Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 и 11 класс
методическая разработка по астрономии

Овеченко Дмитрий Сергеевич

Планирование составлено на основе программы по астрономии 10-11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_10.docx28.27 КБ
Файл ktp_11.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС, АСТРОНОМИЯ

№ урока

Тема урока

Фомируемые УДД

Даты проведения

10 А

План

Факт

Введение– 19 ч

1

1/1.  Астрономия – наука прошлого и будущего. Методы

астрофизических исследований.

Знать/понимать:что изучает астрономия;роль наблюдений вастрономии;значениеастрономии;что такоеВселенная;

структуру и масштабы Вселенной

2

2/2.  Оптические телескопы и радиотелескопы

Практические основы астрономии – 9 ч

3

3/1.  Звёзды и созвездия. Условия для наблюдений

астрономических объектов

Знать/понимать:

что такоесозвездие;названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфукаждого из этих созвездий;основные точки, линии икруги на небеснойсфере:горизонт, полуденнаялиния, небесныймеридиан, небесныйэкватор, эклиптика, зенит, полюсмира, осьмира, точки равноденствий и солнцестояний;теорему о высоте полюсамира надгоризонтом;основные понятиясферической и практическойастрономии:кульминация ивысотасветила над горизонтом;прямое восхождение и склонение;сутки;отличие между новым и старымстилями;величины:угловые размеры Луныи Солнца;даты равноденствий и солнцестояний;угол наклона эклиптикик экватору;соотношения междумерами и мерами времени для измеренияуглов;продолжительностьгода;число звёзд, видимых невооружённымвзглядом;принципы определения географической широтыидолготы по астрономическим наблюдениям;причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца

Уметь:использовать подвижнуюзвёздную карту для решения следующих задач:а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её иопределять условия видимости светил. Решать задачи на связьвысоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;определять высоту светилавкульминации и его склонение;географическую высоту места наблюдения;рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;осуществлять переход к разным системам счетавремени, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;отыскивать на небеследующие созвездия и наиболееяркиезвёзды в них:БольшуюМедведицу,Малую Медведицу (с Полярнойзвездой),Кассиопею,Лиру (сВегой),Орёл (сАльтаиром),Лебедь (сДенебом),Возничий (сКапеллой),Волопас (сАрктуром),Севернуюкорону,Орион (сБетельгейзе),Телец (сАльдебараном),Большой Пёс (сСириусом)

4

4/2.  Подвижная карта звёздного неба. Основы практической

астрономии

5

5/3.  Изменение вида звёздного неба в течение суток и года

6

6/4.  Горизонтальные и экваториальные системы координат

7

7/5.  Способы определения географической широты

8

8/6.  Основы измерения времени. Календарь

9

9/7.  Местное время в различных пунктах

10

10/8.  Работа с ПКЗН. Решение задач

11

11/9.  Контрольная работа №1 по теме «Практическая

астрономия»

Основы космонавтики – 5 ч

12

12/1.  Основы космонавтики. К.Э.Циолковский – основоположник

космонавтики»

Знать/понимать:

понятия:гелиоцентрическаясистема мира;геоцентрическаясистема мира;синодическийпериод;звёздныйпериод;горизонтальныйпараллакс;угловые размерысветил;перваякосмическая скорость;втораякосмическая скорость;способы определенияразмеров и массыЗемли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по законуКеплера;

законы Кеплера и их связь с закономтяготения

Уметь: применять законы Кеплераизакон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;решать задачи нарасчётрасстояний по известномупараллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

13

13/2.  История развития космонавтики

14

14/3.  Первые полёты человека в космос

15

15/4.  Перспективы развития космонавтики. Новости космонавтики

16

16/5.  Зачёт №1 по теме «Основы астрономии и

космонавтики»

Строение Солнечной системы – 18 ч

17

17/1.  Рассказы о С.П. Королёве. Урок-конференция

Знать: происхождениеСолнечнойсистемы;основные закономерности в Солнечнойсистеме;космогоническиегипотезы;системаЗемля–Луна;основные движенияЗемли; формаЗемли;природаЛуны;общая характеристикапланет земной группы (атмосфера, поверхность);общая характеристика планет- гигантов(атмосфера;поверхность);спутники и кольца планет- гигантов;астероиды иметеориты;поясастероидов;

кометы иметеоры

Уметь: решать задачи на расчётрасстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. ПользоватьсяпланомСолнечной системы и справочными данными;определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небевданное время;-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;применять законы Кеплера и закон всемирного тяготенияпри объяснении движения планет и космических аппаратов.

18

18/2.  Международные проекты освоения космоса

19

19/3.  Космонавтика на службе человека

20

20/4.  Строение Солнечной системы. Представление древних о месте Земли

21

21/5.  Система Земля – Луна

22

22/6.  Планеты земной группы

23

23/7.  Планеты – гиганты

24

24/8.  Видимое движение планет. Петлеобразное движение планет

25

25/9.  Законы И. Кеплера

26

26/10.  Уточнение законов И. Кеплера И. Ньютоном

27

27/11.  Решение задач небесной механики

28

28/12.  Определение расстояний до тел Солнечной системы

29

29/13.  Малые тела Солнечной системы. Определение размеров малых тел

30

30/14.  Решение задач

31

31/15.  Новости космонавтики и астрофизики

32

32/16.  Контрольная работа №2 по теме «Солнечная система»

33

33/17. Наблюдение звездного неба

34

34/18.  Зачёт №2

Всего:

Зачетов

2

2

Контрольных работ

2

2



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС, АСТРОНОМИЯ

№ урока

Тема урока

Фомируемые УДД

Даты проведения

11 А

План

Факт

Солнце и движение звёзд  – 12 ч

1

1/1.   Методы астрофизических исследований

Знать:основныефизическиехарактеристики Солнца:масса,размеры,температура;схему строения Солнцаи физическиепроцессы,происходящие в его недрах и атмосфере;основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю;основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем:спектры,температуры,

светимости;пульсирующие ивзрывающиесязвезд;порядок расстояния до звёзд, способы определения иразмеров звёзд;единицы измерениярасстояний:парсек,световойгод;важнейшие закономерности миразвёзд;

диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; способ определениямасс двойныхзвёзд; основные параметрысостояния звёздноговещества: плотность,температура,химическийсостав,физическоесостояние;важнейшиепонятия:годичныйпараллакс,светимость,абсолютная звёздная величина;устройство иназначение телескопа;устройство и назначение рефракторов ирефлекторов

Уметь:применять основныеположенияведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам;анализироватьдиаграммы«спектр–светимость» и «масса– светимость»;находить на небезвёзды:альфы МалойМедведицы,альфыЛиры,альфыЛебедя,альфыОрла,альфыОриона,альфыБлизнецов,альфыВозничего,альфы МалогоПса,альфы БольшогоПса,альфыТельца

2

2/2.   Урок-конференция ко Дню рождения К.Э.Циолковского

3

3/3.   Солнце – наша звезда. Общие сведения о Солнце

4

4/4.   Строение атмосферы Солнца

5

5/5.   Внутреннее строение Солнца

6

6/6.   Солнце и жизнь Земли. Труды А.Л. Чижевского

7

7/7.   Определение расстояний до звёзд

8

8/8.   Решение задач на определение параметров звёзд

9

9/9.   Пространственные скорости звёзд. Красное

смещение

10

10/10.   Решение задач на определение скоростей движения

звёзд

11

11/11.   Контрольная работа №1 на расчёты параметров

звёзд

12

12/12.   Зачёт №1 по теме «Солнце и движение звёзд»

Звёзды. Галактики – 16 ч

13

13/1.   Космонавтика на службе народного хозяйства

Знать:основныефизическиепараметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;примерные значения следующихвеличин:основные типы галактик, различия междуними;примерное значениеифизический смысл постоянной Хаббла;

возраст наблюдаемых небесных тел

Уметь: объяснять причины различия

видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе

14

14/2.   Работа систем связи

15

15/3.   Новости космонавтики и астрофизики (панорама

новостей)

16

16/4.   Физическая природа звёзд

17

17/5.   Урок-конференция «Космонавтика сегодня»

18

18/6.   Классификация звёзд по светимости.

Диаграмма Герцшпрунга-Рэссела

19

19/7.   Связь между физическими характеристиками звёзд

20

20/8.   Решение задач на связи между характеристиками

звёзд

21

21/9.   Двойные звёзды

22

22/10.   Физические переменные, новые и сверхновые

звёзды

23

23/11.   Наша Галактика

24

24/12.   Другие галактики. Классификация галактик

25

25/13.   Метагалактика

26

26/14.   Происхождение и эволюция галактик

27

27/15.   Основные проблемы космофизики

28

28/16.   Контрольная работа №2 по теме «Звёзды.

Галактики»

Строение и эволюция Вселенной – 6 ч

29

29/1.   Жизнь и разум во Вселенной. Проблемы внеземных

цивилизаций. Всемирный День авиации и космонавтики

Знать: связь законавсемирноготяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;что такое фотометрический парадокс;необходимость общей теории относительности дляпостроения модели Вселенной;понятие «горячаяВселенная»;крупномасштабную структуру Вселенной;что такоеметагалактика;космологические модели Вселенной

Уметь: использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира

30

30/2Новости космонавтики и астрофизики (панорама новостей)

31

31/3.  Зачёт №2 по теме « Строение и эволюция Вселенной »

32

32/4.  Итоговое тестирование по курсу астрономии и

космонавтики

33

33/5. Наблюдение звездного неба

34

34/6.  Повторительно-обобщающий урок

Всего:

Зачетов

2

2

Контрольных работ

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...

календарно -тематическое планирование по астрономии 10 класс

Количество часов: всего 17; в неделю  0,5 часа; Планирование составлена на основе:  В соответствии с ФГОС СОО Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Пр...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ

Календарно - тематический план для программы учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ для профессий среднего профессионального образования технического профиля (Топ-50)08.01.24 Мастер столярно-стекольных, плотни...