Рабочая программа по астрономии.
рабочая программа по астрономии (10 класс) на тему

Пшеленская Светлана Викторовна

Рабочая программа по астрономии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_astronomiya_10_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайский центр образования»

«Рассмотрена и рекомендована к утверждению»: 

на заседании МО учителей предметов естественно-научного цикла

Протокол №1

от «29        » 08.  2017 года

Принята педагогическим советом

Протокол №1 от 30.08.17г

«Утверждена»:

    Приказом

МБОУ «Первомайский ЦО»

№55  от 30 августа   2017 года

Рабочая программа по учебному предмету астрономия

для  10 класса  

базовый  уровень.

Разработана учителем

Пшеленской С.В.

Высшая квалификационная категория

Ф.И.О., категория

П. Первомайское

Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия, базовый уровень, 11 класс», Е. К. Страут 2017 г. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам среднего  общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте и ориентирована на использование базового учебника «Астрономия 11 класс»,  Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, 2017 г.

Планируемые результаты освоения курса.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими
  • приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результатами освоения курса предполагают:

  • — воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
  • — использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
  • — объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  • — объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • — применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
  • — воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
  • — воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  • — вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
  • — формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
  • — описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • — объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
  • — характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной
  • системы.
  • — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
  • — определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
  • — описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
  • — перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
  • — проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
  • — объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
  • — описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
  • — характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  • — описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  • — описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  • — объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения
  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
  • — характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
  • — описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
  • — объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
  • — описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  • — вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  • — называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
  • — сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  • — объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  • — описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
  • — оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
  • — описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  • — характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  • — характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
  • — определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
  • — распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
  • — сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  • — обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
  • — формулировать закон Хаббла;
  • — определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
  • — оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  • — интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
  • — классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
  • — интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
  • систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Содержание курса

I. Введение в астрономию

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

II. Практические основы астрономии 

Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

III. Строение солнечной системы

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

IV. Физическая природа тел солнечной системы

Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

V. Солнце и звезды

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

VI. Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Тематическое планирование .

Изучаемая тема

Количество часов.

Что изучает астрономия.

2 часа

Практические основы астрономии

5 часов

Строение Солнечной Системы

7 часов

Природа тел Солнечной Системы

7 часов

Солнце и звезды

6 часов

Строение и эволюция Вселенной

5 часов

Жизнь и разум во Вселенной.

2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...