План-конспект урока по теме "Что изучает астрономия"
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему

Ахметова Нязиля Джафяровна

В работе представлен        план-конспект   урока по теме "Что изучает астрономия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no1_chto_izuchaet_astronomiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия

Конспект урока по астрономии

ТЕМА

Предмет астрономии.

Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками.

Подготовила

учитель физики и астрономии

 Ахметова Нязиля Джафяровна

Г.о.Саранск

 2018

Цели урока: познакомить учащихся с новой для них наукой.

Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.

Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.);.

Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии и особенности астрономических наблюдений; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

Наглядные пособия: презентация с необходимым наглядным материалом; видео урок.

Основной материал

Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Основные задачи и разделы астрономии. Особенности астрономии и ее методов.  Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук.

Методические акценты урока. Первое занятие по астрономии имеет наибольшее значение в дальнейшем становлении учебной мотивации. По этой причине важно выбрать активные формы взаимодействия с учащимися. Наиболее эффективно вначале организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, определение предмета астрономии и ее задач. Далее, продолжая беседу, важно подвести

учащихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практическими потребностями. Их можно разделить на несколько групп:

— сельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете времени — сутки, месяцы, годы. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис — предвестника разлива Нила);

— потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли — Финикийская звезда);

— эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).

План   изложения   нового   материала:

1.   Предмет астрономии.

2.   Связь астрономии с другими науками.

3.   Основные задачи астрономии.

4.   Основные разделы астрономии.

5.   Особенности астрономии и ее методов.

6.   Особенности астрономических наблюдений.

4.   Краткие сведения о строении Вселенной.

Ход урока:

Вводная беседа (2 мин)
      Требования:

-  учебник - тетради (для рабочих записей и для контрольных работ) - экзамен (по выбору);

- новый предмет (добросовестное выполнение требований учителя и собственная инициатива).
     

Новый материал (30 мин) 

1. Начало - демонстрация презентации

Первый слайд

 Что изучает астрономия

1)Строение, физическую природу и химический состав космических объектов их систем и Вселенной в целом.

2)Законы движения космических объектов и их систем, а также их эволюцию во времени и пространстве.

3)Свойства межзвездного и межпланетного пространства.

Астрономия (др.-греч. ἀστρονομία) — фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

Значение астрономии:

формирование научного мировоззрения.

Второй слайд

 Основные задачи астрономии.

1) Изучить видимое и истинное расположение и движение небесных тел;

2)Определить их размеры  и формы.

3) Изучить физическую природу и химический составкосмических объектов и их систем.

4) Изучить проблемы возникновения и развития небесных тел и их систем.

Третий слайд

Основные разделы астрономии

1) Астрофизика – раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы, происходящие на поверхности небесных тел, в их недрах и атмосферах, а также в космическом пространстве (методы спектрального анализа).  

2)  Практическая астрономия — раздел астрономии, описывающий способы нахождения географических координат, определения координат небесных светил, исчисления точного времени.

3) Небесная механика — раздел астрономии  о закономерностях механического движения небесных тел и причинах, вызвавших это движение.

4) Сравнительная планетология — раздел астрономии, в котором

изучается  физика  планет Солнечной системы путём их сравнения с Землёй.

5) Звёздная астрономия изучает закономерности в мире звезд и их систем (пространственное распределение звезд).

6) Космогония – это раздел астрономии в котором изучается происхождение и эволюция небесных тел и их систем.

7) Космология – это раздел астрономии исследующий происхождение, строение  и эволюцию Вселенной как единого целого.

Четвертый слайд

Особенности астрономии и её методов

 1) Наблюдения – основной источник информации в астрономии.

 2)Значительная продолжительность целого ряда изучаемых в астрономии  явлений(до миллиардов лет).

3) Необходимо указать положение небесных тел в пространстве(их координаты) и невозможно сразу указать, какое из них ближе, а какое дальше от нас.

Пятый слайд

Особенности астрономических наблюдений

1) Наблюдения ведутся с Земли, а Земля движется вокруг оси и вокруг Солнца.

2) Невозможно воспроизвести опыты (наблюдения пассивные).

3) Большие расстояния до наблюдаемых объектов.

2. Демонстрация видео клипа с CD.

Задание   на   дом:   §  1(п.1,2), §2(п.2).

Темы проектов

1. Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

2. Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.

3. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

4. Связь астрономии и химии (физики, биологии).

Опорный конспект к уроку

Что изучает астрономия

1)Строение, физическую природу и химический состав космических объектов их систем и Вселенной в целом.

2)Законы движения космических объектов и их систем, а также их эволюцию во времени и пространстве.

3)Свойства межзвездного и межпланетного пространства.

Астрономия — фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

Значение астрономии:

формирование научного мировоззрения.

 Основные задачи астрономии.

1) Изучить видимое и истинное расположение и движение небесных тел;

2)Определить их размеры  и формы.

3) Изучить физическую природу и химический составкосмических объектов и их систем.

4) Изучить проблемы возникновения и развития небесных тел и их систем.

Основные разделы астрономии

1) Астрофизика – раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы, происходящие на поверхности небесных тел, в их недрах и атмосферах, а также в космическом пространстве (методы спектрального анализа).  

2)  Практическая астрономия — раздел астрометрии, описывающий способы нахождения географических координат, определения координат небесных светил, исчисления точного времени.

3) Небесная механика — раздел астрономии  о закономерностях механического движения небесных тел и причинах, вызвавших это движение.

4) Сравнительная планетология — раздел астрономии, в котором  изучается  физика  планет Солнечной системы путём их сравнения с Землёй.

5) Звёздная астрономия изучает закономерности в мире звезд и их систем (пространственное распределение звезд).

6) Космогония – это раздел астрономии в котором изучается происхождение и эволюция небесных тел и их систем.

7) Космология – это раздел астрономии исследующий происхождение, строение  и эволюцию Вселенной как единого целого.

Особенности астрономии и её методов

 1) Наблюдения – основной источник информации в астрономии.

 2)Значительная продолжительность целого ряда изучаемых в астрономии  явлений (до миллиардов лет).

3) Необходимо указать положение небесных тел в пространстве(их координаты) и невозможно сразу указать, какое из них ближе, а какое дальше от нас.

Особенности астрономических наблюдений

1) Наблюдения ведутся с Земли, а Земля движется вокруг оси и вокруг Солнца.

2) Невозможно воспроизвести опыты (наблюдения пассивные).

3) Большие расстояния до наблюдаемых объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...