Занимательные задания к уроку астрономии "Видимые движения Луны и Солнца"
методическая разработка по астрономии (11 класс) на тему

Основной целью современного образования является максимальное развитие творческих способностей личности. Развитие творческого продуктивного мышления, умение неформально применять полученные знания, развитие познавательного интереса трудно представить без использования нестандартных задач творческого характера, которые часто называют занимательными.

Занимательные задания способствуют созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности. К занимательным заданиям можно отнести занимательные задачи с художественным содержанием, задачи-рисунки, задачи-приметы, ребусы, кроссворды, задания «найди ошибку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx113.58 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные задания к уроку «Видимые движения Луны и Солнца»

Кубышкина С.А., учитель физики, ГАОУ СШ № 577, г. Санкт-Петербурга

Основной целью современного образования является максимальное развитие творческих способностей личности. Развитие творческого продуктивного мышления, умение неформально применять полученные знания, развитие познавательного интереса трудно представить без использования нестандартных задач творческого характера, которые часто называют занимательными.

Занимательные задания способствуют созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности. К занимательным заданиям можно отнести занимательные задачи с художественным содержанием, задачи-рисунки, задачи-приметы, ребусы, кроссворды, задания «найди ошибку»

При изучении видимого движения Солнца и Луны полезно будет выполнить такие задания:

1. Занимательная задача с художественным содержанием:

«В Палестине был такой случай. Однажды пришли двое и сказали, что они вчера видели молодой серп, а сегодня его уже нет. Это, конечно, было астрономически невозможным явлениям, и разгневанный раббон Доса сказал:

-Они лжесвидетели.

Другой раз тоже пришли вестники с необычным свидетельством:

- Утром мы видели Луну на востоке, а вечером на западе.

Раббон Иоанн, сын Нури, вскричал:

-Они лжесвидетельствуют!

Но тут произошло разногласие среди толмудистов, и роббон Гамалиил признал свидетельство говоривших истинным».

Кто был прав?

Решение. При тех благоприятных климатических условиях, которые царят в Палестине, на ясном и прозрачном небе Востока иногда возможно в один и тот же день наблюдать серп старой Луны на востоке, серп молодой Луны на запад, после его захода. В течение дня Луна будет находиться в соединении с Солнцем (за сутки Луна проходит на фоне звезд 13°, в течение дня примерно половин этого, а Солнце за день 1°).

2. Задачи-рисунки:

На каждом рисунке правильно показать расположение Луны.

А) Заход Солнца в средних широтах.

Покажите положение месяца в разных фазах относительно лучей Солнца.

                                                                           C:\Users\РИК\Desktop\Рисунки острономия\рис 1 .jpg

Решение:

C:\Users\РИК\Desktop\Рисунки острономия\рис 9.jpg

Луна получает свет от Солнца, и поэтому выпуклая сторона лунных серпов должна быть обращена к Солнцу. Кроме того, центр Солнца должен находиться на перпендикуляре, проведенном через середину прямой, соединяющей концы месяца.

Б) восход Солнца в средних широтах

Правильно покажите «месяц» на рисунке (фазу луны выбирает учитель)

                  C:\Users\РИК\Desktop\Рисунки острономия\рис 2.jpg                                           

Решение:

C:\Users\РИК\Desktop\Рисунки острономия\рис 6.jpg

В) экватор

Покажите положение месяца в разных фазах относительно лучей Солнца.

                                                                           C:\Users\РИК\Desktop\Рисунки острономия\рис 3.jpg

Решение:C:\Users\РИК\Desktop\Рисунки острономия\рис 7.jpg

На экваторе, висящий на горизонте серп Луны кажется либо гондолой, ибо светлой аркой.

3. Найдите ошибку на рисунке: C:\Users\РИК\Desktop\Рисунки острономия\рис 5.jpg

Решение: Луна в фазе полнолуния восходит после заката, а не на восходе Солнца.

4. Астрономия в народных приметах:

Объясните примету с позиции физических законов.

«Тусклый месяц – к мокроте, ясный – к суху, в синеве – к дождю, в красне – к ветру».

Решение: Лунные приметы погоды – очень древние. Еще в III веке до н.э. греческий астроном Арат писал: «…ты можешь рассчитывать на ясную погоду, если в возрасте трех дней серп Луны блестит четкий и ясный; ветры будут господствовать, если он будет окружен красноватым сиянием. Но если оба конца его, покажутся затупленными, и он будет проливать на Землю лишь слабый свет, сильнейшие дожди затопят поля».

По современным воззрениям, эти приметы очень категоричны, но в целом они справедливы, т.к. отражают связь между явлениями погоды и прозрачностью воздуха, т.е. состоянием атмосферы. Четкость видимого на фоне ночного неба лунного серпа говорит о чистоте воздуха, отсутствии в нем продуктов конденсации и сублимации водяного пара. При этом не имеет значения «возраст» Луны. Неясность очертаний лунного диска свидетельствует о появлении в воздухе капелек влаги или кристаллов льда, начала образования или натекания облачности, которая принесёт с собой осадки. Красноватое сияние вокруг лунного диска – признак увеличения содержания в воздухе водяного пара, начало общего ухудшения погоды.

5. Найдите ошибки в рассуждении «Когда можно увидеть Луну?»

«Луна поднимается в небо только по ночам. Время восхода Луны всегда одно и то же. Сразу после новолуния Луна восходит вслед за Солнцем. Через неделю, когда проходит первая четверть цикла, Луна поднимается в полночь, а полная Луна встаёт на восходе Солнца».

Решение:

1)  Луну можно увидеть не только ночью, но и днем;

2)  время восхода Луны день ото дня становится все более поздним;

3)  в первой четверти Луна поднимается в полдень;

4)  полная Луна встаёт на закате Солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательных заданий на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ...

Занимательные задания на уроках ОБЖ

Использование занимательных заданий на уроках ОБЖ как средство повышения качества знаний обучающихся....

Занимательные задания на уроках истории

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Как этого добиться? В настоящее время применяются различные  нетрадиционные формы обучения и множество других приемов акт...

Методическое пособие "Занимательные задания на уроках музыки"

        Данное методическое пособие «Занимательные задания на уроках музыки»  предлагается в помощь учителям  музыки  общеобразовательных учебных учреждений....

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"...

занимательные задания к уроку по теме Рождество

Урок- праздник для детей 5-6 класса, посвященный рождеству-песни, рождественские гимны, загадки, игры, ребусы, викторины...

Игры, занимательные задания на уроках русского языка по этимологии.

Материал содержит разные задания, игры, проводимые на уроках в 5-8 классах. Все задания связаны с происхождением слов, морфемикой....