Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов.
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа включает аннотацию, в которой прописаны: содержание курса с перечнем разделов, тем и требований к предметным результатам обучения; тематическое планирование, а также формы организации учебных занятий с определением основных видов учебной деятельности школьников. Рабочая программа ориентирована на изучение астрономии по учебнику Б.А. Воронцова - Вельяминова, Е.К. Страута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Большеплотавская средняя школа №22»»
Рассмотрена и согласована Утверждаю.
Методическим объединением Директор МКОУ «Большеплотавская СШ №22»
Протокол № __ от «_____» ________ 2019 г. ________________________ /Ламзина О.Н./
_________________________________ Приказ № ___ от _________________ 2019 г.
Принята на педагогическом совете
Протокол № 1 от ____________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Астрономия»
среднего (полного) общего образования
для учащихся 10-11 классов.
Базовый уровень.
учитель Шаталова Светлана Николаевна
квалификационная категория -1
Ефремов, 2019 г.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа включает аннотацию, в которой прописаны: содержание курса с перечнем разделов, тем и требований к предметным результатам обучения; тематическое планирование, а также формы организации учебных занятий с определением основных видов учебной деятельности школьников.
Рабочая программа составлена на уровень образования по предмету. Сроки реализации программы:
курс 10 класса: 2017-2018 учебный год
курс 11класса: 2019-2020 учебный год
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа создана на основе:
- Стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии от 7 июня 2017 г. (Утверждён приказом №1089 Министерства образования РФ как изменения, внесённые в ФГОС среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г.);
- Авторской программы «Астрономия. 11 класс»./Е.К. Страут, М., «Дрофа», 2017 г./
- РБУП, утверждённого ДОТО №477 от 24.06.2011.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 10-11 классов с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей обучающихся.
В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и системности. Рабочая программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к астрономии. Она позволяет сформировать у обучающихся средней школы достаточно широкое представление о строении Вселенной.
Содержание курсов ставит целью обеспечить:
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в использованием информационных технологий;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений космонавтики.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Основой изучения астрономии лежит изучение физики с 7 по 9 класс. В соответствии «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. Таким образом, курс астрономии школы является базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С учётом методических рекомендаций Министерства РФ по образованию в рабочую программу по астрономии включены следующие её темы: «Введение», «Практические основы астрономии», «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звёзды», «Строение и эволюция Вселенной».
Астрономия в школе рассматривается как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их современными представлениями о строении и эволюции способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Образовательная программа по астрономии не предусматривает чёткой дифференциации учебного материала по курсам обучения. Изучение большей части учебного материала в 10 классе позволяет разгрузить учащихся в 11 классе для более качественной подготовки к ЕГЭ. В рабочей программе темы распределены по курсам следующим образом:
10 класс
- Введение
- Практические основы астрономии
- Строение Солнечной системы
- Природа тел Солнечной системы (начало)
11 класс
- Природа тел Солнечной системы (продолжение)
- Солнце и звёзды
- Строение и эволюция Вселенной.
Авторской программой Е.К. Страута рекомендованы наблюдения (практические занятия) во внеурочное время под руководством учителя. В связи с отсутствием телескопа в школьной лаборатории, в рабочей программе при изучении соответствующих тем планируются наблюдения невооружённым глазом:
- Определение сторон горизонта и географической широты места наблюдения по Полярной звезде.
- Основные созвездия и наиболее яркие звёзды осеннего, зимнего и весеннего неба (с использованием подвижной звёздной карты).
- Суточное вращение неба.
- Нахождение планет (с использованием «Школьного астрономического календаря»).
- Фазы луны.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия УМК Воронцова - Вельяминова:
- Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник /Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут/, М., Дрофа, 2018.
Дополнительно используются следующие методические и дидактические пособия:
- М.А. Кунаш. Методическое пособие к учебнику Астрономия. 11 класс., М., Дрофа, 2018 г.
- Школьный астрономический календарь.2019 г, пятнадцатый выпуск /сост. Козловский А.Н./, « АстроКА» 2018 г.
В основе организации процесса обучения лежит классно-урочная система. Основной организационной формой обучения предмету является урок. В связи с большим объёмом учебного материала при малом количестве учебного времени основной формой урока является лекция с поддержкой ИКТ. Такая форма подачи материала позволяет освободить учебное время для решения астрономических задач. Кроме того, астрономия позволяет активно практиковать проектную и исследовательскую деятельность, отчёты по которой планируется презентовать как в учебное, так и во внеурочное время.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 часа в неделю изучение астрономии в 2018 г начинается во втором полугодии 10 класса и заканчивается в 2019 в первом полугодии 11 класса. Рабочая программа составлена с учётом 20 часов изучения астрономии в 10 классе и 15 часов в 11 классе.
Для учащихся, поступивших в 10 класс в 2019 -20 учебном году, планируется полное изучение курса в течение этого учебного года. Для этого варианта составлено отдельное КТП, рассчитанное на 34 учебных часа (продолжительность учебного года утверждена локальным актом по Большеплотавской СШ №22).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч)
Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии. Телескопы.
Практические основы астрономии (8 ч)
Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и её обращения вокруг Солнца. Звёзды и созвездия. Небесные координаты и звёздные карты. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (8 ч)
Гелиоцентрическая система мира Коперника, её значение для науки и мировоззрения. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и звёздный периоды. Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Природа тел Солнечной системы (6 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Спутники и кольца планет – гигантов. Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты. Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы.
Солнце и звёзды (6 ч)
Звёзды – основные объекты во вселенной. Солнце – ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность солнечной активности и её связь с геофизическими явлениями. Звёзды, их основные характеристики. Определение расстояний до звёзд. Годичный параллакс. Внутреннее строение звёзд и источники их энергии. Двойные звёзды. Переменные и нестационарные звёзды. Эволюция звёзд, её этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. Межзвёздный газ и пыль. Вращение галактики. Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары. Крупномасштабная структура Вселенной. «Красное смещение». Реликтовое излучение. Расширение Вселенной. Строение и эволюция Вселенной как проявление физических закономерностей материального мира. Жизнь и разум во Вселенной.
Повторение (0 ч)
РАЗЛИЧИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧЕЙ И АВТОРСКОЙ ПРОГРАММ
В рабочей программе название и содержание разделов курса полностью соответствуют авторской программе. Однако, количество часов, отведённое на изучение тем авторской программой Е.К. Страута, усилено за счёт учебного времени, отведённого на наблюдения звёздного неба в телескоп и невооружённым глазом. Наблюдения предполагается проводить в рамках внеурочной деятельности. Планируется использовать дополнительные часы для решения задач и просмотр отчётов по проектной и исследовательской деятельности.
№/пп | Раздел | Количество часов в рабочей программе | Количество часов в авторской программе |
1 | Введение | 2 | 1 |
2 | Практические основы астрономии | 8 | 6 |
3 | Строение Солнечной системы | 8 | 5 |
4 | Природа тел Солнечной системы (начало) | 6 | 7 |
5 | Солнце и звёзды | 6 | 6 |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 4 | 5 |
7 | Наблюдения в телескоп | - | 2 |
8 | Наблюдения невооружённым глазом | - | 2 |
9 | Повторение | - | 1 |
Итого: | 34 | 35 |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ
Учащиеся должны знать:
- Физические характеристики основных космических объектов (Луна, планеты, Солнце, Солнечная система, звёзды, Галактика, Вселенная) и примерные временные масштабы происходящих во вселенной явлений;
- Способы определения расстояний до небесных тел, их размеров и массы;
- Причины и характер наблюдаемого движения Солнца, планет и звёзд;
- Причины смены фаз Луны и условия наступления солнечных и лунных затмений ;
- Важнейшие проявления солнечной активности, их связь с геофизическими явлениями;
- Основные сведения об эволюции Вселенной;
- Устройство школьного телескопа;
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться справочными данными, помещёнными в приложении к учебнику и «Школьном астрономическом календаре»;
- Использовать подвижную карту звёздного неба для решения следующих практических задач: отождествлять объекты, нанесённые на карту, с наблюдаемыми в небе объектами;
- Устанавливать звёздную карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил;
- Определять увеличение школьного телескопа и наводить его на заданный объект;
- Решать задачи, применяя основные изученные законы и формулы: зависимость высоты светила в кульминации от географической широты места наблюдения;
- Определение расстояний планет от Солнца по известному периоду обращения (третий закон Кеплера);
- Вычисление линейных размеров небесных тел по известным угловым размерам и расстояниям;
- Вычисление расстояний до звёзд по известному параллаксу.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, вне солнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
приводить примеры:
- роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять:
- различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать:
- особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе:
- основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
- самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать :
- компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
- оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ АСТРОНОМИИ
На основании требования Федерального государственного образовательного стандарта на уроках астрономии используется система оценки образовательных достижений учащихся.
На уроках физики проводится комплексный подход к оценке результатов образования и необходимо качественно оценить систему знаний по астрономии и систему действий по этому предмету.
На уроках можно выделить следующие опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения:
- Умение работать с картой звёздного неба: находить на ней различные астрономические объекты, определять астрономические координаты и т.д.
- знание формул, законов, определений, умение применять их к решению задач базового уровня сложности, практическому применению при наблюдениях;
- умение анализировать текст, приводить примеры, обосновывать научные факты и гипотезы, проводить исследования и работать с проектами.
Для оценивания качества знаний учащихся можно выделить следующие виды контроля: текущий и итоговый.
.
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, тестов, творческих работ, выступлений с сообщениями и рефератами, проектных и практических работ.
При проведении наблюдений и практических работ оценивание происходит по нескольким параметрам: умение работать с приборами, в группе и умение составлять отчет (расчеты, таблицы, графики и выводы). Итоговый контроль проводится в форме итогового проверочного теста.
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Знания, умения и навыки учащихся по астрономии оцениваются по результатам устного опроса и тематических тестов. Тесты составляются учителем с учётом способностей класса и на основе утверждённых приказом Министерства образования контрольно-измерительных материалов по астрономии для 10-11 классов.
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- правильно выполняет чертежи, схемы и графики;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика:
- удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов;
- допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
- соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если:
- выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два -три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если:
- работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка тестовых работ учащихся
«5» - 85% - 100%
«4» - 65% - 84%
«3» - 41% - 64%
«2» - 21% - 40%
«1» - 0% - 20%
Перечень ошибок:
Грубые ошибки:
Незнание
- определений основных понятий, законов, правил, положений теории,формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение:
- выделять в ответе главное;
- применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
- читать и строить графики и принципиальные схемы;
- подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
- Неточности формулировок, определений определяемого понятия.
Ошибки, вызванные:
- несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
- в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
- Нерациональный выбор хода решения;
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач;
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | Раздел | Число часов | Число практических работ |
1 | Введение | 2 | - |
2 | Практические основы астрономии | 8 | 5 |
3 | Строение Солнечной системы | 8 | - |
4 | Природа тел Солнечной системы | 6 | - |
5 | Солнце и звёзды | 6 | - |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 4 | - |
7 | Повторение | - | - |
итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов, Б.А.Воронцов-Вельяминов, 35 часов,1 час в неделю.
Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов, Б.А.Воронцов-Вельяминов, 35 часов,1 час в неделю...

Рабочая программа по астрономии для 10, 11 классов по учебнику Б.А. Воронцова- Вельяминова
Данные рабочие программы составлены при изучении астрономии в 10 и 11 классах по 0,5 часа в год по учебнику Воронцова- Вельяминова и Е.К. Страута изд. "Дрофа"...

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов
Настоящая программа по астрономии для 10 – 11 классов составлена на основе примерной авторской программы «Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»: учебно-методическое пособ...