  представления учащихся о практическом применении таких задач. Основн...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по теме:"Решение задач с параметрами" для 11 класса

Рабочая программа  для проведении индивидуально-групповых занятий в 11 классе по теме: «Решение задач с параметрами». Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Шахматное занятие на тему: «Решение задач на постановку мата в один ход 2 ладьями».

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет, 1 года занятий. В доступной игровой форме происходит выработка умений и навыков в постановке линейного мата двумя ладьями...

Внеурочное занятие по теме "Решение задач на переливание".

Задачи на переливание – один из видов старинных логических задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных з...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ по теме: «Решение задач на фотоэффект»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ  по теме: « Решение задач на  фотоэффект»...