УРОК ИСТОРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ: "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ"
методическая разработка по астрономии (8 класс) по теме

ИВАНОВА МАРГАРИТА РОБЕРТОВНА

УРОК СОСТАВЛЕН  С УЧЁТОМ  ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ПО УМК А.Ф. КИСЕЛЁВ И Г.М. ПОПОВ "ИСТОРИЯ РОССИИ" ЭТО ПЕРВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ПЕРВОГО. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА" МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ВКЛЮЧАЮТ: КОНСПЕКТ УРОКА, МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ, ЛИСТ САМООЦЕНКИ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО ТЕМЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneshnyaya_politika_rossii._severnaya_voyna.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  по теме: «Внешняя политика России. Северная война».

Урок 1.

УМК  А.Ф. Киселева, В.П. Попова «История России   XVI I-XVIII в.в.», издательства «Дрофа».

Составила Иванова Маргарита Робертовна,  учитель истории высшей категории БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №162»

Цели: организовать деятельность  учащихся  по восприятию и осмыслению первичных знаний

Планируемые результаты

Предметные:выяснить причины, ход основных событий Северной войны на 1-ом этапе до Полтавской битвы;

Метапредметные:

Регулятивные: ставить цель, определять проблему, планировать свою деятельность;

Познавательные:  умения устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать,  работать с различными источниками информации и преобразовывать её в таблицу, давать определение понятиям;

Коммуникативные: высказывать свои суждения по проблеме, давать оценку событиям  и  выражать общую точку зрения;

Личностные: формировать ценностное отношение к предмету, изучаемой теме, роли личности в истории.

Оборудование:  учебник А.Ф. Киселёв, В.П.Попов» История России XVI I- XVIIIв.в.», рабочая тетрадь, карта «Северная война», раздаточный материал, мультимедиа.

Тип урока – формирование новых знаний.

Форма урока –  лабораторная  работа

Технологии – проблемного обучения.

ПЛАН УРОКА.

1. Причины войны. Складывание Северного союза        .

2. Начало войны. «Нарвская конфузия»        

3. Меры Петра  I по созданию армии и флота.

4. Первые победы и их значение.        

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь, пожалуйста. Присаживайтесь. Я хочу пожелать вам активной и плодотворной работы на уроке, успехов на пути открытия новых знаний, а в конце занятия вы сами оцените свою деятельность.

1 этап. Сегодня на уроке вам предстоит выступить в роли исследователей. И первое, что мы с вами должны сделать – определить тему  урока. Открыли атласы на стр. 13  Как называется карта ? ( рост территории России в 17 веке) и  на стр. 15? Россия с конца 17 по 60-е годы 18 века .

Внимательно изучите легенду карт и ответьте на вопрос:  Как изменилась территория России к середине 18 века по сравнению с 17в.?  Какие изменения произошли с  северо-западными границами? Почему для Росси было очень важно завладеть этими землями?  Какой стране они принадлежали ?  Как вы думаете, Россия могла получить эти земли мирным путём?

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема. Война России со Швецией или Северная война

Из анализа карты мы с вами можем предположить результат Северной войны. Каков он?

Предлагается ряд дат: 1558-1583, 1656 -1661 г.г.

Что объединяет эти (даты)события? Чем закончились эти войны?

? Ученики делают вывод.  Какую проблему мы с вами можем определить? Кто догадался?

Проблема. Почему именно  в н. 18 века Россия сумела  получить выход в Балтийское море? 

Какие вопросы мы должны будем с вами рассмотреть?

  1. Причины войны
  2.  Основные события С.в.?
  3. ?
  4. итоги начального периода войны

2 этап. Актуализация знаний.

Почему началась Северная война?

Выход к каким морям был важен для России?

Под силу ли было для России одновременно бороться за выход в Чёрное и Балтийское моря?  

С какой целью было организовано П 1 Великое посольство?  Удалось ли его создать? Какое решение тогда принял Пётр 1?

Сделайте вывод. Мы нашли  частично объяснение, почему Петр начал сначала войну со Швецией.

И так, назовите причину войны России со Швецией. (1. необходимость получить выход в Балтийское море для успешного развития экономики и установления тесных связей с Европой. )

А теперь внимание на слайд, перед вами выдержка из документа, сформулируйте ещё одну причину войны:

"Рассуждения..." о причинах Северной войны, написанного дипломатом П. П. Шафировым.

"Что …. Карельская и Ижорская земли... издревле во Всероссийской империи принадлежали, то не могут и сами шведы отрицать. …город Юрьев Ливонский, по-немецки Дерпт... от российского великого князя Ярослава-Георгия, в лето от Рождества Христова 1026, по российским верным летописцам, создан, и во имя его Юрьев наречен. … и Ревель в российских летописцах Колыванью называется... "

2. вернуть исконно русские земли

 И так, мы определили с вами причины войны.

Могла Россия в одиночку справиться с сильным противником?

Задание. учебник, стр.104-105 прочитать , 1ряд составить вопрос к 3 абзацу,стр.104,2 ряд-4 абзац,стр.104 и 3 ряд- последний абзац,стр.105

Вопросы: 1. Когда сформировалась коалиция стран против Швеции? Как и почему назывался этот союз? Какие страны вошли в этот союз?

 2. Когда был подписан мирный договор с Турцией? Его условия.

3. Почему   Пётр I  решил побороться за Балтику? Какие новые факты вы узнали из текста?

Какой вывод мы можем сделать?

   Мы выяснили с вами, что международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.

Когда же началась война между Россией и Швецией? Где мы найдём информацию? Карта, атлас, стр.16

Где и когда произошло первое столкновение между Россией и Швецией?

Давайте мысленно перенесёмся с вами в 18 век,  к крепости Нарва,  и вот мы с вами в русском лагере, где 35тысяч отважных солдат готовятся к штурму крепости. На помощь осаждённым спешит их любимый король КарлXII, который только что разбил датчан и лишил тем самым Петра одного союзника, в активе у Карла всего около  10 тыс. против 35 тыс. русских.

Предположите, каков должен  был быть  итог битвы? ( Имея такое численное превосходство, русские д.б. победить под Нарвой). Поскольку мы с вами сегодня занимаемся исследованием событий Северной войны, я

предлагаю вам поработать  в группах  и проверить ваши предположения, прочитав текст, который у вас лежит на парте, и объясните причины произошедшего, представив результат каждой группы  на листах и, ответив на вопросы маршрутного листа

Работа в группах:

В.О. Ключевский. Полный курс лекций, лекция I.XI  

Войну начали кое-как, спустя рукава. Намечены были ближайшие цели, но не было разработанного плана. За 5 месяцев до разрыва Пётр I приторговывал продажные пушки у шведов, с которыми собирался воевать. Двинутая под Нарву армия, численностью около35 тысяч, состояла большей частью из новобранцев под командой плохих офицеров и иноземных генералов, не пользовавшихся доверием. Стратегических путей не было; по грязным осенним дорогам не могли подвезти ни снарядов, ни продовольствия. Начали обстреливать крепость, но пушки оказались непригодными, да и те скоро перестали стрелять за недостатком пороха. Осаждающие, по словам очевидца, ходили около крепости, как кошки, около горячей каши; мер против наступления Карла XII не приняли. В злую ноябрьскую вьюгу король подошёл к русскому лагерю, и 8-тысячная бригада разнесла русский корпус. Российская армия потеряла всю  артиллерию, 6 тыс. убитыми, в плен попали 79 офицеров, в том числе 10 генералов.

Учитель. Кто же одержал победу на самом деле?

Почему русская армия потерпела поражение под Нарвой?

 Рецензирование.( сверка со слайдом)

( Русская армия к войне не была готова: нет плана, боеспособной армии и командного состава, не хватает оружия и боеприпасов    - пишут на листе, прикрепляют на доску)

За границей радовались военной неудаче России, даже была выбита медаль, на которой изображались бегущие русские солдаты во главе с плачущим царём. Карл XII  решил, что преподал Петру I «хороший урок», и повернул свои войска против Августа.

?Предположите, как должен был поступить Пётр I в данной ситуации, исходя из его личных качеств,  ведь он фактически потерял армию, всю артиллерию?

Запись гипотез на доске

Какие действия, на ваш взгляд, необходимо было предпринять, чтобы «нарвский конфуз» не повторился в дальнейшем.( создать армию, флот, обеспечить вооружением )  Стоявшие перед страной проблемы вы определили, теперь узнайте, как Пётр I их решил.

Рассказ учителя, работа с ключевыми словами в маршрутном листе.

Пётр проявил кипучую энергию. Он  начал с создания регулярной армии, которая комплектовалась на основе рекрутского набора-1 человек от 20 дворов крестьян или посадских людей. Т.О. были набраны новые 10 полков, Для подготовки военных кадров создавались школы: Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная.  

 По приказу царя создаются специальные компании для строительства флота. Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи (Лодейное поле)в 1703 году было заложено 7 фрегатов и других, более мелких кораблей. А в 1705 году приступила к строительству кораблей Адмиралтейская верфь в самом Петербурге. Итак, Балтийский флот набирал силу.

  Для создания артиллерии нужен был металл, которого в России не было, и тогда Пётр принимает крайне смелое решение: перелить церковные колокола.  Несмотря на то, что Церковь всячески  противилась  переплавке колоколов в  пушки, Пётр всё-таки пошёл на этот шаг,  и к началу 1702 года было уже отлито 368 пушек. Но даже снятых колоколов было недостаточно для создания артиллерии, и новые пушки отливались также из металла, полученного на предприятиях  Урала и Карелии, которые быстро строятся по приказу царя. Создавались также полотняные и суконные предприятия для обеспечения потребностей армии в обмундировании. Всего при Петре 1 было построено около 200 таких предприятий. Для пополнения опустевшей казны были введены новые налоги, которые тяжким бременем легли на плечи трудового населения. Появились даже люди, которых назывались прибыльщиками , задача их заключалась в том, чтобы найти новые способы пополнения казны. В местечке Биржи (в Курляндии)встретились Пётр и его союзник Август II Саксонский. За ужином силач Август, заметив, что поданная ему серебряная тарелка нечиста, согнул её рукой в трубку и бросил в сторону. Пётр поступил так же и при этом сказал: «Брат Август, мы гнём серебро изрядно, только надобно потрудиться, как бы согнуть нам шведское железо»

Что же предпринял Пётр для того, чтобы « согнуть нам шведское железо»?

По ходу проверки задания - уточняющие вопросы, работа с терминами.

?- постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная

?- наборы из крестьян и посадских людей, принятые на военную службу по найму или по повинности (с 1705 г. стали ежегодными)

? Особая должность, кто придумывал новые налоги.

Верна ли была наша гипотеза? А теперь вернемся к плану. Что мы не учли с вами, планируя работу?

 Какой вопрос напрашивается далее? Помогли ли мероприятия Петра изменить дальнейший ход войны? Найдите ответ в учебнике, стр.108

Проверка с помощью шаблона на слайде

1.В 1702 г. Б.П. Шереметьев отбил у шведов г. Нотебург ( древнерусский город Орешек) у истоков  Невы . Крепость переименовали в Шлиссельбург( Ключ-город).

2. 1 мая 1703г. российским войскам сдалась крепость Ниеншанц в устье Невы.

3. 10 мая началось строительство Санкт- Петербурга.

4. Осенью на острове Котлин приступили к сооружению морской крепости Кроншлот( Кронштадт)

 В 1703-1704гг. российские войска заняли города Ям, Копорье, Мариенбург, Нарву, Ивангород, Дерпт.

И так, какой вывод можно сделать о значении петровских мероприятий?

(  Имели + значение для страны, они сразу же оказали влияние на ход Сев. войны, Россия начала одерживать победы) Сможем мы сегодня ответить на проблемный вопрос, изучив только начальный этап войны?

А вот Карл XII так оценил деятельность Петра: «Пусть царь трудится  над закладкой новых городов, мы хотим лишь оставить за собой честь впоследствии забрать их» Так ли это было на самом деле? Чтобы это выяснить, наше с вами исследование мы продолжим на следующем уроке.

Маршрутный лист по изучению темы « Северная война»

  1. Определение темы урока на основе анализа карт в атласе стр.13 и 15

Тема.

  1. Определение проблемы урока на основе анализа карты стр.15 и

Задание: Предлагается ряд дат: 1558-1583, 1656 -1661г.г.

Что объединяет эти (даты) события? Чем закончились эти войны?

Итог: сформулировать проблему урока.

Проблема: 

  1. Составление плана изучения темы урока :

1.

2.

3.

  1. Определить причины войны между Россией и Швецией, опираясь на полученные ранее знания и работу с документом

"Рассуждения..." о причинах Северной войны, написанного дипломатом П. П. Шафировым.

"Что …. Карельская и Ижорская земли... издревле во Всероссийской империи принадлежали, то не могут и сами шведы отрицать. …город Юрьев Ливонский, по-немецки Дерпт... от российского великого князя Ярослава-Георгия, в лето от Рождества Христова 1026, по российским верным летописцам, создан, и во имя его Юрьев наречен. … и Ревель в российских летописцах Колыванью называется... "

Итог: сформулировать  причины войны и записать :

1.

2.

  1. Работа с учебником, стр 105-106.  Уточняющее чтение

Задание :  составить вопросы к тексту

Итог: сформулируйте вывод о необходимости создания антишведского союза и выбранном периоде вступления России  в войну.

Вывод:

  1. Задание: Работая в группе с документом

1.назвать  потери русской армии

2. на отдельном листе  записать причины поражения  России.

В.О. Ключевский. Полный курс лекций, лекция I.XI  текст учебника, стр. 105

Войну начали кое-как, спустя рукава. Намечены были ближайшие цели, но не было разработанного плана. За 5 месяцев до разрыва Пётр I приторговывал продажные пушки у шведов, с которыми собирался воевать. Двинутая под Нарву армия, численностью около35 тысяч, состояла большей частью из новобранцев под командой плохих офицеров и иноземных генералов, не пользовавшихся доверием. Стратегических путей не было; по грязным осенним дорогам не могли подвезти ни снарядов, ни продовольствия. Начали обстреливать крепость, но пушки оказались непригодными, да и те скоро перестали стрелять за недостатком пороха. Осаждающие, по словам очевидца, ходили около крепости, как кошки, около горячей каши; мер против наступления Карла XII не приняли. В злую ноябрьскую вьюгу король подошёл к русскому лагерю, и 8-тысячная бригада разнесла русский корпус. Российская армия потеряла всю  артиллерию, 6 тыс. убитыми, в плен попали 79 офицеров, в том числе 10 генералов.

Итог: причины «нарвской конфузии»

  1. Задание: Слушая учителя определить ключевые слова и записать их:

?                                                 - постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная

?                                         - наборы из крестьян и посадских людей, принятые на военную службу по найму или по повинности (с 1705 г. стали ежегодными)

?                                -Особая должность, кто придумывал новые налоги.

?                                 - предприятие, на котором применяется ручной, наёмный труд и существует разделение труда.

Итог:  сделать вывод о необходимости мероприятий.

Закончи предложение:

1.        Северная война началась в….. , союзниками России были,,,,

2.        Причинами  Северной войны было :

А)

Б)

     3.  Россия начала одерживать победы на суше, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ИСТОРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ: "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ"

УРОК СОСТАВЛЕН  С УЧЁТОМ  ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ПО УМК А.Ф. КИСЕЛЁВ И Г.М. ПОПОВ "ИСТОРИЯ РОССИИ" ЭТО ПЕРВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ПЕРВОГО. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА" ...

Урок в 8 классе по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»

Технологическая карта по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»...

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Конспект урока в 7я классе по теме " Внешнее строение листа"

Тип урока: Урок-практикум, объяснение нового материала.Применяемые  технологии  обучения: развивающие и информационно-коммуникационныетехнологииЦель урока: познакомить учащихся с разно...

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...