РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
методическая разработка по астрономии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_astronomiya.docx | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Томский политехнический техникум»
ОГБПОУ «ТПТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины УД 19 АСТРОНОМИЯ
для профессии
38.01.02 Продавец, контролер-кассир | |
2018 г.
Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплинеразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования по дисциплине «Астрономия», примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия», одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России 2015 г.(протокол №3 от 21 июля, регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля) ФГАУ «ФИРО» по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Заведующий УПО ПФ ОГБПОУ «ТПТ» Н.М. Дубровина
Председатель МК ПФ ОГБПОУ «ТПТ» Н.Ю. Мариненко
Организация-разработчик:
Парабельский филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский политехнический техникум» (ПФ ОГБПОУ «ТПТ»)
Разработчик:
-Кива М.Н., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
| 7 |
| 13 |
| 20 |
| 21 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии.
Программа дисциплины «Астрономия» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом естественно-научного профиля получаемого профессионального образования по специальности 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» составлена с учетом профиля получаемого профессионального образования и в соответствии с требованиями нормативных документов:
- Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 № 613 ««О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия";
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования;
Общая характеристика учебной дисциплины
Астрономия в учебных заведениях СПО всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математический цикл, знакомит студентов с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Реализация программы учебной дисциплины «Физика» способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (через выполнение упражнений и заданий, имеющих профессиональную и производственную направленность, содержащих сведения о развитии науки и техники; создающих проблемные ситуации, которые можно разрешить, владея физическим аппаратом и знаниями по профессии).
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (через самостоятельную работу обучающихся, выполнение исследовательских проектов, лабораторных работ).
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (организация рефлексии учебной деятельности, решение ситуационных и проблемных задач, использование методов контроля и самоконтроля).
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой эффективного выполнения профессиональных задач (работа с текстами, содержащими научную и техническую информацию, схемами, графиками, таблицами).
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (исследовательская и проектная деятельность, подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций).
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ролевые игры, методы групповой работы, проектные формы деятельности).
В результате изучения, предусмотренного программой учебного материала, учащиеся должны владеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике к уровню подготовки выпускников.
Оценка успешной деятельности обучающегося проводиться регулярно в течение всего срока обучения. Программа содержит перечень форм и методов текущего контроля.
Формы и методы контроля направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностного подходов ( типовые расчеты по механике и электродинамике); освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности (исследовательские проекты, рефераты); овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья (исследовательские проекты, рефераты, доклады, контрольные работы).
Итоговая форма аттестации – зачет.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины астрономия (УД.19) является частью образовательной программы в рамках подготовки по профессиям ППКРС в соответствиис ФГОС на базе основного (общего) образования: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл и является профильным предметом, освоение которого связано с изучением следующих дисциплин: физика, химия, математика
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Содержание программы «Астрономия» направлена на достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Предметные результатыизучения представлены по темам:
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
- использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы,
Солнце и звезды
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнцегрануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
- описывать этапы формирования и эволюции звезд;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;
- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
- систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.
Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.
1.4. Используемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лекции | 40 |
лабораторно-практические работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: - подготовка презентаций - написание сообщений и докладов; - выполнение рефератов; | 8 4 8 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины астрономия по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками | 2 | ||||
Тема 1.1. Предмет астрономии | 1 | Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. | 1 | 2 | |
Тема1.2. Наблюдения – основы астрономии | 1 | Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики. | 1 | 2 | |
Раздел 2.Основы практической астрономии | 6 | ||||
Тема 2.1. Звезды и созвездия Видимое движение звезд | 1 | Определение понятия «звездная величина». Введение понятия «созвездие». Экваториальная система координат, точки и линии на небесной сфере. Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восходящее светило», «не восходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Годичное движение Солнца. Движение и фазы Луны. | 1. | Введение понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движения Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года. Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли. | 2 | 2 | |
Тема 2.3. Время и календарь | 1. | Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь. | 2 | ||
Раздел 3. Строение Солнечной системы | 12 | ||||
Тема 3.1. Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. | 1. | Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Достоинства системы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии. Основной материал Конфигурации планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет. | 2 | 2 | |
Тема 3.2. Законы движения планет Солнечной системы | 1. | Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера. Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции. | 2 | 2 | |
Тема 3.3. Открытие и применение закона всемирного тяготения | 1 | Определение расстояний до планет Солнечной системы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. Графическое представление положения планет Солнечной системы с учетом масштаба и реального расположения небесных тел на момент проведения работы. Аналитическое доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона всемирного тяготения для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление приливов как следствие частного проявления закона всемирного тяготения при взаимодействии Луны и Земли. | 2 | 2 | |
Тема 3.4. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 1 | Общая характеристика орбит и космических скоростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пилотируемые полеты и высадка на Луну. История исследования и современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №1 Разработка презентации на тему: «Теория Большого взрыва» | 4 | ||||
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы | 12 | ||||
Тема 4.1. Солнечная система. Система "Земля - Луна". | 1. | Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы. Определение основных критериев характеристики и сравнения планет. Характеристика Земли согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравнительная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий различия. Сравнительная характеристика рельефа планет. Сравнительная характеристика химического состава планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы. | 2 | 2 | |
Тема 4.2. Планеты земной группы | 1. | Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются. Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутников. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли. | 2 | 2 | |
Тема 4.3. Планеты-гиганты | 1. | Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец. | 2 | 2 | |
Тема 4.4. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. | 1. | Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно-кометной опасности для Земли. Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №2 Разработка презентаций:Комета Галлея. Метеоритные дожди. | 4 | ||||
Раздел 5. Солнце и звезды | 10 | ||||
Тема 5.1. Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. | 1. | Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца. Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных частиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях. | 2 | 2 | |
Тема 5.2. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. | 1. | Метод годичного параллакса и границы его применимости. Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллаксом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр — светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двойных систем. Модели звезд. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки. | 2 | 2 | |
Тема 5.3. Эволюция звезд. | 1. | Оценка времени свечения звезды с использованием физических законов и закономерностей. Начальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сценария» эволюции от массы звезды. Особенности эволюции в тесных двойных системах. Графическая интерпретация эволюции звезд в зависимости от физических параметров. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №3 Подготовка сообщений об исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов | 4 | ||||
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной | 18 | ||||
Тема 6.1. Наша Галактика. Другие галактики. Метагалактика. | 1 | Наша Галактика на небосводе. Строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики. Проблема скрытой массы. Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь различных видов туманностей с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвездной среды. Научное значение исследования процессов в разреженной среде в гигантских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках. | 4 | 2 | |
Тема 6.2. Основы современной космологии | 1 | «Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о не стационарности Вселенной и ее подтверждение. Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа №4 Подготовка реферата о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. | 8 | ||||
Зачет | 2 | ||||
Всего: | 60 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Астрономия».
Оборудование учебного кабинета:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Логвиненко О. В. Астрономия [Электронный ресурс]: учебник / О. В. Логвиненко. – М.: КноРус, 2019. – 263 с. – (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа :https://www.book.ru/book/930679
2.Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Стаут. – СПБ: Лань-Трейд, 2018. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
- Астрофизический портал. Новости астрономии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.afportal.ru/astro (дата обращения 18.03.2018г.).
- Вокруг света. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.vokrugsveta.ru (дата обращения 18.03.2018г.).
- Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.astroolymp.ru (дата обращения 18.03.2018г.).
- Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sai.msu.ru (дата обращения 18.03.2018г.).
- Интерактивный гид в мире космоса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spacegid.com (дата обращения 18.03.2018г.).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса теоретического материала, проверки решения задач, тестирования, а также выполнения обучающимисявнеаудиторных самостоятельных работ.
Предметные результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Устный контроль индивидуальный, фронтальный Подготовка рефератов, презентаций. Тестовые задания. Выполнение разноуровневых заданий. Наблюдение и оценка на зачете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа производственной практики по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"
Рабочая программа производственной практики по профессии продавец, контролер-кассир....
Рабочая программа учебной практики по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"
Рабочая программа учебной практики по профессии продавец, контролер-кассир...
КОС Учебная практика по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"
КОС учебной практики по профессии продавец, контролер-кассир...
Рабочий план учебной практики по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"
Рабочий план учебной практики...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКА для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКАдля профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»...
Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Профессия: 38.01.12 Продавец, контролер-кассир
Методические указания по выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине ОДБ.06 Физкультура созданы с целью организации работы на учебных занятиях по предмету, при выполнении...