Использование социальных сетей Интернета при обучении школьников
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Жиленкова Любовь Сергеевна

Безусловно, использование социальных сетей позволяет учащимся увидеть результаты своего труда и обучения в более «широком» мире, за стенами школы. Образование должно перестать воспринимать социальную сеть как досадную помеху, отнимающую время и внимание учащихся, и научиться рассматривать ее  как инструмент, позволяющий максимально эффективно достичь определенных учебных целей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование

социальных сетей Интернета при обучении

школьников

Л.С. Жиленкова, учитель русского языка и литературы

            Вышедший в октябре 2010 г. на российские экраны фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть» (The Social Network),  рассказывающий историю создания всемирно известного Фейсбука, стал лидером кинопроката не только за рубежом, но и в России. После просмотра даже те, кто никогда не пользовался социальными сетями, регистрировались на Фейсбуке, чтобы хотя бы посмотреть, что это такое и как это работает. Безусловно, фильм только подтвердил растущую актуальность самого популярного сервиса сегодняшнего Интернета — социальных сетей и заставил многих задуматься о том, как можно максимально эффективно использовать такие ресурсы не только в личных целях.

Тем временем, популярность социальных сетей в России продолжает расти. Исследование, проведенное агентством «Роуз» совместно с компанией «Хедхантер» весной 2010 г., показало, что российские пользователи — самые активные в социальных сетях: 89% российских пользователей зарегистрированы в социальных сетях; 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% 20 часов и более. И хотя наибольшей популярностью, согласно отчету, социальные сети пользуются у возрастной группы 18-25 лет, есть основания полагать, что процент более молодых пользователей (как и более взрослых) будет только расти.

Сейчас наиболее популярными в России являются три социальные сети. По статистике, по состоянию на середину 2010 года первое место удерживает В Контакте, второе занимают Одноклассники, на третьем — Фейсбук. Однако, по мнению большинства экспертов, Фейсбук и Твиттер имеют большие шансы стать безусловными лидерами в российском Интернете в ближайшие годы.

Интерес к такому инструменту общения «подогревают» и действия многих членов российского правительства. Как известно, президент РФ Д. Медведев является активным пользователем Твиттера и Ютьюба и умело пропагандирует такую своеобразную «социальную активность» в сети среди чиновников. Не стоит также забывать, что распространение доступного и высокоскоростного Интернета в России (не только в крупных городах, но и в провинции), а также растущая популярность мобильных коммуникаторов с выходом в Интернет делают общение посредством социальных сетей намного проще, чем это было даже несколько лет назад.  

К сожалению, даже в таких условиях большинство школ продолжают воспринимать социальную сеть скорее как «врага» — ведь такие сайты чаще ассоциируются с развлечениями, поиском друзей, одноклассников, размещением фотоальбомов и т.п. На наш взгляд, такая позиция однобока. Преподаватели должны перестать воспринимать социальную сеть как еще одно бесполезное увлечение молодежи, они должны видеть инструмент, позволяющий достигать разнообразных образовательных целей наиболее эффективным образом.

На Западе социальные сети активно используются в образовательном процессе. Исследование, проведенное компанией PBS в 2009 г. среди учителей средних школ США, показало, что около 30% из них используют социальные сети в преподавании, при этом 70% так или иначе используют различные социальные ресурсы в классе (блоги т.п.).  Российское образование в этом плане консервативнее. Стабильный доступ в Интернет и
интернет
-кабинеты, оборудованные по всем современным требованиям, появился в российских школах сравнительное недавно, а известное недоверие к Интернету в целом также мешает школам извлечь максимальную выгоду из социальных сетей в школе. Кроме того, не всем педагогам понятна сама модель использования социальных сетей в классе. В данной статье мы расскажем о том, зачем и как учителям стоит рассмотреть возможность применения социальных сетей в процессе обучения.

В чем заключаются преимущества использования социальных сетей в классе? Можно выделить ряд преимуществ и со стороны учителя, и со стороны учащегося. Что касается преподавателей, то использование социальных сетей делает контроль над успеваемостью и усвоением темы учащимися намного проще за счет использования одного общего образовательного пространства. Намного быстрее проверить комментарии всех учеников по теме на сайте, чем вызывать к доске или спрашивать каждого ученика в классе, особенно, если в классе более 20-ти учащихся.

Еще одно значительное преимущество — использование графических, аудио-видео материалов становится проще. Например, учащийся может просмотреть видеоролик прямо в социальной сети, и учителю не требуется приносить в класс специально для этого проектор, подключать Интернет и отдельно показывать материал в классе. При этом любые учебные материалы по предмету (основные и дополнительные) доступны учащимся 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Что касается учащихся, то они в основной массе любят Интернет и компьютерные технологии. Эта тема им, безусловна, близка. Таким образом, использование социальных сетей в процессе обучения является уже само по себе мотивирующим фактором к обучению. Не стоит также забывать, что ученики, как и взрослые, любят общаться, а социальные сети по определению созданы для максимально удобного общения людей друг с другом. Следовательно, так как учащиеся постоянно общаются между собой в школе и вне школы, социальные сети, в этом смысле, являются своеобразным «мостом» между учителем и учеником. В процессе общения и взаимодействия в социальных сетях, как в новой образовательной среде, ученики могут усваивать учебный материал лучше.

При использовании социальных сетей в процессе обучения не стоит забыть и про ряд сдерживающих факторов и ограничений. К сожалению, далеко не все учащиеся имеют необходимые навыки работы в Интернете. В данном случае требуется поддержка со стороны преподавателей информатики и основ вычислительной техники, т.к. компьютерные классы и доступ в Интернет есть практически во всех школах. Следовательно, обе учебных программы могут быть синхронизированы. Разумеется, тесная интеграция одного школьного предмета с другим (в данном случае, с «Информатикой») имеет массу преимуществ. Учащиеся быстрее и эффективнее закрепляют пройденный материал, а также приобретают новые навыки по обоим предметам одновременно.  

Для того, чтобы успешно заниматься в классе, в котором используются социальные сети, ученик должен иметь определенные навыки, позволяющие ему самостоятельно пользоваться сайтом и выполнять задания. В целом, основные навыки работы с сайтами сводятся к следующим:

  1. Уметь пользоваться операционной системой «Виндоус».
  2. Уметь пользоваться браузером (например, Internet Explorer).
  3. Знать общие принципы работы с сайтами.
  4. Уметь сравнительно быстро набирать текст с клавиатуры.

Никаких специальных навыков для работы с социальными сетями не требуется. Сайт социальной сети ничем не отличается от других интернет-ресурсов. Учащимся, однако, требуется предварительно объяснить, что любые реплики и комментарии являются публичными, т.е. видимы всем участникам дискуссии. Учителю стоит также предусмотреть ситуации, при которых учетные записи учеников могут быть доступны третьим лицам, ведущим рассылку рекламных сообщений, спама и т.д. В данном случае, должен вмешаться учитель, т.е. модератор дискуссии, и предотвратить распространения любых несанкционированных материалов доступными методами. Ученики должны быть предупреждены: учитель вправе просматривать сообщения учащихся, а учащиеся должны стремиться использовать социальную сеть исключительно в учебных целях и не вступать в дискуссии, не связанные напрямую с учебным процессом.

На первом этапе учитель самостоятельно создает учетные записи («логин» с паролем) для каждого ученика. Причем, учетные записи учеников должны быть закрытыми, т.е. просматривать информацию об ученике нельзя без добавления «в друзья» пользователем. В зависимости от ситуации, учитель может разрешить учащимся использовать уже созданные учетные записи, если они таковыми пользуются и не против своеобразной «публичности», которую влечет за собой учебная работа в социальных сетях. Таким образом, преподаватель раздает ученикам конверты с именем пользователя и паролем и объясняет, зачем будет использоваться социальная сеть, какие цели преследует такая методика преподавания,  как действовать в различных ситуациях, какие правила и процедуры установлены для группы. В качестве дополнительной мотивации преподаватель может разрешить учащимся размещение фотографий и созданий фотоальбомов в своих индивидуальных учетных записях.

Далее учитель создает рабочую группу, в которой и будут проходить все дискуссии по теме урока, размещаться материалы, видео, файлы и т.п. Доступ в группу можно получить только по приглашению учителя. При этом посторонние лица, зарегистрированные на сайте, не должны видеть содержание и участников группы. Все участники созданной дискуссии будут получать обновления по электронной почте, а также внутри сети. Если учитель комментирует вопрос ученика, то ученик узнает об этом даже без входа в социальную сеть.

 Мы считаем, что Фейсбук максимально соответствует образовательным целям и задачам, поэтому в данной статье описываем использование социальных сетей исключительно на примере Фейсбука. Более того, стоит заметить, что в момент написания статьи Фейсбук предоставлял бесплатный доступ к сайту для абонентов некоторых сотовых операторов. Это значит, что даже в школе ученик может использовать социальную сеть и вести дискуссию, например, на перемене с помощью своего сотового телефона. Это делает образовательный процесс в некотором смысле непрерывным.

Педагогическому сообществу социальную сеть нужно рассматривать исключительно как инструмент для решения определенных образовательных задач. Безусловно, социальная сеть идеально подходит для обсуждений, проектной работы и творческих заданий, характерных для уроков гуманитарной направленности, в частности, уроков литературы.

Максимально используя потенциал социальных сетей для проведения творческих проектов, учитель может сделать уроки литературы намного более интересными и даже в некотором роде захватывающими. Например, учащиеся могут создать личные странички главных героев литературного произведения. Класс делится на несколько групп, каждая из которых создает подробную страничку литературного персонажа , описывая его характер и интересы, размещаются фотографии, иллюстрации и т.д. В процессе работы учащиеся лучше понимают характер и мотивы главных героев, лучше узнают автора. На наш взгляд, учебный материал на подобных занятиях лучше осваивается и запоминается учащимися. Кроме того, социальные сети создают отличные возможности для сравнения литературы с другими видами искусства. Например, в Фейсбуке можно без труда вставлять видео-ролики, размещать изображения, добавлять презентации. Учащиеся учатся лучше понимать искусство, сравнивая стихотворения, скажем, с музыкальными произведениями.

            Социальную сеть можно задействовать и на уроках русского языка. Например, учитель вместе с учениками может вести этимологический словарик русского языка, включая только самые интересные единицы с определенной историей. В дополнение можно размещать ссылки на тесты по русскому языку, выполнив которые, ученик получает определенный балл, который фиксируется в социальной сети. Такие задания могут проходить в соревновательной или игровой форме. Также стоит отметить, что уже само использование социальной сети и систематический набор текста с клавиатуры заставляют учащихся проверять орфографию и пунктуацию, потому что любые сообщения ученика видимы всем участникам группы, включая учителя. Работая в социальной сети, учащиеся, безусловно, пишут и сочиняют намного больше.

Среди преимуществ использования социальной сети нужно отметить и возможность практически круглосуточного доступа к материалам. Ученик будет иметь доступ к материалам до тех пор, пока учитель не заблокирует его доступ в группу или самостоятельно не удалит материалы. Это значит, что учащийся, который, к примеру, пропустил несколько занятий по какой-либо причине, сможет попробовать «догнать» класс, отслеживая работу своей группы   по социальной сети.

 Действительно, круглосуточный и универсальный характер доступа (как, в целом, у всех сайтов) делает социальную сеть незаменимым банком учебных материалов и наработок, которыми всегда могут пользоваться учащиеся. Например, разместив ссылку на раздел «Справочное бюро» ресурса Gramota.ru в сети, учитель может приучить учащихся пользоваться профессиональными ресурсами для корректного и правильного использования русского языка. Можно дать задание каждому ученику найти один трудный случай написания или произношения словесной единицы или выражения в этом разделе, в то время как другие должны придумать к нему собственные примеры. После того как задание выполнено, учащиеся смогут в любое время зайти в свою группу в социальной сети и освежить в памяти примеры использования в речи и на письме трудных  слов.

В социальной сети учитель может размещать и свои собственные учебные материалы. Например, как мы знаем, многие без труда запоминают большие тексты на слух. Таким учащимся легче несколько раз услышать небольшое стихотворение и выучить его, чем прочитать десятки раз. Учитель может записать собственное прочтение стихотворения и разместить в социальной сети для скачивания. Учащиеся смогут прослушать правильное чтение на сайте или даже скачать файл себе на телефон или портативный плеер, чтобы слушать в любое удобное время. Такой подход максимально быстро формирует у учащихся навыки грамотного интонационного оформления не только стихотворений, но и обычного прозаического текста. Изобилие различных устройств, ноутбуков и коммуникаторов, равно как и высокоскоростной доступ в Интернет, делает создание аудио-видео материалов гораздо удобнее для учителя, а их использование — эффективнее для учащихся.

Не стоит забывать, что социальной сетью могут пользоваться все без исключения интернет-пользователи. Это создает уникальные возможности для совместной работы не только разных классов одной школы, но и учащихся других школ. Учащиеся разных школ могут взаимодействовать друг с другом в образовательном процессе посредством социальной сети. Учителя могут запустить совместный проект, например, словарь литературных терминов. При этом учителя размещают термины и определения, а учащиеся находят в читаемом тексте примеры использования фигур речи и размещают на сайте.

 Такая практика,  в зависимости от поставленных учебных целей,  привносит соревновательный или кооперационный характер, что позитивно влияет на образовательный процесс в целом. Социальная сеть может также соединить учащихся школы и учащихся вузов. Например, учитель может организовать дистанционную встречу  студентов какого-либо вуза с учениками в формате интервью. Учащиеся задают все интересующие их вопросы об учебе в вузе и жизни студентов, а студенты отвечают на сайте. Разумеется, в такую дискуссию можно добавить и более «предметные» темы.

Использование социальных сетей также дает отличную возможность родителям отслеживать прогресс своих детей. При желании родитель может получить доступ в группу учителя, чтобы посмотреть, как проходит общение и обучение в социальной сети. Без непосредственной встречи с учителем родитель может написать личное сообщение учителю по внутренней почте и получить ответ. Это делает процесс взаимодействия с родителями эффективнее и проще.

            Социальная сеть помогает застенчивым учащимся. Те, кто не любит внимание, выходя к доске, может теперь использовать сайт, чтобы поделиться мнением и показать знания по предмету. Через электронную почту, упомянутую выше, такие учащиеся могут обратиться к учителю. В таком образовательном пространстве учителю легче следить за прогрессом всех учеников. Ни один из учащихся теперь не сможет просто «отсидеться», как на обычном уроке.

 С помощью социальной сети устанавливается более предсказуемый, в хорошем смысле, образовательный процесс. Учитель размешает график всех контрольных работ и тестов в одном, доступном для всех, месте. Учащиеся знают, какие задания им ожидать и какие навыки они приобретают таким образом.

Асинхронность обучения в социальных сетях имеет большое значение. Если происходит что-то интересное вне класса, но относящееся к предмету, участники группы могут поделиться мыслями и идеями на сайте, а не носить их в себе, чтобы потом просто забыть.

В старших классах использование социальных сетей помогает учащимся лучше узнать друг друга, что не просто сплачивает весь класс, но и готовит учеников к взрослой жизни и взаимодействию в рабочем коллективе. Например, учитель может разместить личные фотографии, указать, какой университет окончил и какую степень получил, написать про свои хобби и интересы — со временем все это сделает учителя ближе учащимся, сделают процесс обучения менее отстраненным.

***

Безусловно, использование социальных сетей позволяет учащимся увидеть результаты своего труда и обучения в более «широком» мире, за стенами школы. Образование должно перестать воспринимать социальную сеть как досадную помеху, отнимающую время и внимание учащихся, и научиться рассматривать ее  как инструмент, позволяющий максимально эффективно достичь определенных учебных целей.

 PAGE 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ресурсов сети Интернет на уроках английского языка.

Выступление на педагогическом совете школы 30. 10. 2011 года....

Рекомендации по использованию ресурсов сети Интернет в работе учителя.

Презентация  с перечнем некоторых сайтов сети Интернет, использование которых может помочь в работе как учителям английского языка,  учителям-предметникам, так и классным руководителям.Реком...

Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы

В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...

Влияние социальной сети Интернет на детей

Подростки и социальные сети, положительные и отрицательные стороны социальных сетей, что такое сетеголизм, как формируется зависимость...

Воспитательный потенциал использования социальных сетей в системе Интернет

Как известно, среди разнообразных социальных факторов, определяющих социализацию индивида, таких как семья, образование, группа сверстников, средства массовой информации, всемирная сеть Интернет стано...