Земля - планета Солнечной системы
план-конспект урока по астрономии (11 класс)

Зуенко Марина Афанасьевна

Урок открытия новых знаний на котором формируется понятийный аппарат, необходимый для усвоения информации о планетных телах как одном из основных типов космических тел, и о планете Земля как типичном и наиболее исследованном представителе планетных тел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Учебная тема: Планетные тела и планетные системы

Класс: 11

Автор УМК: Воронцов – Вельяминов Б.А.

       Тема урока: Земля – планета Солнечной системы

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: формирование понятийного аппарата, необходимого для усвоения информации о планетных телах как одном из основных типов космических тел, и о планете Земля как типичном и наиболее исследованном представителе планетных тел.

Цель учащегося: узнать о фундаментальных астрономических понятиях «планетные тела»

Планируемые результаты: 

Предметные: наличие  умения анализировать информацию, объяснять свойства космических объектов на основе важнейших физических теорий.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям, структурировать знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с планетой Земля.

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап самоопределения к учебной деятельности (мотивация)

Психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Приветствует  учащихся, Предлагает  проверить готовность к уроку.

Показ видеофрагмента  «О планетах Солнечной системы»

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Просмотр видеофрагмента

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности.

  1. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в деятельности (создание проблемной ситуации) (5 мин)

Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала

Организует проверку домашнего задания:

  1. Через взаимоконтроль по эталону
  2. Через программированные задания.

3.Предлагает ответить на вопрос:

«Что общего и какие отличительные признаки у планет Солнечной системы?»

В процессе проблемной беседы определяют границы знания и незнания.

Личностные, познавательные, коммуникативные

3. Этап целеполагания и постановки учебной задачи (3мин)

Формулирование темы урока, постановка цели

Предлагает сформулировать цель урока

Формулируют самостоятельно цель урока: узнать  основные характеристики Солнца как космического тела; внутреннее строение Солнца; об энергетике Солнца и механизмах переноса энергии из зоны термоядерных реакций в космическое пространство;
- о космических явлениях, наблюдаемых в атмосфере Солнца

Записывают в тетрадь тему урока

Регулятивные: определять и формулировать цели деятельности

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (5 мин)

Выбрать способ и средства для коррекции выявленных затруднений

Предлагает составить план выхода из затруднений. Предлагает сформулировать тему урока, прочитав ребус

Посмотрев видеофрагмент «О планетах Солнечной системы», определить цели урока

Составляют план совместно с учителем

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Регулятивные: планирование

5. Этап реализации построенного проекта (15мин)

Открытие новых знаний

Организует работу по реализации плана в парах

1. Предлагает

 определить

-Какие планеты входят в Солнечную систему?

- Что общего у Земли с другими планетами Солнечной

системы?

- В чем уникальность нашей планеты?

Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и  общие черты, и существенные различия.

Работают по составленному плану в парах.

Работают с текстом учебника.  Предлагают свои варианты общих черт и различий  планет Солнечной системы. Заносят в таблицу

Общие признаки

Отличительные признаки

Регулятивные: работа по плану

Познавательные: преобразование текста в таблицу

Коммуникативные: работа в парах.

6. Этап первоначального закрепления с проговариванием во внешней речи (4 мин)

Воспроизведение нового материала на уровне логических рассуждений

Предлагает представить результаты работы в парах

Предоставляют результаты работы в паре

Познавательные, коммуникативные

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5мин)

Определять результативность образовательной деятельности

Предлагает выполнить тест с самоконтролем по эталону

Выполняют тест  и осуществляют самоконтроль по эталону

1. Земля - это планета, входящая в состав: а) пояса астероидов;

б) туманности Андромеды; в) Солнечной системы; г) созвездий.

2. Между какими планетами располагается Земля: а) Венера - Марс;

б) Меркурий - Венера; в) Венера - Юпитер; г) Меркурий - Марс.

3. Количество планет Солнечной системы: а) 12; б) 8; в) 10; г) 7.

4. Какое невидимое поле Земли заставляет стрелку компаса всегда

показывать на север:

а) радиационное; б) космическое; в) магнитное;

г) ионизирующее.

5. Какой по счету от Солнца планетой является Земля:

а) 4; б) 7; в) 5; г) 3.

6. Что является центром Солнечной системы: а) Луна; б) Вселенная; в) Солнце;

г) Земля.

7. Польский астроном, сделавший вывод о том, что Земля вращается вокруг

Солнца: а) Птолемей; б) Николай Коперник; в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей.

8. Солнце - это: а) планета; б) звезда; в) астероид; г) комета.

9. Путь, по которому Земля совершает оборот вокруг Солнца, называется:

а) траектория; б) экватор; в) меридиан; г) орбита.

10. Единственный естественный спутник Земли: а) Икар; б) Луна; в) Фобос;

г) Тритон.

Регулятивные: самопроверка

8. Этап включения в систему знаний и повторения (5мин)

Включение нового материала в систему знаний

Предлагает повторить: Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы

Проговаривают общие и отличительные признаки планеты Земля от планет Солнечной системы

Личностные, коммуникативные, регулятивные

9. Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин)

Осознание нового материала

Организует рефлексию.

Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал активно

/ пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен

/ не доволен

6.Материал урока мне был понятен

 / не понятен

полезен /бесполезен

интересен / скучен

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Регулятивные: оценивать свою деятельность

Коммуникативные: высказывать свое собственное мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс

Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....

Урок в 5 классе "Земля-планета Солнечной системы"

Поурочный план по ФГОС. Различные формы урока, использование электроннго приложения, презентация повышают познавательный интерес учащихся....

"Земля-планета солнечной системы" 5 класс ФГОС

Урок составлен по новой программе, разработанной в соответствии с ФГОС....

Тест на тему «Земля – планета Солнечной системы».

Используется в 6 классе после изучения темы "Земля - планета Солнечной системы" по учебнику "Землеведение" под ред. Дронова, Савельевой....

Урок географии 5 класс ФГОС "Земля-планета Солнечной системы"

Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС...

Земля - планета Солнечной системы

План урока  географии в 5 классе...