Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 и 11 класс
методическая разработка по астрономии
Планирование составлено на основе программы по астрономии 10-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_10.docx | 28.27 КБ |
ktp_11.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС, АСТРОНОМИЯ
№ урока | Тема урока | Фомируемые УДД | Даты проведения | |
10 А | ||||
План | Факт | |||
Введение– 19 ч | ||||
1 | 1/1. Астрономия – наука прошлого и будущего. Методы астрофизических исследований. | Знать/понимать:что изучает астрономия;роль наблюдений вастрономии;значениеастрономии;что такоеВселенная; структуру и масштабы Вселенной | ||
2 | 2/2. Оптические телескопы и радиотелескопы | |||
Практические основы астрономии – 9 ч | ||||
3 | 3/1. Звёзды и созвездия. Условия для наблюдений астрономических объектов | Знать/понимать: что такоесозвездие;названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфукаждого из этих созвездий;основные точки, линии икруги на небеснойсфере:горизонт, полуденнаялиния, небесныймеридиан, небесныйэкватор, эклиптика, зенит, полюсмира, осьмира, точки равноденствий и солнцестояний;теорему о высоте полюсамира надгоризонтом;основные понятиясферической и практическойастрономии:кульминация ивысотасветила над горизонтом;прямое восхождение и склонение;сутки;отличие между новым и старымстилями;величины:угловые размеры Луныи Солнца;даты равноденствий и солнцестояний;угол наклона эклиптикик экватору;соотношения междумерами и мерами времени для измеренияуглов;продолжительностьгода;число звёзд, видимых невооружённымвзглядом;принципы определения географической широтыидолготы по астрономическим наблюдениям;причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца Уметь:использовать подвижнуюзвёздную карту для решения следующих задач:а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её иопределять условия видимости светил. Решать задачи на связьвысоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;определять высоту светилавкульминации и его склонение;географическую высоту места наблюдения;рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;осуществлять переход к разным системам счетавремени, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;отыскивать на небеследующие созвездия и наиболееяркиезвёзды в них:БольшуюМедведицу,Малую Медведицу (с Полярнойзвездой),Кассиопею,Лиру (сВегой),Орёл (сАльтаиром),Лебедь (сДенебом),Возничий (сКапеллой),Волопас (сАрктуром),Севернуюкорону,Орион (сБетельгейзе),Телец (сАльдебараном),Большой Пёс (сСириусом) | ||
4 | 4/2. Подвижная карта звёздного неба. Основы практической астрономии | |||
5 | 5/3. Изменение вида звёздного неба в течение суток и года | |||
6 | 6/4. Горизонтальные и экваториальные системы координат | |||
7 | 7/5. Способы определения географической широты | |||
8 | 8/6. Основы измерения времени. Календарь | |||
9 | 9/7. Местное время в различных пунктах | |||
10 | 10/8. Работа с ПКЗН. Решение задач | |||
11 | 11/9. Контрольная работа №1 по теме «Практическая астрономия» | |||
Основы космонавтики – 5 ч | ||||
12 | 12/1. Основы космонавтики. К.Э.Циолковский – основоположник космонавтики» | Знать/понимать: понятия:гелиоцентрическаясистема мира;геоцентрическаясистема мира;синодическийпериод;звёздныйпериод;горизонтальныйпараллакс;угловые размерысветил;перваякосмическая скорость;втораякосмическая скорость;способы определенияразмеров и массыЗемли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по законуКеплера; законы Кеплера и их связь с закономтяготения Уметь: применять законы Кеплераизакон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;решать задачи нарасчётрасстояний по известномупараллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | ||
13 | 13/2. История развития космонавтики | |||
14 | 14/3. Первые полёты человека в космос | |||
15 | 15/4. Перспективы развития космонавтики. Новости космонавтики | |||
16 | 16/5. Зачёт №1 по теме «Основы астрономии и космонавтики» | |||
Строение Солнечной системы – 18 ч | ||||
17 | 17/1. Рассказы о С.П. Королёве. Урок-конференция | Знать: происхождениеСолнечнойсистемы;основные закономерности в Солнечнойсистеме;космогоническиегипотезы;системаЗемля–Луна;основные движенияЗемли; формаЗемли;природаЛуны;общая характеристикапланет земной группы (атмосфера, поверхность);общая характеристика планет- гигантов(атмосфера;поверхность);спутники и кольца планет- гигантов;астероиды иметеориты;поясастероидов; кометы иметеоры Уметь: решать задачи на расчётрасстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. ПользоватьсяпланомСолнечной системы и справочными данными;определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небевданное время;-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;применять законы Кеплера и закон всемирного тяготенияпри объяснении движения планет и космических аппаратов. | ||
18 | 18/2. Международные проекты освоения космоса | |||
19 | 19/3. Космонавтика на службе человека | |||
20 | 20/4. Строение Солнечной системы. Представление древних о месте Земли | |||
21 | 21/5. Система Земля – Луна | |||
22 | 22/6. Планеты земной группы | |||
23 | 23/7. Планеты – гиганты | |||
24 | 24/8. Видимое движение планет. Петлеобразное движение планет | |||
25 | 25/9. Законы И. Кеплера | |||
26 | 26/10. Уточнение законов И. Кеплера И. Ньютоном | |||
27 | 27/11. Решение задач небесной механики | |||
28 | 28/12. Определение расстояний до тел Солнечной системы | |||
29 | 29/13. Малые тела Солнечной системы. Определение размеров малых тел | |||
30 | 30/14. Решение задач | |||
31 | 31/15. Новости космонавтики и астрофизики | |||
32 | 32/16. Контрольная работа №2 по теме «Солнечная система» | |||
33 | 33/17. Наблюдение звездного неба | |||
34 | 34/18. Зачёт №2 | |||
Всего: | ||||
Зачетов | 2 | 2 | ||
Контрольных работ | 2 | 2 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС, АСТРОНОМИЯ
№ урока | Тема урока | Фомируемые УДД | Даты проведения | |
11 А | ||||
План | Факт | |||
Солнце и движение звёзд – 12 ч | ||||
1 | 1/1. Методы астрофизических исследований | Знать:основныефизическиехарактеристики Солнца:масса,размеры,температура;схему строения Солнцаи физическиепроцессы,происходящие в его недрах и атмосфере;основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю;основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем:спектры,температуры, светимости;пульсирующие ивзрывающиесязвезд;порядок расстояния до звёзд, способы определения иразмеров звёзд;единицы измерениярасстояний:парсек,световойгод;важнейшие закономерности миразвёзд; диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; способ определениямасс двойныхзвёзд; основные параметрысостояния звёздноговещества: плотность,температура,химическийсостав,физическоесостояние;важнейшиепонятия:годичныйпараллакс,светимость,абсолютная звёздная величина;устройство иназначение телескопа;устройство и назначение рефракторов ирефлекторов Уметь:применять основныеположенияведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам;анализироватьдиаграммы«спектр–светимость» и «масса– светимость»;находить на небезвёзды:альфы МалойМедведицы,альфыЛиры,альфыЛебедя,альфыОрла,альфыОриона,альфыБлизнецов,альфыВозничего,альфы МалогоПса,альфы БольшогоПса,альфыТельца | ||
2 | 2/2. Урок-конференция ко Дню рождения К.Э.Циолковского | |||
3 | 3/3. Солнце – наша звезда. Общие сведения о Солнце | |||
4 | 4/4. Строение атмосферы Солнца | |||
5 | 5/5. Внутреннее строение Солнца | |||
6 | 6/6. Солнце и жизнь Земли. Труды А.Л. Чижевского | |||
7 | 7/7. Определение расстояний до звёзд | |||
8 | 8/8. Решение задач на определение параметров звёзд | |||
9 | 9/9. Пространственные скорости звёзд. Красное смещение | |||
10 | 10/10. Решение задач на определение скоростей движения звёзд | |||
11 | 11/11. Контрольная работа №1 на расчёты параметров звёзд | |||
12 | 12/12. Зачёт №1 по теме «Солнце и движение звёзд» | |||
Звёзды. Галактики – 16 ч | ||||
13 | 13/1. Космонавтика на службе народного хозяйства | Знать:основныефизическиепараметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;примерные значения следующихвеличин:основные типы галактик, различия междуними;примерное значениеифизический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел Уметь: объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе | ||
14 | 14/2. Работа систем связи | |||
15 | 15/3. Новости космонавтики и астрофизики (панорама новостей) | |||
16 | 16/4. Физическая природа звёзд | |||
17 | 17/5. Урок-конференция «Космонавтика сегодня» | |||
18 | 18/6. Классификация звёзд по светимости. Диаграмма Герцшпрунга-Рэссела | |||
19 | 19/7. Связь между физическими характеристиками звёзд | |||
20 | 20/8. Решение задач на связи между характеристиками звёзд | |||
21 | 21/9. Двойные звёзды | |||
22 | 22/10. Физические переменные, новые и сверхновые звёзды | |||
23 | 23/11. Наша Галактика | |||
24 | 24/12. Другие галактики. Классификация галактик | |||
25 | 25/13. Метагалактика | |||
26 | 26/14. Происхождение и эволюция галактик | |||
27 | 27/15. Основные проблемы космофизики | |||
28 | 28/16. Контрольная работа №2 по теме «Звёзды. Галактики» | |||
Строение и эволюция Вселенной – 6 ч | ||||
29 | 29/1. Жизнь и разум во Вселенной. Проблемы внеземных цивилизаций. Всемирный День авиации и космонавтики | Знать: связь законавсемирноготяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;что такое фотометрический парадокс;необходимость общей теории относительности дляпостроения модели Вселенной;понятие «горячаяВселенная»;крупномасштабную структуру Вселенной;что такоеметагалактика;космологические модели Вселенной Уметь: использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | ||
30 | 30/2Новости космонавтики и астрофизики (панорама новостей) | |||
31 | 31/3. Зачёт №2 по теме « Строение и эволюция Вселенной » | |||
32 | 32/4. Итоговое тестирование по курсу астрономии и космонавтики | |||
33 | 33/5. Наблюдение звездного неба | |||
34 | 34/6. Повторительно-обобщающий урок | |||
Всего: | ||||
Зачетов | 2 | 2 | ||
Контрольных работ | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...
календарно -тематическое планирование по астрономии 10 класс
Количество часов: всего 17; в неделю 0,5 часа; Планирование составлена на основе: В соответствии с ФГОС СОО Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Пр...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
Календарно - тематический план для программы учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ для профессий среднего профессионального образования технического профиля (Топ-50)08.01.24 Мастер столярно-стекольных, плотни...
Календарно тематическое планирование по астрономии 10 класс
Астрономия 1 час...