Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (10 класс) по теме
По книге В. М. Чаругин Астрономия 10-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya_-_kopiya.docx | 47.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 2 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина общеобразовательного цикла
Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;
- метапредметных:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
- предметных:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
- формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | Умение организовать свою деятельность | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Умение работать с информацией | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03 | Умение применять полученные знания на практике | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04 | Умение общаться и взаимодействовать | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05 | Умение грамотно использовать терминологию | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06 | Умение осознанно проявлять себя как гражданина России и законными способами защищать свою страну | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 07 | Умение использовать свои знания во благо окружающей среды | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 08 | Умение грамотно распоряжаться своим здоровьем | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 09 | Умение использовать современные технологии в работе и повседневной жизни | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Умение работать с официальными документами | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ОК 11 | Умение осуществлять планирование деятельности | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лекции | 34 |
лабораторно-практические занятия | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Осваиваемые элементы и компетенции | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Введение | Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной. | 1 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
Тема 1.1. Астрометрия | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Звёздное небо | |||||||
2 | Небесные координаты | |||||||
3 | Видимое движение планет и Солнца | |||||||
4 | Движение Луны и затмения | |||||||
5 | Время и календарь | |||||||
Тема 1.2. Небесная механика | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Система мира | |||||||
2 | Законы Кеплера движения планет | |||||||
3 | Космические скорости и межпланетные перелёты | |||||||
Тема 1.3. Строение Солнечной системы | Содержание учебного материала | 7 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | |||||||
2 | Планета Земля | |||||||
3 | Луна и её влияние на Землю | |||||||
4 | Планеты земной группы | |||||||
5 | Планеты-гиганты. Планеты - карлики | |||||||
6 | Малые тела Солнечной системы | |||||||
7 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | |||||||
Тема 1.4. Астрофизика и звёздная астрономия | Содержание учебного материала | 7 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Методы астрофизических исследований | |||||||
2 | Солнце | |||||||
3 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | |||||||
4 | Основные характеристики звёзд | |||||||
5 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | |||||||
6 | Новые и сверхновые звёзды | |||||||
7 | Эволюция звёзд | |||||||
Тема 1.5. Млечный путь | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Газ и пыль в Галактике | |||||||
2 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | |||||||
3 | Сверхмассивная чёрная дыра в мцентре Млечного Пути | |||||||
Тема 1.6. Галактики | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Классификация галактик | |||||||
2 | Активные галактики и квазары | |||||||
3 | Скопления галактик | |||||||
Тема 1.7. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | |||||||
2 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | |||||||
Тема 1.8. Современные проблемы астрономии | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10 | |||||
1 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | |||||||
2 | Поиск жизни и разума во Вселенной | |||||||
Дифференцированный зачет | 1 | |||||||
Всего | 34 | |||||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: Астрономия
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- проектор;
- мультимедийная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2017.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс, В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010 г.;
- Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград: Учитель, 2006 г.
- Демченко Е. А. Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград, Учитель 2003 г.
- Воронцов-Вельяминов Б. А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя, М. Просвещение 1985.
- Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»: «Физика», статьи по астрономии.
Дополнительные источники:
- Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2017.
- Левитан Е. П. Дидактические материалы по астрономии, 2002.
- Книга для чтения по астрономии. Астрофизика / М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988.
- Астрономия: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Е. П.
Левитан М. Просвещение 2005.
Сборник вопросов и задач по астрономии / Под ред. Б. А. Воронцова- Вельяминова, 1982 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | Оценка «отлично»: Полнота ответов, точность формулировок, не менее 90% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии. Оценка «хорошо»: Достаточная полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов, понимание актуальности темы, адекватность применения профессиональной терминологии. Оценка «удовлетворительно»: Не менее 50% правильных ответов, понимание актуальности темы. представление о профессиональной терминологии. Оценка «неудовлетворительно»: Менее половины правильных ответов, отсутствие понимания актуальности темы. | Для текущего контроля применяются:
Промежуточный контроль проводится в форме дифференцированного зачета |
использование карты звездного неба для нахождения координат светила | ||
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы | ||
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах | ||
решение задач на применение изученных астрономических законов | ||
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах | ||
приводить примеры практического использования | ||
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | ||
Знания: | ||
смысл астрономических понятий | ||
определения физических величин | ||
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина,Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна | ||
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...