Программа кружка по астрономии "Туляки - герои космоса" для учащихся 10 класса
проект по астрономии (10 класс) на тему
Проект программы кружка по астрономии для 10 класса, с календарно-тематичским планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_astronomiya.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Центр образования № 24
ПРОЕКТ
Программы кружка по астрономии
«Туляки – герои космоса»
для учащихся 10 класса
город Тула
2018 год
I. Обоснование Проекта
Проблема проекта
Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу частично решает представленная программа.
Актуальность проекта
Астрономия как учебный предмет имеет огромное прикладное значение в качестве инструмента для создания научной картины мира в сознании обучающихся. Картины, которая является элементом мировоззрения любого образованного человека. А ведь сегодня России как никогда нужны именно такие люди. Это и выводит астрономию в нишу особо значимых наук для естественного социально-экономического развития страны. На текущий момент можно уверенно говорить о проблемах с формированием у российских школьников целостной естественнонаучной картины мира. Астрономию, как предмет школьной программы, ликвидировали в 1993 году. В 2009 году отказ российского Министерства образования от предмета «Астрономия» вызвал бурную реакцию в научной среде. Российские астрономы в своём открытом обращении к Правительству России писали: «Ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей. Естествознание — часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений обрекаются на астрономическую безграмотность».
Да, мы пока ещё летаем в Космос. Но в этой отрасли почти всё держится на советских наработках. В настоящее время Россия испытывает острый дефицит специалистов в сфере астрономии, космического землеведения.
В соответствии с приказом Министерства образования РФ , объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. В нашем центре образования принят второй вариант.
В 10 классе возможно введение кружка по астрономии «Туляки – герои космоса».
Огромные возможности для реализации программы имеет краеведческая деятельность, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. Важно научить ребят уважать и любить свою землю, свой народ, край, Родину. Это очень важно, чтобы ребята знали свои корни и смогли создать достойное будущее. Необходимо сделать так, чтобы впечатления прошлого вошли в духовный мир учеников.
Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Ребенок в исследовательской работе полностью впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.
II. Содержание проекта.
Цель программы: Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города, области, России на основе изучения традиций и культурного наследия.
Задачи:
- развитие потребности к изучению истории своей Родины, своего народа, своей области, своего города;
- формирование у учащихся чувства долга перед семьёй, друзьями, Родиной;
- развитие творческих и креативных способностей;
- формирование навыков безопасного поведения;
- формирование навыков коллективной творческой деятельности;
- формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании;
- становление личности
- формирование уважительного отношения к достижениям в области освоения космического пространства старшим поколением.
Знания:
- знать историю своей страны;
- знать профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе;
- знать виды деятельности человека;
- знать культуру физического и умственного труда;
- знать соотношение материального и духовного;
Умения:
- уметь выбрать свой вид деятельности;
- уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;
- уметь осмысливать и анализировать происходящие события;
- уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;
- уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;
Действия:
- самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим темам истории родного края;
- вести беседы в коллективе ровесников,
- правильно вести себя в обществе
Формы реализации проекта: лекции, презентации, экскурсии.
Пути реализации проекта:
- Расширение внешних связей с учебными заведениями Тулы и Тульской области
- Историческое краеведение.
- Дополнительное образование через МБУ ДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества»
- Дополнительное образование через Государственный музей истории космонавтики имени К.Э Циолковского (город Калуга).
Принципы реализации проекта:
- Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
- Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
- Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
- Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
- Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями.
Задачи учителя:
- использование системно - деятельностного подхода и соответствующих ему технологий обучения;
- построение учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии и психологии обучения;
- четкое определение планируемых результатов обучения, разработка программы занятий, участие в создании системы оценки результатов.
Достижение требований стандартов может вестись на основе интеграции следующих базовых педагогических технологий:
- технологий развития критического мышления;
- технологии обучения в сотрудничестве;
- технологий, основанных на реализации проектной деятельности,
- информационных и коммуникационных технологий обучения.
Для реализации проекта в школе созданы условия: базовые материально-технические, кадровые и научно-методические, которые делают доступными применение современных образовательных технологий.
III. Этапы реализации Проекта
Проект рассчитан на 1 год, 1 час в 2 недели (17 часов в год). Для учащихся 10 класса.
IV. План реализации Проекта
№ | Тема занятия | Используемые ресурсы | Дата |
Космическое пространство – территория неизведанного. | Лекция, научно-популярные видеофильмы | Сентябрь | |
Строение и состав Солнечной системы | Экскурсия в планетарий МБУ ДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества» | Сентябрь | |
Мечта человечества о полетах в космос. | Лекция, научно-популярные видеофильмы | Октябрь | |
Жизнь и научная деятельность К.Э. Циолковского | Экскурсия в планетарий МБУ ДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества» | Октябрь | |
Первые космические аппараты. | Лекция, научно-популярные видеофильмы | Ноябрь | |
Космические аппараты. Классификация | Экскурсия в планетарий МБУ ДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества» | Декабрь | |
Космодром «Байконур» | Лекция, научно-популярные видеофильмы, презентации учащихся | Декабрь | |
Космодром «Восточный» | Лекция, научно-популярные видеофильмы, презентации учащихся | Январь | |
4 октября 1957 года – запуск первого искусственного спутника Земли. Начало космической эры человечества. | Экскурсия в планетарий МБУ ДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества» | Январь | |
Первые летчики – космонавты в СССР. | Лекция, научно-популярные видеофильмы | Февраль | |
Уроженец Тульской земли – космонавт Евгений Хрунов. Космический почтальон. | Лекция, презентации учащихся | Февраль | |
Уроженец Тульской земли – космонавт Валерий Поляков. Дважды Герой. | Лекция, презентации учащихся | Март | |
Уроженец Тульской земли – космонавт Сергей Залетин. Последний на «Мире». | Лекция, презентации учащихся | Март | |
Космонавт Сергей Залетин. Дважды покоривший космос. | Экскурсия в школьный музей МБОУ «Средняя школа № 13 имени С.В. Залетина» город Щекино | Апрель | |
Уроженец Тульской земли – космонавт Николай Тихонов. Подающий надежды. | Лекция, презентации учащихся | Апрель | |
Организация и проведение поисково-спасательных работ в случае внештатных ситуаций. | Лекция, научно-популярные видеофильмы | Май | |
«Полет в неведомое» | Государственный музей истории космонавтики имени К.Э Циолковского (город Калуга). Интерактивное образовательное занятие для школьников. | Май |
V. Ресурсное обеспечение реализации проекта
Ресурсы | Наличие | Потребность |
Кадры | + | Повышение квалификации в 2018 г. |
Материально- техническая база | + | Наличие в кабинете физики ноутбука, мультимедиапроектора; учебно-наглядных пособий. |
Учебно-методическая база | + | Свободный доступ учителя на рабочем месте к современным цифровым образовательным ресурсам; учебно-методические пособия (печатные и электронные). |
VI. Ожидаемые результаты
- Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
- Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
VII. Заключение.
Внедрение ФГОС основного общего образования является неотъемлемой частью перспективного развития общеобразовательного учреждения.
Главное назначение данного проекта состоит в том, что его реализация позволяет решать стоящие перед образовательным учреждением задачи и реализовать стратегические цели.
В результате выполнения данного проекта будет реализована часть программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы внеурочной деятельности.
Таким образом, данный проект является актуальным, универсальным и может быть реализован в любом общеобразовательном учреждении.
VIII. Список использованных источников.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "В мире сказок" для учащихся 5-6 классов
Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и по...
Учебная программа кружка “Мои первые исследования” для учащихся 2 классов
Учебная программа кружка “Мои первые исследования”для учащихся 2 классов Ю. В. Тесникучитель химииМБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Пояснительная записка...
Авторская программа кружка по английскому языку для учащихся 7 класса «Увлекательный английский»
Главной целью является создание условий для реализации творческого потенциала учащихся и углубление мотивации в рамках предмета “английский язык”....
Рабочая программа кружка по корейскому языку для учащихся 6-го класса "Занимательный корейский"
Данная рабочая программа разработана на базе учебника "Вводный курс корейского языка" и в соответсвии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ с. Покровка, расчитана на 2014-2015 учебный год для учащ...
Рабочая программа кружка по английскому языку для учащихся 5-6 класса
Данный материал представляет собой примерную рабочую программу кружка по английскому языку для учащихся 5-6 класса, изучающих предмет по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English". Материалы можно использов...
Программа кружка по английскому языку для учащихся 5 класса «Две страны-два мира»
Настоящая рабочая программа по английскому языку «Две страны, два мира» для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5 классов МБОУ «Школа №66» является а...
Рабочая программа кружка «Основы русской словесности» (для учащихся 7-9 классов)
Рабочая программа кружка по основам русской словесности для 7-9 классов составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Прогр...