Рабочая программа по астрономии
календарно-тематическое планирование по астрономии (10 класс)
Программа по астрономии. Базовый уровень. 11 класс. Автор программы Е.К. Страут к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по астрономии для обучающихся 10-11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Нормативные документы:
- Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.)
- «О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. № 1089» от 7 июня 2017г. № 506
- Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приказ № ТС-194/08 от 20.06.2017 г.
2. Программа по астрономии. Базовый уровень. 11 класс. Автор программы Е.К. Страут к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Учебник образует завершенную предметную линию
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
По учебному плану школы в этом учебном году выделено на изучение астрономии в 10 классе во втором полугодии 18 часов и в 11 классе первом полугодии 17 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Программа соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям обучающихся 10-11 класса.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов астрономии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного материала, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. На основе рабочей учебной программы составлено тематическое планирование курса астрономии.
Цели и задачи изучения курса астрономии
Изучение астрономии в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
- классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет- ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.
1. Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа астрономии
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
2. Практические основы астрономии
—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
—применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
3. Строение Солнечной системы
—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
4. Природа тел Солнечной системы
—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
—описывать характерные особенности природы планет гигантов, их спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероидно- кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
5. Солнце и звезды
—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные отличительные особенности звезд
различных последовательностей на диаграмме «спектр—светимость»;
—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
6. Строение и эволюция Вселенной
—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости
«период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
—интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
7. Жизнь и разум во Вселенной
-систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Межпредметные связи
Современные тенденции интеграции и взаимопроникновение естественных наук при их стремительном развитии создают предпосылки для совершенствования и обновления системы образования, заставляют пересмотреть роль естественнонаучного цикла в формировании знаний, умений, а также их мировоззрения.. Важным дополнительным условием повышения качества усвоения знаний учащимися, их мотивации к обучению является разработка методик объединения содержаний отдельных предметов либо посредством интегративных курсов, либо системным включением межпредметных связей в процесс обучения естественнонаучного цикла.
Формы и методы, технологии обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
– методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: лекция, беседа, рассказ, доклад учащегося);
– методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: демонстрация опыта, иллюстрация, наблюдение, демонстрационная задача, видеофильм);
– методы передачи информации с помощью практической деятельности (приемы: работа с текстовой информацией, составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем).
Методы стимулирования и мотивации ученика:
– эмоциональные (приемы – поощрение, порицание, создание ситуации успеха);
– познавательные (приемы – создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, побуждение к поиску альтернативного решения);
– волевые (приемы – предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности).
Технологии
Элементы технологий:
– технологии проблемного обучения;
– технологии развивающего обучения.
Организационные формы обучения: коллективные, индивидуально-групповые.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов
обучения по данной рабочей программе.
Методы контроля и самоконтроля
– устные (приемы – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, защита рефератов);
– письменные (приемы – тест, самостоятельная работа);
– самоконтроль (приемы – самоконтроль по образцу).
В основу построения эффективной системы педагогического мониторинга положена модель матричного поля балльной оценки критериально-оценочных заданий трех уровней: репродуктивные, конструктивные и творческие. Репродуктивный уровень заданий предполагает проверку воспроизводить учащимися знания, полученные в ходе изучения курса (оценка – «3»). Конструктивный связан с выполнением задания по известному алгоритму, т.е. применением знаний в сходной ситуации (оценка – «4»). Творческий уровень связан с выполнением заданий, которые требуют анализа, синтеза полученных знаний, переноса их из одной темы раздела в другой (оценка – «5»).
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ
С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ
11 класс (35 ч, 2 ч в неделю)
10—11 классы (35 ч, 1 ч в неделю)
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.*Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.*Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
Тематический план курса
№ | Основные разделы | Количество часов | Из них | |
теория | Проверочная работы | |||
1 | Предмет астрономии | 2 | 2 | |
2 | Основы практической астрономии | 5 | 4 | 1 |
3 | Строение Солнечной системы | 2 | 2 | |
4 | Законы движения небесных тел | 5 | 4 | 1 |
5 | Природа тел Солнечной системы | 8 | 8 | |
6 | Солнце и звезды | 6 | 5 | 1 |
7 | Наша Галактика — Млечный Путь | 2 | 2 | |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 | 2 | |
9 | Жизнь и разум во Вселенной | 2 | 2 | |
10 | Повторение | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 32 | 3 | |
2 полугодие 10 класса | 18 | 16 | 2 | |
1 полугодие 11 класса | 17 | 16 | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований
в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
по астрономии
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Учебник | Методическое пособие с поурочными разработками | Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. | Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11кл: учебник/ Б.А. Воронцов - Вельяминов, Е.К. Страут.- 4-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2018 | Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018. Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Технологическиекарты уроков к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута /М. А. Кунаш. Канд пед наук.- Изд.2-ое, исп.-Волглград:Методкнига,2018.-127с | Безуглова Г.С. Физика.ЕГЭ-2018. Раздел «Элементы астрофизики»:учебное пособие/под ред.Л.М.Монастырского.-Ростов- на –Дону:Легион,2017.-80с-(ЕГЭ) Гомулина,Н.Н. Астрономия:ПРоверочные и контрольные работы.10-11 классы:учебное пособие/Н.Н.Гомулина,-2-ое изд.,стереотип.-М.Дрофа,2019-80с: ил.-(Российский учебник) | Российская астрономическая сеть http://www.astronet.ru Астрономия в Открытом колледже Astrolab.ru: сайт для любителей астрономии HERITAGE — Астрономическое наследие: Астрономическое образование с сохранением традиций Азбука звездного неба Астрономия для школьников http://astro.physfac.bspu.secna.ru Астрономия и космонавтика: сайт К. Арбузова Астрономия: проект Новосибирской открытой образовательной сети |
Материально-техническое обеспечение дисциплины Проектор, компьютер, таблицы, звездные карты, телескоп
Медиатека- диски:
1 Видео уроки по астрономии
2 Астрономия в картинках 3 Астрономия
4 Открытая астрономия 2,5
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Дополнительные материалы к учебнику |
|
| Предмет астрономии -2 часа | |
1 |
| Предмет астрономии | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118201 |
2 |
| Наблюдения- основа астрономии | |
|
| Практические основы астрономии -5 час | |
3 |
| Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты | |
4 |
| Видимое движение звезд на различных географических широтах | |
5 |
| Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118204 |
6 |
| Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | |
7 |
| Время и календарь. Проверочная работа по теме "Практические основы астрономии" | |
|
| Строение Солнечной системы -2 час | |
8 |
| Развитие представлений о строении мира | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118205 |
9 |
| Конфигурация планет. Синодический период. | |
|
| Законы движения небесных тел -5 час | |
10 |
| Законы движения планет Солнечной системы | |
11 |
| Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | |
12 |
| Практическая работа с планом Солнечной системы | |
13 |
| Движение небесных тел под действием сил тяготения | |
14 |
| Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе . Проверочная работа по теме "Строение Солнечной системы" | |
|
| Природа тел Солнечной системы - 4 час | |
15 |
| Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | |
16 |
| Система Земля-Луна | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118217 |
17 |
| Две группы планет | |
18 |
| Урок-дискуссия "Парниковый эффект: польза или вред?" | |
|
| 11 класс. Природа тел Солнечной системы.- 4 час. (продолжение) | |
19/1 |
| Природа планет земной группы | |
20/2 |
| Планеты-гиганты, их спутники и кольца | |
21/3 |
| Малые тела Солнечной системы | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118216 |
22/4 |
| Метеоры, болиды, метеориты | |
|
| Солнце и звезды - 6 час | |
23/5 |
| Солнце: его состав и внутреннее строение | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118240 |
24/ |
| Солнечная активность и ее влияние на Землю | |
25/7 |
| Физическая природа звезд | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118221 |
26/8 |
| Переменные и нестационарные звезды | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118220 |
27/9 |
| Эволюция звезд | |
28/10 |
| Проверочная работа по теме " Солнце и Солнечная система" | |
|
| Наша Галактика -Млечный путь. - 2 час | |
29/11 |
| Наша Галактика | |
30/12 |
| Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118239 |
|
| Строение и эволюция Вселенной - 2 час | |
31/13 |
| Другие звездные системы - галактики | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118190 |
32/14 |
| Основы современной космологии | https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118234 https://rosuchebnik.ru/kompleks_data/umk-astronomia/objects/object_b118238 |
|
| Жизнь и разум во Вселенной -2 час | |
33/15 |
| Жизнь и разум во Вселенной | |
34/16 |
| Урок -конференция "Одиноки ли мы во Вселенной?" | |
|
| Повторение - 1 час | |
35/17 |
| Повторительно-обобщающий урок по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...