Технологическая карта урока астрономии
учебно-методический материал по астрономии (10 класс) по теме

Котельникова Марина Ивановна

Технологическая карта урока астрономии по теме " Звёздное небо" разработана для проведения урока астрономии в соответствии с УМК Чаругина

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБУ ДПО « Курский институт развития образования»

Технологическая карта к уроку астрономии « Звёздное небо»

Выполнила

Котельникова Марина Ивановна,                    

учитель физики МОУ «Репецкая СОШ»

Мантуровского района Курской области

Курск, 2017 год

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

10

Звёздное небо

Параграф учебника

§3

Номер урока по порядку

2

Номер урока в теме

1

Используемый учебник

Название

Класс

Автор

Астрономия

10-11

В.М. Чаругин 

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся:

  • определять понятия «созвездие», «звёздная величина», «ось мира», «полюсы мира», «эклиптика»;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд (Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона, Геркулеса и др.), пользоваться приложением учебника;
  • определять по ПКЗН условия видимости светил, яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.

Познавательные:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения классифицировать звёзды по блеску.

Регулятивные:

  • развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

  • развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
  • Оценивание роли метода научного познания в изучении астрономических явлений.

  • Готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению астрономии.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения,

ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран.

Карта звездного неба (демонстрационная).

Подвижные карты звёздного неба (ПКЗН).

Презентация « Звёздное небо»

Карта звёздного неба онлайн http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа

(мин)

1.Организационный

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

1 мин.

II. Мотивация

к учебной деятельности.

Целеполагание.

Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Формулирование темы и цели урока.

Слайд №1 презентации

к уроку астрономии

«Звёздное небо»

Читает отрывок из стихотворения В. Маяковского:

«Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!»

Объясняют какие эмоции вызвали эти стихи

Озвучивают тему и цель урока.

1 мин.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Приложение 1.

Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Интеллектуальной разминки».

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Готовят ответы на вопросы «Интеллектуаль ной разминки».

Представители групп дают ответы (по карточкам-заданиям с набором вопросов).

8 мин.

III. Постановка учебной задачи. 

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Делает акцент на основных моментах.

Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений).

2 мин.

IV. «Открытие нового знания»  

Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. 

Слайды №2-6

презентации к уроку

астрономии

«Звёздное небо».

Формулирует задание

Выполняют задания в группах. Изучают самостоятельно § 3. Звёздное небо.

Выделяют главное.

7 мин.

V. Первичное осмысление и

закрепление 

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного конспекта 

Слайды №7-12 презентации к уроку астрономии

«Звёздное небо».

Контролирует выполнение работы.

Выполняют задание «Закончи предложение»

5 мин.

VI. Практическая работа

Применение знаний и способов действий.

Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организует практическую

работу с ПКЗН

Находят на звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона, Геркулеса и др.

12 мин.

VII. Самоанализ и самоконтроль 

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Подведение учеников к самопроверке

Самопроверка по вопросам в учебнике на стр.19.

5 мин.

VIII. Рефлексия. 

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока

Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. 

3 мин.

IX. Задание

на дом: §3.

Подготовить мифы и легенды, связанные с звёздами или созвездиями

 Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

1 мин.

Приложение 1.

Вопросы «Интеллектуальной разминки» на этапе актуализации знаний.

Карточка-задание №1. 

 1. В чём состоят особенности астрономии?

2. Какие координаты светил называются горизонтальными? 

3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток. 

4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые диаметры почти равны?

5. Для чего используется телескоп? 

6. Что считается главной характеристикой телескопа? 

7. Почему при наблюдениях в телескоп светила уходят из поля зрения?

Карточка-задание №2.

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?

2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе?

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

Карточка-задание №3.

1. Решение каких задач занимается небесная механика?

2. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

3. Почему современная астрономия является всеволновой?

4. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

5. Какие мифы и легенды, связанные с названиями звёзд, созвездий, планет вам известны?

Приложение 2.

Текст для самостоятельного изучения «Звёзды и созвездия»

      В безоблачную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.  

      Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

      У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.

      Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные - пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец - было известно 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.

      Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

Так:

4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.  

18 век - Монголия - было 237 созвездий.  

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.  

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

      Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия "Христианское звездное небо", давались названия монархов - Георг, Карл, Людовик, Наполеон).

      Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690 г. и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

      Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г. Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ.  Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

     В 125 г. до н.э. Гиппарх (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие - первой звездной величины (1m), а еле видимые - 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные (например, m= -1,6m).

Итак,  звездная величина - видимая яркость (блеск) звезды.

     В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие -…?, затем ?, ?, ?, ? и т.д.

     Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (? Лиры), Сириус (? Большого Пса), Полярная (? М. Медведицы).

Смотреть: в учебнике астрономии – Таблица на стр 16. Название некоторых звезд.

Приложение 3.

Практическая работа

ПКЗН - у каждого на столе. Посмотреть созвездия.

Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.

А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой "вращается " небо. Географические координаты (Экватор).

Б) Накладной круг . Центр-Зенит. Вид неба - совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам горизонта.

В) CD - "Red Shift 5.1"- показ запуска и общее знакомство с содержимым.

  • Установить, чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд.  
  • найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.
  • вращение неба, получение информации об объектах.

 

Вопросы:

  • Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли долететь до созвездия.
  • Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты? Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?
  • Какая астрономическая ошибка закралась в строке песни Владимира Высоцкого: "В далеком созвездии тау Кита…."?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока астрономии

Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)...

технологическая карта урока по астрономии «Звезды и созвездия. Звездные карты»

урок разработ в соответствии с тербованиями ФГОС СОО...

Технологическая карта урока астрономии 11 класс

Урок "Законы движения планет Солнечной системы"....

технологическая карта урока по астрономии "Планеты-гиганты"

Разработка содержит технологическую карту урока и приложение к уроку...

Технологическая карта урока по астрономии "Звезды и созвездия"

Технологическая карта подготовлена к уроку "Звезды и созвездия" по астрономии в 10 классе. Карта составлена с использованием учебника В.М. Чаругин "Астронимия 10-11"...

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии".

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии" выполнена в технологии проблемного обучения с применением интернет-ресурсов....

Технологическая карта урока астрономии

Инструктивная карта для проведения урока астрономии "Тайны Вселенной"...