Вселенная - далёкая и близкая. Планирование элективного курса по астрофизике. 11 класс. Базовый уровень.
элективный курс по астрономии (11 класс) на тему
В данной публикации я предлагаю планирование учебного материала по астрофизике для элективного курса "Вселенная - далёкая и близкая".11 класс. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Педусмотрено выполнение обучающимися творческих и практических заданий, ночные наблюдения звёздного неба. Необходимо при изучении тем максимально использовать законы физики, решать астрофизические задачи ( по выбору учителя) из сборника задач по астрономии Воронцова - Вельяминова Б.М. для средней школы и из сборника задач по астрономии Дагаева В,В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 129.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
по астрофизике в 11классе.
Базовый уровень
Вселенная – далёкая и близкая.
(1 час в неделю, всего 36 часов)
Тематическое планирование учебного материала
на 2013-2014 учебный год.
Разработчик: Апрельская Валентина Ивановна,
учитель физики МБОУ «СОШ № 11» высшей квалификационной категории,
Почётный работник общего образования Российской Федерации
Учебно - тематический план элективного курса «Вселенная – далёкая и близкая» | |||
Темы разделов программы | Число часов | Наблюдения | |
Раздел 1 | Тайны звёздного неба | 11 | |
Раздел 2 | Земля и Луна | 5 | |
Раздел 3 | Солнце и его семья | 7 | |
Раздел 4 | Мир звёзд | 3 | |
Раздел 5 | Мир галактик | 2 | |
Раздел 6 | Космос и человек | 6 | |
Итого: 32 часа + 4 часа наблюдения |
№ урока | Тема урока | Тип, методы занятий | Методическое обеспечение | Домашнее задание |
Раздел 1. Тайны звёздного неба ( 11часов) | ||||
Пространственно – временные масштабы Вселенной | Информационно – развивающий. Эвристическая беседа, наглядные, практические | Видеофильм: «масштабы Вселенной», презентация | Составить и выучить ОК № 1. | |
Задачи астрономии на различных исторических этапах, включая современный. | Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа с презентацией. | Презентация по теме: «Этапы развития астрономии» | Подготовить видео сообщения по теме. | |
Вечернее наблюдение №1 «Общее знакомство со звездным небом» . Суточное вращение неба. Основные созвездия и наиболее яркие звёзды. Определение сторон горизонта и примерной географической широты по полярной звезде | ||||
3/3 | Знаменитые астрономы и их открытия (Фалес, Анаксагор, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Аристарх, Эрастофен, Птолемей, Коперник, Галилей, Браге, Кеплер) | Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические, Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа. | Видео сообщения, биографические ролики о Копернике, Галилее, Браге, Кеплере, CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». | Подготовить видео сообщения по теме следующего урока (опережающие индивидуальные задания) |
4/4 | Связь астрономии с другими науками | Изучение нового .Беседа с презентацией. | Видеоролики | Индивидуальные задания по подготовке видео-сообщений |
5/5 | Созвездия. Ориентирование по сторонам света. | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Практическая работа, индивидуальная. Словесные, наглядные, практические | Презентация по теме, Звездная карта, ПКЗН, видео «Созвездия», фотографии участков неба, список созвездий. CD- «Red Shift 5.1». Приложение №9. ШАК. Телескоп. CD-Большая энциклопедия, CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». | Легенды о созвездии – найти. Составить ОК №2 |
6/6 | Изменение вида звездного неба в течение суток и в течение года. | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические | Звездная карта (атлас), ПКЗН, модель небесной сферы, фотография околополярной области неба. Таблица перевода градусной меры в часовую. CD- «Red Shift 5.1». | ОК № 3. Подготовить видео-сообщение, презентацию по теме |
7/7 | Звездные карты. Атласы. ПКЗН | Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная. | Звездная карта (атлас), ПКЗН, модель небесной сферы, модель горизонтальных и экваториальных координат. CD- «Red Shift 5.1». Видеофильм «Астрономия» (ч.1). | ОК № 4., повторить работу с картой звёздного неба |
8/8 | Способы определения географической широты. Вид звёздного неба на различных широтах | Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная. | Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта. ПКЗН. CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». | ОК № 5. |
9/9 | Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики телескопов разных систем. Спектральный анализ | Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная. | Презентация по теме Глобус Земли, Видео «Крупнейшие астрономические Обсерватории» Теодолит. Телескоп. CD- «Red Shift 5.1», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». | ОК № 6. Подготовить видео – сообщение по теме. |
10/10 | Основы измерения времени. Солнечные сутки. Всемирное время, Исчисление времени в РФ. | Изучение нового. Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. Практическая работа, индивидуальная. | ПКЗН, маятниковые и солнечные часы, метроном, секундомер, кварцевые часы Глобус Земли. | Повторить тему. Подготовить творческую работу «История календаря», кроссворд. |
11/11 | Летоисчисление, календарь, старый и новый стиль. | Комбин. Урок. Беседа с презентацией. Объяснительно – иллюстративные, повторение и обобщение знаний. Контроль знаний . | Календари. Презентация по теме. Разноуровневые тесты | |
Раздел 2. Земля и Луна. (5 часов) | ||||
1/12 | Земля как планета | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические | Видео: «Наша планета Земля». CD- «Red Shift 5.1», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии», теллурий, глобус. | ОК №7. Подготовить видео-сообщение |
2/13 | Система «Земля – Луна» Причины возникновения приливов и отливов. Лунный глобус. | Изучение нового. Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические | Видеофильм: «Причины возникновения приливов и отливов.» CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». | ОК № 8. |
3/14 | Природа Луны. | Комбин. Урок. Беседа с презентацией. Объяснительно – иллюстративные | Глобус Луны, карты Луны, фотографии, видеофильм: Луна | Индивидуальные задания |
4/15 | Периоды и фазы Луны. | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические. Практическая работа, индивидуальная. | Прибор солнечно-лунных затмений. Видеоролики и видеофильмы о Луне | ОК № 9. |
5/16 | Видео урок: « Луна. Секретная зона.» | Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа. | Видеоролик по теме урока | повторение и обобщение знаний-индивидуальные задания |
Вечернее наблюдение №2 «Наблюдение Луны и планет в телескоп» | ||||
Раздел 3. Солнце и его семья (7 часов) | ||||
1/17 | Солнце как звезда Строение солнечной атмосферы (фотосфера, хромосфера, корона).. | Видео урок. Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа. | Видеоролик по теме урока: «Солнце» | ОК № 10. Подготовить видео-сообщение |
2/18 | Солнце как звезда Источник энергии и внутреннее строение Солнца. Солнечная активность, солнечно-земные связи | Изучение нового Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. Изучение нового. | . Д/ф «Солнце и жизнь Земли», | ОК № 11. Подготовить видео-сообщение |
3/19 | Планеты земной группы | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические | К/ф «Планетная система» (ч.1). ПКЗН. CD- «Red Shift 5.1», видеофильм: «Планеты земной группы» | ОК № 12. Подготовить видео сообщение |
4/20 | Видео урок: «Планеты земной группы» | Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа. | Видеоролик по теме урока: «Планеты земной группы» | Индивидуальные задания |
5/21 | Планеты – гиганты | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические. | CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». | ОК № 13. Подготовить презентацию по теме. |
6/22 | Видео урок: «Планеты – гиганты» | Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа. | Видеоролик по теме урока: Планеты – гиганты» | повторение и обобщение знаний-самостоятельно |
7/23 | Астероиды и метеориты Кометы и метеоры Болиды, метеорные потоки, порождаемые кометами. | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические, повторение и обобщение знаний. Контроль знаний . | Видеофильм: «Малые тела Солнечной системы», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». Разноуровневые тесты | Выполнить контрольную домашнюю работу |
Дневное наблюдение №3 «Наблюдение Солнца в телескоп» | ||||
Раздел 4. Мир звёзд. (3 часа) | ||||
1/24 | Звёзды, их основные характеристики:цвет, температура (закон Вина), спектр и химический состав, светимость, размер, масса, плотность звезд.. Внутреннее строение и источники энергии | Комбин. Урок Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. . Объяснительно – иллюстративные. Практическая работа, индивидуальная. | Видеоролик по теме урока, презентация: «Звёзды, их основные характеристики» | ОК № 14. |
2/25 | Классификация и эволюция звёзд. Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические | Видеоролик по теме урока: «Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды» | ОК № 15. Подготовить презентацию |
3/26 | Белые карлики, нейтронные, чёрные дыры | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические | CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». | Индивидуальные задания |
Раздел 5. Мир галактик (2 часа) | ||||
1/27 | Наша Галактика. Млечный путь. Состав Галактики: звезды, скопления и их виды, туманности и их виды, лучи, поля, газ и пыль. Строение и вращение Галактики. Положение Солнца в Галактике. | Изучение нового Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. | Видеоролик по теме урока: «Наша Галактика.» | Кроссворд, Реферат, презентация. Повторение и обобщение знаний.. |
2/28 | Галактики во Вселенной. Ближайшие галактики. Типы, состав и структура галактик. Квазары | Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. Контроль знаний | CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». Разноуровневые тесты. | Выполнить контрольную домашнюю работу |
Вечернее наблюдение №4 «Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик» | ||||
Раздел 6. Космос и человек (6 часов) | ||||
1/29 | Метагалактика Гипотеза «горячей Вселенной», | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические | Видео, «Мультимедиа библиотека по астрономии» | Подг.презентацию |
2/30 | Космология, реликтовое излучение. Скрытая масса. | Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Словесные, наглядные, практические | Видеоролик по теме урока: «Космология, реликтовое излучение. Скрытая масса.» | Подготовить видео сообщение |
3/31 | Происхождение и эволюция звезд и галактик. Большой взрыв и его особенности. Зарождение жизни. | Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. Изучение нового. | Таблицы: диаграмма «спектр- светимость», наша Галактика, Д/ф «Происхождение и развитие небесных тел». | Творческая работа по теме |
4/32 | Видео урок: «Большой взрыв» | Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа. | Видеоролик по теме урока: «Большой взрыв» | Индивидуальные задания |
5/33 | Жизнь и разум во Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций. | Комбин. Урок. Объяснительно – иллюстративные | Фотографии НЛО из газет, журналов, радиотелескопов Наши послания (видео). | Индивидуальные задания |
6/34 | Изучение человеком ближнего и дальнего космоса Космические аппараты, спутники, телескопы на орбите | ККР, Беседа с презентацией. Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические | Разноуровневые тесты | |
Итого: 34часа, 4 часа наблюдений, 4 часа практических работ, 4 контрольных . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)
Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)2012-2013 учебный год3 часа в неделю, 102 часа в годуУчебник "Алгебра. 8 класс" в 2-х частях под ред А.Г. Мордковича, М: Изд. ...
Планирование учебного материала курса "Геометрия", 8 класс (базовый уровень)
Планирование учебного материала курса "Геометрия", 8 класс (базовый уровень)2012-2013 учебный год2 часа в неделю, 68 часов в годуУчебник "Геометрия. 7-9 класс", М: Изд. "Просвещение", 2006 г....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-287383-1578582715.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу ( 8кл , русский язык, базовый уровень)
Элективный курс " Это непростое простое предложение"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Начальный курс география 6 класс» базовый уровень
Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федерального государственного стандарта основного общег...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-873748-1484124043.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1368193-1638621919.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1429145-1666198106.jpg)
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс базовый уровень
Изучение элективного курса «Математика: избранные вопросы» для 10-11 классов ориентировано на использование учебного комплекта «Я сдам ЕГЭ! Математика. Модульный курс: базовый ...