Рабочая программа по астрономии на 2017-2018 г.г.
методическая разработка по астрономии (11 класс) на тему

Лада Николаевна Неронова

Программа адаптирована для нашей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_astronomii_uproshchyonnaya_versiya.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» №6

г.Сасово Рязанской  области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ _/________

Протокол № __ ___от

«_____»_______20___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________ _/_________

«_____»_______20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №6»

_________ ___/____________

Приказ № __ от

«_____» _________20_____г

Рабочая программа

учебного курса по астрономии 

для 11 класса

Учитель : Неронова Л.Н.

(1 ч. в неделю; всего 34 часа)

20___-20___ учебный год

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г., а также дополнительных пособий:

Для учителя:

  • 1. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
  • 2. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
  • 3. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.

Для учащихся к уроку астрономия:

  • 1. Учебник    Астрономия 11 класс,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г.
  • 2. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;
  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящий календарно-тематический план по астрономии учитывает направленность класса.

Согласно действующему учебному плану по астрономии и с учетом направленности классов, календарно-тематический план астрономии предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

•  в 11 классе предполагается обучение в объеме 34 часов;

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа  «Астрономия 11 класс»,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут., в объеме 34 часов.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  физики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

 Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.

  • Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении  универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  физических процессов «всеобщее — общее— единичное».

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).

Требования к уровню подготовки учащихся  11 класса (базовый уровень)

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

дата

план

факт

Введение

2

1

Предмет астрономии

Объяснение нового материала

Сентябрь

2

Наблюдения- основа астрономии

1

Комбинированный урок

Сентябрь

Основы практической астрономии

5

3

Звезды и созвездия

Небесные координаты и звездные карты

1

Лекция; практикум ; самостоятельная работа.

Сентябрь

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

Лекция

Сентябрь

5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1

Комбинированный урок

Октябрь

6

Движение и фазы Луны.

Затмения Солнца и Луны.

1

Объяснение нового материала;  самостоятельная работа.

Октябрь

7

Время и календарь

1

Решение задач

Октябрь

Строение Солнечной системы

7

8

Развитие представлений о строении мира

1

Объяснение нового материала

Октябрь

9

10

Конфигурация планет.

Синодический период.

1

1

Лекция

Беседа; самостоятельная работа.

Ноябрь

Ноябрь

11

Законы движения планет Солнечной системы

1

Комбинированный урок

Ноябрь

12

13

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Определение массы небесных тел.

1

1

Объяснение нового материала

Комбинированный урок

Декабрь

Декабрь

14

Движение небесных тел  и искусственных спутников под действием сил тяготения

1

Лекция;   самостоятельная работа.

Декабрь

Природа тел солнечной системы

8

15

Общие характеристики планет

1

Лекция

Декабрь

16

Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

Комбинированный урок

Январь

17

18

Система Земля-Луна

Исследования Луны.

1

1

Объяснение нового материала

Медиаурок

Январь

Январь

19

Планеты земной группы

1

Лекция

Январь

20

Планеты –гиганты

1

Решение задач; защита проектов

Февраль

21

Планеты – карлики и малые тела

1

Повторение пройденного материала

Февраль

22

Контрольная работа №1

1

Контрольная работа

Февраль

Солнце и звезды

6

23

24

Солнце – ближайшая звезда

Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы

теоретического исследования.

1

1

Лекция

Комбинированный урок.

Февраль

Март

25

26

Закон Стефана—

Больцмана. Источник энергии Солнца.

Расстояния до звезд

1

1

Решение задач

Комбинированный урок.

Март

Март

27

Массы и размеры звезд

1

Объяснение нового материала

Март

28

Переменные и нестационарные звезды

1

Лекция; самостоятельная работа.

Апрель

Наша Галактика – Млечный Путь. Строение и эволюция  Вселенной

4

29

Наша Галактика

1

Объяснение нового материала

Апрель

30

Другие звездные системы-  галактики

1

Комбинированный урок

Апрель

31

Основы современной космологии

1

Лекция, повторение пройденного материала

Апрель

32

Контрольная работа №2

1

Контрольная работа

Май

Жизнь и разум во Вселенной

2

33

34

Проблема существования жизни вне Земли.

Условия, необходимые для развития жизни.

Современные

возможности космонавтики и радиоастрономии

1

1

Объяснение нового материала

Подведение итогов

Май

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 7б класс литература 2017/2018

Рабочая программа 7б класс литература...

Рабочая программа 9г класс литература 2017/2018

Рабочая программа 9г класс литература...

Рабочая программа по литературе на 2017-2018 учебный год

Программа составлена к учебнику Т.Ф.Курдюмовой 6 класс 105 часов...

рабочая программа 5 класс ФГОС 2017-2018

Рабочая программа по технологии для 5 классов по ФГОС....

Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...

Рабочие программы по английскому языку 2017-2018

Рабочие программы, по которым осуществляется обучение английскому языку...

АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида

Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...