Конспект урока "Экономика" 10 класс.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Конспект урока "Экономика" 10 класс. Технология ТРИИК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА  ЭКОНОМИКА

ТРИИК

Класс 10, предмет обществознание, кол-во часов 2

Цель изучения темы: Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по созданию проекта для преодоления экономического кризиса России через государственное вмешательство  на основе:

Представления о взаимосвязи политической и экономической сферы

Понимания о способах влияния государства на экономику.

Умения создавать пошаговый  план-проект и его защита.

Планируемый результат освоения темы

Личностный: проявлять интерес к экономике как науке. Проявить творчество к процессу создания проекта для преодоления экономического кризиса.

Метапредметные умения:

Познавательные: найти и выделить способы влияния государства на экономику, умение сравнивать различные сферы общества.

Регулятивные: Устанавливать последовательность действий по решению экономического кризиса. Оценить результат своих действий и спланировать дальнейшее развитие обстановки.

Коммуникативные: умение работать в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Защитить проект доказать его состоятельность.

Предметные:  составлять план, схемы, таблицы, составлять проект по преодолению экономического кризиса.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Блок 1. Роль экономики в жизни общества

Блок 2. Экономическая культура

Термины и понятия (глоссарий) по теме: общественные и материальные блага, потребление, уровень жизни, ВВП, экономические механизмы, Уровень бедности,  приватизация, национализация,  конкуренция, национальная стратегия,  экономическая культура экономические знания и отношения, потребности интересы и мотивы личности, экономический интерес, экономическая свобода, командно-административная экономика, устойчивое развитие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: история, экономика, право.

Ресурсы: Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвящение». – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 351 с.

Формы работы школьников: индивидуальная,  парная, групповая.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание. 

После пошедшего экономического кризиса, экономика России оказалась в глубоком коллапсе. Разрушился единый рынок, крах банковской системы, началось банкротство мелких предприятий и как следствие монополизация рынка крупными фирмами. В обществе наблюдался  рост преступности, безработица, массовые волнения, глубокая социальная дифференциация.   Создайте проект по выходу России из экономического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер.  Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание»(З), на «понимание»(П), на «умение»(У)

Блок 1. Роль экономики в жизни общества.

Содержание блока осваивается школьниками на основе  п. 12 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Экономика как подсистема общества
  2. Экономика и уровень жизни
  3. Экономика и социальная структура общества
  4. Экономика и политика
  1. На основе п.12 п.1  ( Экономика как подсистема общества)

Задание 1 (З)  Назовите значение термина потребление.

Задание 2 (З)   Выделите главные черты влияния экономики на общество .

Задание 3 (З)Определите основные взаимосвязи политики и экономики.

Задание 4 (П) .  Сформулируйте понятие материальные и общественные блага, используя смысл понятия потребление.

Задание 3 (У ) Представьте информацию в виде подробной схемы по теме «Экономика как подсистема общества»

  1. На основе п.12 п.2(Экономика и уровень жизни)

Задание 1(З) Что такое уровень жизни?

Задание 2 (З) С помощью, каких способов  вычисляют уровень жизни?

Задание 2(П)  Назовите основные факторы, которые влияют на уровень жизни общества  и приведите примеры.

Задание 3(У) Составьте 4 предложения об уровне жизни российского общества в 90е годы XX в.

  1. На основе п.12 п.3(Экономика и социальная структура общества)

Задание 1(З) Выделите главные взаимосвязи социальной структуры  и экономической жизни

Задание 2(П) предложите  экономическую ситуацию для выхода, из которой потребуется изменение социальной структуры общества

Задание 3(У) Выскажите свое мнение о современной социальной ситуации в России, Западных странах и странах Средней Азии. В чем особенности и различия?

  1. На основе п.12 п. 3 (Экономика и политика)

Задание 1(З) Выделите главные особенности существования свободной рыночной экономики

Задание 2(З) Назовите особенности  командно-административной  модели(СССР), если известно, что она антипод рыночной.

Задание 3(П) В какой степени государство должно вмешиваться в экономику, свой ответ обоснуйте.

Задание 3(У) Составьте таблицу достоинства и недостатки Рыночной и Командной экономики.

Задание Д (по блоку 1)

Привлекая знания из истории, составьте связный текст о влиянии экономики на другие сферы жизни общества.

Блок 2 Экономическая культура

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.13 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Экономическая культура. Сущность и структура.
  2. Экономические отношения и интересы
  3. Экономическая свобода и социальная ответственность
  4. Связь экономической культуры и деятельности

  1. На основе п.13 п.1 (Экономическая культура. Сущность и структура)

Задание 1 (З) определите значение термина экономическая культура.

Задание 2(З)Выделите  основные компоненты понятия экономическая культура

Задание 3(З) Выскажите свое мнение о формировании экономических качеств личности

Задание 4(П) От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения. Свой ответ поясните.

Задание 5(У) Составьте схему «Структура экономической культуры»

  1. На основе п.13 п. 2(Экономические отношения и интересы)

Задание 1(З)  Укажите то, что объединяет  экономические отношения и интересы.

Задание 2(З) Укажите связь между деловой этикой и свободной рыночной экономикой

Задание  3 (П) Выскажите свое мнение и обоснуйте способы влияния рыночных отношений на моральные качества людей.

Задание 3(У) Составьте 4 предложения содержащие информацию о недобросовестной деловой этике.

  1. На основе п.13п.3 (Экономическая свобода и социальная ответственность)

Задание 1(З) определите то, что объединяет экономическую свободу и рыночную экономику

Задание 2(П) сделайте вывод  о влиянии социальной ответственности на экономику.

Задание 3(У) Дополните предложение «В современной России уровень социальной ответственности в предпринимательстве низок, потому что…»

  1. На основе п.13 п.4 (Связь экономической культуры и деятельности)

Задание 1(З) Определите значение термина производитель, выделите его главные качества в современном обществе

Задание 2 (З) Назовите  и обоснуйте противоположное по смыслу слово к термину «производитель».

Задание 3 (П) Опровергните фразу «все решают только деньги» Приведите аргументы в поддержку мнения «Конкуренция- двигатель прогресса»

Задание 3 (У) Представьте взаимосвязь экономической культуры и социальных ролей личности в виде таблицы.

Задание Д (по блоку 2)

Назовите черты современной российской экономики и укажите какие трудности она переживает?

III этап.  Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Эвристический вариант

Создайте проект по выходу России из экономического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер. Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер.

Импровизационный вариант

Создайте проект по выходу России из экономического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер. Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер.

Для создания проекта вспомните:

  1. Факторы, которые влияют на уровень жизни общества.
  2. Взаимосвязь экономики и социальной структуры.
  3. Влияние государства на экономику
  4. Особенности командно-административной и рыночной экономики
  5. Реформы России в 90-е годы XX в.

Информативный вариант

Создайте проект по выходу России из экономического кризиса, пошаговый план принятия и выполнения необходимых государственных мер. Докажите состоятельность и целесообразность принятых вами мер. Для создания дополните план - проект. Сделайте вывод о целесообразности принятых вами мер. Для решения экономического кризиса необходимо принять следующие меры государственного регулирования:

  1. Уничтожение монополий посредством:

А)

Б)

В)

2. Национализация крупных предприятий с помощью

А)

Б)

В)

3.Создание условий для развития конкуренции

А)

Б)

В)

4. Поднятие уровня жизни населения через:

А)

Б)

В)

5. Ликвидация безработицы через принятие следующих законов:

А)

Б)

В)

6. Источниками всех проводимых реформ будут:

А)

Б)

В)

7.Создание единого экономического пространства с помощью:

А)

Б)

В)

Таким образом, принятые меры государственного регулирования считаю целесообразными потому что…

Тестирование

1.  Укажите решающий фактор, влияющий на богатство страны и благосостояние народа

1) размер территории

2) наличие природных ресурсов

3) уровень экономического развития

4) численность населения

2. Уровень жизни включает в себя

1) распределение доходов

2) доступность культуры

3) уровень здоровья людей

4) всё перечисленное

3. К экономическим механизмам не относится(ся)

1) расширение госсектора в экономике

2) общественное разделение труда

3) торговля

4) все перечисленные

4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика испытывает на себе влияние всех сфер общественной жизни.

Б. Экономика существенно влияет на различные явления общественной жизни.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. В государстве Д. разработаны законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличённые в монополизации. Какую задачу решает государство Д.?

1) смягчение неравенства доходов и богатства

2) защита конкуренции

3) защита собственности

4) создание общественных благ

6. После распада СССР в России при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате позволяли уйти на пенсию досрочно: мужчинам — в 57—58 лет, а женщинам — в

53—54 года. Какой целью государственной политики это было обусловлено?

1) справедливое распределение доходов

2) обеспечение полной занятости

3) обеспечение экономической свободы

4) противодействие монополизации

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «деловая этика».

Правила, экономическая культура, ответ_

ственность, неразборчивость в средствах, потребности людей.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «деловая этика».

Ответ: .

8.Найдите в приведённом ниже списке тенденции развития экономической сферы жизни общества на современном этапе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ускоренное развитие нематериальной сферы

хозяйственной деятельности

2) производство промышленных изделий — основа экономики

3) информатизация производства

4) лидирующие позиции духовного производства

5) снижение скорости внедрения новых технологий

6) преимущественное развитие стандартной деятельности в характере труда

Ответ: .

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «экономика».

Прожиточный минимум, исполнитель, предпринимательство, валовой внутренний продукт, производитель.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «экономика».

Ответ: .

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1  (самоанализ) дополните предложение

В процессе создания проекта я столкнулся со следующими проблемами…

Задание 2 (Самооценка) дополните предложение

Мой проект  (не) успешен  и (не) может быть реализован на практике потому что…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...