Групповая работа на уроках истоков в 6-7 классах
статья (6, 7 класс) по теме

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Обобщение опыта использования групповой формы работы с целью выявления ее эффективности для освоения различных видов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota_na_urokah_istokov_v_6.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа на уроках истоков в 6- 7классах.

В 6-7 классах на уроках истоков применялась групповая форма работы.

Цель-определение эффективности освоения различных видов  учебной деятельности учащихся в процессе групповой работы на уроке.

Задачи:

-определить максимально эффективный способ разделения учащихся на группы

-определить и на практике апробировать различные способы оценки деятельности учащихся в группе

- проследить характер взаимоотношений учащихся в группе и его влияние на результат совместной работы

- апробировать различные виды учебной деятельности и ее рефлексии в групповой работе

Изредка используя групповую форму работы на уроках, анализируя результат и отзывы учащихся о данной форме работы, у меня создалось впечатление о недостаточной эффективности данной формы работы на уроках. Поэтому я решила использовать данную форму работы как единственную на уроках истоков в 6- 7 классе и еще раз на практике выяснить- насколько результативна данная форма работы для формирования  УУД учащихся.

На 1 уроке ребята были разделены на группы по моему усмотрению, чтобы состав групп был разноуровневый. Предполагалось, что в течение года дети смогут переходить из групп в группы, чтобы состав групп оказался максимально комфортным для учащихся и максимально эффективным с точки зрения результата.

Также на 1 уроке совместно с учащимися были разработаны правила поведения и работы в группах для более объективной оценки их работы. Правила были записаны  в специально заведенные учащимися зачетные книжки, где и должна была оцениваться работа каждого учащегося и группы в целом.

 Во время групповой работы учащиеся рассаживались  за определенные столы, закрепленные за каждой группой до конца года. При групповой работе в классе шумнее обычного: внутри групп происходит постоянное общение.

  Технологический процесс групповой работы складывался  из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    - инструктаж о последовательности работы;

    - раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

    - знакомство с материалом, планирование работы в группе;

    - распределение заданий внутри группы;

    - индивидуальное выполнение задания;

    - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

    - обсуждение общего задания группы;

    - подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть работы:

    - сообщение о результатах работы в группе;

    - анализ познавательной задачи, рефлексии.

Особое внимание уделялось разнообразию форм деятельности в группах.Назову наиболее часто используемые:

А) составление плана текста( план « Крестьяне»- 7класс)

Б) составление вопросов к тексту( « Храм и часовня»- 6 класс)

В) составление синквейна ( Священство- 7 класс)

Г) составление первичного и вторичного кластера( « Предприниматели»- 7 класс)

Д) составление заданий для других групп- вопросов, кроссвордов, исправление неверных суждений)

Е) составление сводных таблиц (« Жизненные семилетия»- 6 класс) и сравнительных-

 « Отрочество в старину и сегодня».- 6 класс

Ж) подготовка сообщений- Малая моя Родина, Улицы, соборы Никольска- 6класс.

З) проектная работа в 7 классах-Ратный путь моего рода

И) выполнение заданий в рабочих тетрадях

Также на уроках уделялось внимание рефлексии видов деятельности, а не только знаний учащихся.Так, в конце изучения темы « Храм и часовня» и « Деревня» учащиеся так анализировали свою работу: « мы составляли план, составляли вопросы другой группе, отвечали на их вопросы»- 6в, «составляли план застройки деревни, отвечали на вопросы, находили сходства и различия улиц городских и деревенских, оценивали работу другой группы( они отвечали на наши вопросы»- 6б и т.п.).

Учащиеся обучались оценивать свою деятельность и деятельность других групп.

В течение года в некоторых классах обнаружились очень эффективные по своему составу и работоспособности группы, но их было немного- примерно по 2 группы  в каждом 6 классе из 6 групп, на который делился класс, остальные группы меняли свой состав по желанию учащихся, так и по распоряжению учителя. Таким  образом к концу года определился наиболее оптимальный состав групп.

В7 классах состав групп не менялся в 7а и 7 б классах, т.е .группы оказались работоспособными и комфортными для учащихся.

Больше всего изменений претерпели группы в 6в классе. В 7 в классе часть ребят предпочла работать самостоятельно или в парах, причем эффективность работы этих ребят повысилась.

Апробировались различные способы оценки деятельности ребят, разработанные правила соблюдались с трудом, некоторые ребята были равнодушны к тому, что из-за них снижалась оценка работы всей группы. Использовался КТУ- коэффициент трудового участия, но и здесь из чувства ложного товарищества или нежелания портить отношения с товарищами не всегда КТУ был объективен.

В результате работы можно сделать следующие выводы:

1.Групповая работа активизирует процесс обучения школьников,обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой ученик становится важным участником общего дела – ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает различными видами учебной деятельности и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.

  2.При групповой работе на уроке значительно возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Причем помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. В этой деятельности знания конкретизируются, приобретают гибкость. Опыт показывает, что работа в малых группах дает возможность экономить время, потому что исчезает потребность выслушивать каждого ученика в большой группе или в целом классе. В малых группах ребенок чувствует себя безопасно, лучше раскрывается, может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи.

3.Групповая работа требует особенно четкого планирования деятельности учащихся и учителя, тщательной подготовки к уроку, нередко специального материала. Организовывая групповую работу на уроке, учитель должен хорошо знать особенности данного класса, учитывать межличностные отношения учеников.

4.Основные проблемы, возникающие при использовании групповой работы- определение оптимального состава группы, разработка наиболее эффективного сочетания оценки работы каждого учащегося и группы в целом.

5.Групповая работа подходит не каждому ученику( обнаруживаются ученики –иждивенцы, которые отсиживаются за спиной товарищей, ученики- индивидуалисты, предпочитающие работать самостоятельно, неуживчивые ученики, которые не любят, чтоб им указывали другие ребята и создающие некомфортную обстановку внутри группы.

  Исходя из опыта своей работы, могу  сказать, что внедрение групповых форм работы на уроке истоков является оптимальным и  дает максимальный эффект.А  все выше названные проблемы должны учитываться и решаться учителем совместно с учащимися .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроках географии в 8 классе.

Из опыта работы. Использование технологии группового обучения на примере урока "Внутренние воды России"...

Рабочий лист и задания для групповой работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века"

Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...

Материалы для кейса "Фасадная империя" для групповой работы на уроке истории в 8 классе.

Кейс - метод, использующий описание учебных ситуаций, которые разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий....

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Методика применения элементов групповой работы на уроках алгебры в 11 классе при изучении темы ""Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла".

Межличностное общение в процессе учебы способствует формированию таких качеств личности, как желание и готовность помочь друг другу, ответственность за результаты деятельности, способность поддерживат...

Практикум для групповой работы на уроках математики для учащихся 6 класса

Задания по отдельным темам для групповой работы на уроках математики...

Технология групповой работы на уроках русского языка в 7 классе

laquo;То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», - писал Л.С.Выготский и называл это «зоной б...