Планирование по астрономии 11 класс 2-й год обучения
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему
Рабочая программа и планирование по астрономии 11 класс 2-й год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
астрономия 11 класс | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г. Черняховска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по АСТРОНОМИИ
11Ф класс (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
ГОС ООО
Составитель: Сысоева Анна Александровна, учитель физики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2007. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2007.
- Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
- Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
- Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
Наблюдения в телескоп
1. Солнечные пятна (на экране).
2. Двойные звезды.
3. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
4. Большая туманность Ориона.
5. Туманность Андромеды.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
СОДЕРЖАНИЕ
11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Солнце и звезды (20 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (12 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АСТРОНОМИИ
11 Ф класс (профильный уровень)
№ урока | Тема урока | Колич. часов | Дата (примерн.) | Дата (фактич.) |
Тема №1 «Солнце и звёзды» (20 часов) | ||||
1/1 | Общие сведения о Солнце | 1 | ||
2/2 | Химический состав Солнца. Решение задач на использование законов и формулы светимости. | 1 | ||
Дневное наблюдение №1 «Наблюдение Солнца в телескоп» | ||||
3/3 | Строение атмосферы Солнца | 1 | ||
4/4 | Источник энергии и внутреннее строение Солнца | 1 | ||
5/5 | Солнце и жизнь Земли | 1 | ||
6/6 | Повторительно-обобщающий урок «Солнце». С.р. | 1 | ||
7/7 | Определение расстояния до тел Солнечной системы. | 1 | ||
8/8 | Расстояние до звезд | 1 | ||
9/9 | Решение задач на определение расстояния до звёзд параллактическим методом | 1 | ||
10/10 | Решение задач на определение расстояния через блеск звёзд. | 1 | ||
11/11 | Пространственная скорость звезд | 1 | ||
12/12 | Решение задач на определение пространственной скорости звёзд. | 1 | ||
13/1 | Физическая природа звезд | 1 | ||
14/2 | Спектральная классификация звезд. | 1 | ||
15/3 | Связь между физическими характеристиками звезд | 1 | ||
16/4 | Двойные звезды | 1 | ||
17/5 | Решение задач на определение характеристик двойных звёзд. | 1 | ||
18/6 | Переменные и нестационарные звезды | 1 | ||
19/7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Солнце и звёзды». | 1 | ||
20/8 | Контрольная работа по теме «Солнце и звёзды». | 1 | ||
Тема №2 «Строение и эволюция Вселенной» (14 ч) | ||||
21/1 | Наша Галактика | 1 | ||
22/2 | Радиоизлучение Галактики. | 1 | ||
Вечернее наблюдение №4 «Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик» | ||||
23/3 | Другие галактики | 1 | ||
24/4 | Определение размеров, расстояний и масс галактик. | 1 | ||
25/5 | Метагалактика | 1 | ||
26/6 | Закон Хаббла. | 1 | ||
27/7 | Элементы космологии. | 1 | ||
28/8 | Происхождение и эволюция звезд и галактик | 1 | ||
29/9 | Эволюция Солнца. | 1 | ||
30/10 | Черные дыры. | 1 | ||
31/11 | Происхождение Солнечной системы | 1 | ||
32/12 | Контрольная работа по теме «Строение и эволюция Вселенной» | 1 | ||
33/13 34/14 | Жизнь и разум во Вселенной | 1 |
В планировании предложена следующая расчасовка по темам курса:
Основное содержание | Количество часов, отведенных на изучение |
Солнце и звёзды | 20 |
Строение и эволюция Вселенной | 14 |
Всего | 34 |
Разделы и виды занятий
Содержание | Наблюдения | Практические работы | Контрольные работы |
Солнце и звёзды | 1 | 2 | 1 |
Строение и эволюция Вселенной | 1 | 1 | |
Всего | 2 | 2 | 2 |
График контрольных работ -11а класс
к/р | прим. сроки |
№1 по теме «Солнце и звёзды» | |
№2 по теме «Строение и эволюция Вселенной» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для 5 класса (4-й год обучения)
Календарно-тематическое планирование для 5 класса (4-й год обучения) по УМК "English-5" Кузовлев В.Н. и др....
Тематическое планирование по астрономии 11 класс
Календарно-тематическое планитрование по астрономии к 11 классу...
Тематическое планирование по астрономии 11 класс
Программа составлена в полном соответствие с авторской программой Воронцова-Вильяминова. Предполагается использование обновленного учебника данного автора....
Календарно - тематическое планирование по астрономии в 10-11 классе 2018 г.
Календарно - тематическое планирование по астрономиив 10-11 классе 2018 г. Номера уроковпо порядку№ урокав разделе, темеТема урокаПлановые сроки изучения учебного материалаСкорректированные...
календарно -тематическое планирование по астрономии 10 класс
Количество часов: всего 17; в неделю 0,5 часа; Планирование составлена на основе: В соответствии с ФГОС СОО Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Пр...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11
Рабочая программа и КТП к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 составлены для изучения астрономии в 11 классе из расчета 1 час в неделю....
Календарно-тематическое планирование. Математика 11 класс.Углубленный уровень. Индивидуальное обучение.
Данное календарно-тематическое планирование было разработано для учащегося с ОВЗ в 11 классе по предмету математика ( алгебра и геометрия) с углубленным изучением предмет...