Планирование по астрономии 11 класс 2-й год обучения
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему

Сысоева Анна Александровна

Рабочая программа и планирование по астрономии 11 класс 2-й год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл астрономия 11 класс32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г. Черняховска»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по АСТРОНОМИИ

11Ф класс (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

 
ГОС ООО

Составитель:    Сысоева Анна Александровна, учитель физики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2007. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов     Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.              — М. : Дрофа, 2007.
  2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
  3. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
  4. Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Место предмета в учебном плане

Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

    Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

Наблюдения в телескоп

 

1. Солнечные пятна (на экране).

2. Двойные звезды.

3. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

4. Большая туманность Ориона.

5. Туманность Андромеды.

Требования к уровню подготовки учащихся  11 класса

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

СОДЕРЖАНИЕ

11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Солнце и звезды (20 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;

— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной (12 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

— формулировать закон Хаббла;

— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО АСТРОНОМИИ

11 Ф класс (профильный уровень)

№ урока

Тема урока

Колич. часов

Дата (примерн.)

Дата (фактич.)

Тема №1 «Солнце и звёзды» (20 часов)

1/1

Общие сведения о Солнце

1

2/2

Химический состав Солнца. Решение задач на использование законов и формулы светимости.

1

Дневное наблюдение №1 «Наблюдение Солнца в телескоп»

3/3

Строение атмосферы Солнца

1

4/4

Источник энергии и внутреннее строение Солнца

1

5/5

Солнце и жизнь Земли

1

6/6

Повторительно-обобщающий урок «Солнце». С.р.

1

7/7

Определение расстояния до тел Солнечной системы.

1

8/8

Расстояние до звезд

1

9/9

Решение задач на определение расстояния до звёзд параллактическим методом

1

10/10

Решение задач на определение расстояния  через блеск звёзд.

1

11/11

Пространственная скорость звезд

1

12/12

Решение задач на определение пространственной скорости звёзд.

1

13/1

Физическая природа звезд

1

14/2

Спектральная классификация звезд.

1

15/3

Связь между физическими характеристиками звезд

1

16/4

Двойные звезды

1

17/5

Решение задач на определение характеристик двойных звёзд.

1

18/6

Переменные и нестационарные звезды

1

19/7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Солнце и звёзды».

1

20/8

Контрольная работа по теме «Солнце и звёзды».

1

Тема №2 «Строение и эволюция Вселенной» (14 ч)

21/1

Наша Галактика

1

22/2

Радиоизлучение Галактики.

1

Вечернее наблюдение №4 «Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик»

23/3

Другие галактики

1

24/4

Определение размеров, расстояний и масс галактик.

1

25/5

Метагалактика

1

26/6

Закон Хаббла.

1

27/7

Элементы космологии.

1

28/8

Происхождение и эволюция звезд и галактик

1

29/9

Эволюция Солнца.

1

30/10

Черные дыры.

1

31/11

Происхождение Солнечной системы

1

32/12

Контрольная работа по теме «Строение и эволюция Вселенной»

1

33/13

34/14

Жизнь и разум во Вселенной

1

В планировании предложена следующая расчасовка по темам курса:

Основное содержание

Количество часов, отведенных на изучение

Солнце и звёзды

20

Строение и эволюция Вселенной

14

Всего

34

Разделы и виды занятий

Содержание

Наблюдения

Практические работы

Контрольные работы

Солнце и звёзды

1

2

1

Строение и эволюция Вселенной

1

1

Всего

2

2

2

График контрольных  работ -11а класс

к/р

прим. сроки

№1 по теме «Солнце и звёзды»

№2 по теме «Строение и эволюция Вселенной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 5 класса (4-й год обучения)

Календарно-тематическое планирование для 5 класса (4-й год обучения) по УМК "English-5" Кузовлев В.Н. и др....

Тематическое планирование по астрономии 11 класс

Календарно-тематическое планитрование по астрономии к 11 классу...

Тематическое планирование по астрономии 11 класс

Программа составлена в полном соответствие с авторской программой Воронцова-Вильяминова. Предполагается использование обновленного учебника данного автора....

Календарно - тематическое планирование по астрономии в 10-11 классе 2018 г.

Календарно - тематическое планирование по астрономиив 10-11 классе 2018 г. Номера уроковпо порядку№ урокав разделе, темеТема урокаПлановые сроки изучения  учебного материалаСкорректированные...

календарно -тематическое планирование по астрономии 10 класс

Количество часов: всего 17; в неделю  0,5 часа; Планирование составлена на основе:  В соответствии с ФГОС СОО Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Пр...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11

Рабочая программа и КТП к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 составлены для изучения астрономии в 11 классе из расчета 1 час в неделю....

Календарно-тематическое планирование. Математика 11 класс.Углубленный уровень. Индивидуальное обучение.

Данное календарно-тематическое планирование было разработано для учащегося с ОВЗ в 11 классе по предмету математика  ( алгебра и геометрия) с  углубленным  изучением   предмет...