Методика применения элементов групповой работы на уроках алгебры в 11 классе при изучении темы ""Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла".
методическая разработка по алгебре
Межличностное общение в процессе учебы способствует формированию таких качеств личности, как желание и готовность помочь друг другу, ответственность за результаты деятельности, способность поддерживать производительное сотрудничество. Очень эффективная с этой точки зрения групповая деятельность учеников на уроке. Принцип групповой заключается в передаче ученикам функций, что их традиционно выполняет учитель: информационных, организационных, контролирующих и частично оценочных. Результативна такая работа на уроках усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, коррекции, контроля, систематизации и обобщения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11 класс Урок алгебры. Вычисление площадей фигур с помощью интеграла. | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ.
Межличностное общение в процессе учебы способствует формированию таких качеств личности, как желание и готовность помочь друг другу, ответственность за результаты деятельности, способность поддерживать производительное сотрудничество. Очень эффективная с этой точки зрения групповая деятельность учеников на уроке. Принцип групповой заключается в передаче ученикам функций, что их традиционно выполняет учитель: информационных, организационных, контролирующих и частично оценочных. Результативна такая работа на уроках усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, коррекции, контроля, систематизации и обобщения знаний.
Рассмотрим, как пример, организацию групповой работы на уроке обобщения и систематизации знаний при изучении темы:
"Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла".
Тема урока: Вычисление площадей фигур с помощью интеграла.
Цель урока: усвоение учениками умений и навыков вычисления площадей
Воспитательная цель: развитие навыков межличностного общения и самостоятельной работы в процессе групповой учебы.
Ход урока.
І Логические упражнения.
Вставьте числа, уловив закономерность:
а)б)в)
Ответы:
а) сумма чисел в противоположных секторах равняется 16. Числа - 14 и 7.
б) числа второй строки являются кубами чисел первой строки.
в) разницы чисел, которые стоят по диагоналям в одном квадрате - уровне.
Накануне урока каждая группа получила разные домашние задания. Учитель проводит консультации с руководителями групп, а те, в свою очередь, с остальными учениками. При складывании групп необходимо учитывать психологическую совместимость школьников и их успешность в учебе. Обычно я подбираю группы, куда обязательно входит один сильный ученик.
ІІ Проверка домашнего задания.
По одному ученику из каждой группы объясняют решение домашнего задания.
Задача: Найти площадь фигуры, которая ограничена линиями
ІІІ Актуализация опорных знаний.
1. Повторить геометрическое содержание определенного интегралу.
2. Повторить формулу Ньютона - Лейбница.
3. Графика функций
Построение графиков функций за модулем.
4. Как найти площадь фигуры, которая ограничена прямыми x=a, x=b (a
y=f (x), y=g (x), причем f (x) ≤g (x) для всех х [a;b]
IV Самостоятельная групповая работа учеников с теоретическим материалом.
После того, как рассмотрены основные формулы для вычисления площади криволинейной трапеции и выполнены несложные упражнения на применение формул S=F (B) - F (A) так как , класс делится на группы по (4 ученика в группе.) и самостоятельно изучает теорему о площади криволинейной фигуры.
Если фигура ограничена прямыми x=a, x=b (а
причем f (х)
В случае, если левая граница х=а (или правая граница х=b) вырождается в точку пересечения кривых y=f (х) и y=g (х), то величины a и b определяются, как абсциссы точек пересечению этих кривых.
Также ученикам было предложено найти ответ на вопрос: с помощью какой формулы вычислить площадь фигуры, если она не ограничена сверху. А именно: если функция f определена на отрезке , то фигура с искомой площадью ограничена сверху прямой y=0 и снизу графиком функции y=f(x), то .
Вообще, если фигура с искомой площадью ограничена двумя графикой функций f и g, то нет потребности их уточнять. Достаточно лишь определить, графиком которой из функций фигура ограничена сверху.
V Применения теоретических знаний учеников на практике.
Целесообразно применить метод кооперативной учебы, который заключается в постоянной взаимопомощи и взаимной поддержке учеников с помощью взаимопроверок и самостоятельных работ, общего выполнения домашних заданий, который изучается путем исправлений ошибок, общей подготовки к тематической аттестации.
Разным группам учеников предлагаются такие задачи.
Задача 1.
Вичислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций:
Решение.
Найдем абсциссы точек пересечения графиков функций:
Ответ:
Задача 2.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций:
Решение:
Найдем абсциссы точек пересечения графиков функций:
x3=8, значит x=2.
Ответ:4.
Задача 3.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций:
Решение:
Найдем абсциссы точек пересечения графиков функций:
ОДЗ: .
Ответ:
VI Самостоятельная работа (3 уровня сложности)
І уровень:
Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций:
Решение:
x6-x=0
x(x5-1)=0
x1=0, x2=1
Ответ:
ІІ уровень.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций:
Решение:
Найдем абсциссы точек пересечения графиков функций.
x2-5x+4=2x-2
x2-7x+6=0
x1=1, x2=6.
=
Ответ:
ІІІ уровень.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций:.
Решение:
sinx-cosx=0;
tgx=1;
x=
Ответ:
VII Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Повторить теорию.
а). Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиком функции ,
осями координат и графиком х=2.
б). Вычислите площадь фигуры, ограниченой графиками функций: y=|x2-6x+8x|,
y=5-|x-3|
Решение:
y=|x2-6x+8x|, та y=5-|x-3|
y=5-|x-3|: .
Найдем абсциссы точек пересечения графиков функций: ;
.
=6
S=2S1=12.
Ответ: 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла "
Предлагаемый материал содержит план-конспект урока и подробную презентацию по теме "Вычисление площадей фигур с помощью интеграла". Даётся подробная классификация задач, рассматривается аналитическое ...
Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс
Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...
Урок по теме: "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
Тема:"Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум, урок систематизации и обобщения знанийЦели урока...
Открытый урок по теме "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
Материалы открытого урока включают в себя несколько файлов: ход урока, технологическую карту урока, вопросы для повторения....
Методическая разработка урока "Нестандартные случаи вычисления площади криволинейной трапеции с помощью интеграла", 11 класс
Цель урока: Проверить и закрепить умения и навыки в вычислении интегралов по формуле Ньютона-Лейбница и площадей фигур. Познакомить с нестандартным приемом вычисления определенного интеграл...
Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”.
Урок с презентацией разработан для обучающихся 1 курса среднего профессионального образования....