Применение интерактивных технологий на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре (10, 11 класс)

Елисеева Лариса Ивановна

Применение интерактивных технологий на уроках математики

Учитель: Елисеева Лариса Ивановна

Организация: МКОУ «Открытая школа»

Населенный пункт: г. Гагарин, Смоленская область

АННОТАЦИЯ

В данной работе раскрыта сущность понятия «интерактивные технологии». Определены виды интерактивных технологий. Рассмотрены наиболее эффективные интерактивные технологии, применяемые на уроках математики. Доказана эффективность использования интерактивных технологий.

Ключевые слова: интерактивные технологии, обучение, образовательный процесс, урок математики, интерактивный урок.

 

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. В современное время особо актуальной является проблема низкого уровня знаний школьников. На его понижение влияет множество факторов, главным из который является информационный прогресс и сеть Интернет. Все больше учащихся становятся зависимыми от компьютерных и телефонных игр, социальных сетей и учеба становится для них не интересна. Все дело в том, что традиционные уроки по предметам не вызывают интерес и мотивацию у школьников: им скучно слушать классические лекции учителя и заучивать важную информацию. Данная проблема активно проявляется в обучении математике. Математика – сложный предмет, в котором дети имеют дело с расчетами, формулами, теоремами. В основном уроки математики проходят в традиционной форме: учитель объясняет у доски новую тему, дети записывают конспект, затем закрепляют знания при решении практических задач у доски, впоследствии пишут самостоятельные и контрольные работы. Такая подача материала показывает свою неэффективность – дети не учат и не запоминают информацию, не могут применить ее на практике. Причина этого – отсутствие мотивации к изучению математики и интереса к ней как к предмету. Решить данную проблему позволяет использование на уроках математики интерактивных технологий.

Цель работы: определить эффективность использования интерактивных технологий на уроках математики.

Задачи:

1. Определить сущность понятия «интерактивные технологии.

2. Рассмотреть виды интерактивных технологий.

3. Применить выбранные интерактивные технологии на уроке.

4. Определить эффективность использования интерактивных технологий на уроках математики.

5. Обобщить результаты исследования.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной и учебно–методической литературы по теме исследования).

Анализ исследований.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов исследования для выступления на семинарах, научных конференциях, использования материалов статьи педагогами общеобразовательных учреждений.

Новизна исследования заключается в подборе наиболее оптимальных для уроков математики интерактивных технологий и определении эффективности выбранных технологий на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение интерактивных технологий на уроках математики

Учитель: Елисеева Лариса Ивановна

Организация: МКОУ «Открытая школа»

Населенный пункт: г. Гагарин, Смоленская область

АННОТАЦИЯ

В данной работе раскрыта сущность понятия «интерактивные технологии». Определены виды интерактивных технологий. Рассмотрены наиболее эффективные интерактивные технологии, применяемые на уроках математики. Доказана эффективность использования интерактивных технологий.

Ключевые слова: интерактивные технологии, обучение, образовательный процесс, урок математики, интерактивный урок.

 

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. В современное время особо актуальной является проблема низкого уровня знаний школьников. На его понижение влияет множество факторов, главным из который является информационный прогресс и сеть Интернет. Все больше учащихся становятся зависимыми от компьютерных и телефонных игр, социальных сетей и учеба становится для них не интересна. Все дело в том, что традиционные уроки по предметам не вызывают интерес и мотивацию у школьников: им скучно слушать классические лекции учителя и заучивать важную информацию. Данная проблема активно проявляется в обучении математике. Математика – сложный предмет, в котором дети имеют дело с расчетами, формулами, теоремами. В основном уроки математики проходят в традиционной форме: учитель объясняет у доски новую тему, дети записывают конспект, затем закрепляют знания при решении практических задач у доски, впоследствии пишут самостоятельные и контрольные работы. Такая подача материала показывает свою неэффективность – дети не учат и не запоминают информацию, не могут применить ее на практике. Причина этого – отсутствие мотивации к изучению математики и интереса к ней как к предмету. Решить данную проблему позволяет использование на уроках математики интерактивных технологий.

Цель работы: определить эффективность использования интерактивных технологий на уроках математики.

Задачи:

1. Определить сущность понятия «интерактивные технологии.

2. Рассмотреть виды интерактивных технологий.

3. Применить выбранные интерактивные технологии на уроке.

4. Определить эффективность использования интерактивных технологий на уроках математики.

5. Обобщить результаты исследования.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной и учебно–методической литературы по теме исследования).

Анализ исследований.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов исследования для выступления на семинарах, научных конференциях, использования материалов статьи педагогами общеобразовательных учреждений.

Новизна исследования заключается в подборе наиболее оптимальных для уроков математики интерактивных технологий и определении эффективности выбранных технологий на уроках математики.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Сущность понятия «интерактивные технологии». Виды интерактивных технологий

Интерактивное обучение – это такой вид обучения, при котором учащиеся активно участвуют в процессе обучения, чтобы усвоить максимальное количество информации и знаний. Преподаватели используют различные интерактивные методы, чтобы вовлечь учащихся в интерактивное обучение, и в основном это происходит через:

  • Взаимодействие между учителем и учащимся;
  • Взаимодействие между одноклассниками;
  • Использование аудио, визуальных элементов и видео;
  • Показ практических демонстраций и упражнений.

Учителя несут ответственность за то, чтобы побуждать учеников активно участвовать в занятиях, задействовать свой мозг и мотивировать себя на то, чтобы запоминать материал надолго. Таким образом, знания учеников будут улучшаться, а их интерес, сила воли, командный дух и свобода самовыражения будут развиваться.

Интерактивное обучение – это мощный инструмент для учителей, которые мотивируют своих учеников с энтузиазмом браться за задания, выполнять их лучше и добиваться положительных и желаемых результатов. Хороший учитель должен быть наблюдательным, отзывчивым, гибким и воодушевляющим. Он всегда должен быть непредвзятым, чтобы иметь возможность лучше и продуктивнее мотивировать своих учеников.

Одним из ключевых преимуществ интерактивного обучения является его способность адаптироваться к различным стилям обучения, что делает процесс обучения более инклюзивным и эффективным. Благодаря включению визуальных, аудиальных и кинестетических элементов интерактивное обучение гарантирует, что каждый ученик сможет воспринимать материал так, как ему нравится. Такой подход не только улучшает понимание, но и развивает чувство вовлеченности и сопричастности в классе.

Интерактивный метод обучения предполагает использование различных интерактивных стилей обучения на интерактивных занятиях в классе.

Рассмотрим виды интерактивных технологий (см. табл. 1.).

 Таблица 1. Виды интерактивных технологий

Интерактивные технологии обучения

Индивидуальные

Групповые

Тренировки

Практические задания

Дискуссионные

Игровые

Тренинг–методы

Наглядные

Обсуждения, дебаты, мозговой штурм, кейсы, дерево решений, ковер идей, карусель.

Деловые, сюжетно–ролевые, дидактические игры, интервью, репортаж, инсценировка

Различные тренинги и психотехнические игры

Презентации,

аудио, видео [2]

 

2.Выбор оптимальных для уроков математики интерактивных технологий

Наиболее эффективными интерактивными технологиями, применяемыми на уроках математики являются:

1. Дискуссионные методы (мозговой штурм, кейс–технология).

2. Наглядные методы (применение презентаций).

Рассмотрим подробнее вышеуказанные интерактивные формы работы на уроках математики.

Мозговой штурм – это метод, который предполагает организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения поставленных проблем. Активизирует мышление учащихся, формирует навыки поиска нестандартных способов решения задач.

Решение кейсов – интерактивная технология, состоящая в разборе и анализе реальных или выдуманных задач, состоящих в решении проблемных ситуаций реальной жизни. Развивает мышление и логику, поисковые способности, позволяет учащимся без помощи учителя находить пути решения тех или иных задач, самим формулировать тему урока и ставить перед собой цели и задачи.

Применение презентаций. Наглядно представленный материал привлекает внимание учащихся, вызывает интерес и способствует лучшему запоминанию, так как информация воспринимается аудиально и визуально [3].

3.Применение интерактивных технологий на уроке математики

Рассмотрим применение выбранных интерактивных технологий на уроке математики.

Тема урока: Решение тригонометрических уравнений.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, конструктивный, аналитический, контроль ПЭВМ.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • выделение наиболее общего существенного из изученных понятий;
  • самостоятельность в выполнении заданий;
  • осмысление изученного материала;
  • подготовка к ЕГЭ.

2. Развивающая:

  • развитие математической речи, умения правильно, последовательно и рационально излагать свои мысли;
  • развитие навыка правильной записи математического текста при помощи символов и обозначений;
  • развитие аналитического мышления;
  • развитие познавательной деятельности учащихся через умение анализировать, систематизировать и обобщать материал (с учётом личностно-ориентированных критериев, разноуровневого подхода);
  • развитие навыков само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки;
  • развитие умений правильно аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитательная:

  • воспитание культуры слушать своего одноклассника;
  • формирование аккуратности и внимания в письменной математической речи;
  • воспитание навыков коллективной деятельности.

Виды контроля: само- и взаимоконтроль, контроль учителя, компьютерное тестирование.

Оборудование урока: раздаточный материал, информационные средства обучения.

Структура урока.

1 этап. Проблемная постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача: обеспечение принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Метод: прогнозирование.

Форма роботы: фронтальная

Тема урока: “Решение тригонометрических уравнений”. На уроке мы обобщим и систематизируем знания по данной теме, осуществим контроль знаний, расширим знания по теме, рассмотрев метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений.

У Вас у каждого на столе находится раздаточный материал. Возьмите лист контроля и подпишите его. В этот лист контроля вы будете заносить баллы, которые вы заработаете в процессе контроля.

Лист контроля

Ф. И.  класс

 

Количество баллов

Карточка№1

За каждую верную букву (1 балл)

 

Карточка№2

1 задание (2 балла)

2 задание (3 балла)

 

Карточка№3

Тест

 

Итог: “5” (26-31балл)

“4” (22-25 балл)

“3” (17-21 балл)

“2” (меньше 17 баллов)

 

Оценка

 

2 этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Задача: Установление глубины и осознанности знаний, выявление пробелов и их коррекция.

Методы: репродуктивный, наглядно- иллюстративный (с применением ПЭВМ), творческий.

Формы работы: фронтальная с использованием ПЭВМ, самостоятельная творческая работа с последующей самопроверкой.

Приложение 1. Слайд№2 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Задание№1. Заполнить справочную таблицу, которую мы используем при решении тригонометрических уравнений.

https://urok.1sept.ru/articles/416897/img1.gif

Возьмите карточку №1 “Расшифруй”. Приложение 1. Слайд №3 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Выполните задание. Ответу каждого задания соответствует буква в таблице. Максимальное количество баллов, которое вы можете заработать это 8. Какое слово зашифровано?

Р

Т

И

Г

О

Н

https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image167.gifhttps://urok.1sept.ru/articles/416897/Image433.gif

1

https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image434.gif

https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image434.gif

https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image435.gif

https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image436.gif

Карточка№1. “Расшифруй”

1 вариант

2. вариант

1. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image437.gif

2. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image438.gif

3. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image439.gif

https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image440.gif.

5. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image441.gif

6. sin 2x = -1;

7. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image442.gif

8. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image443.gif

1. sin(arcsin1);

2. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image444.gif

3. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image445.gif

4. Sin x = 0;

5. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image446.gif

6. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image447.gif

7. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image448.gif

8. Sin 2x = -1;

Критерии оценки:

“5” - выполнено полностью и верно;

“4” - допущена одна ошибка;

“3” - допущено две ошибки;

“2” - допущено более двух ошибок;

Проверка.

Ответы:

1 задание: буква “Т”;

2 задание: буква “Р”;

3 задание: буква “И”;

4 задание: буква “Г”;

5 задание: буква “О”;

6 задание: буква “Н”;

7 задание: буква “О”;

8 задание: буква “Н”;

Ключевое слово “Тригонон”. Приложение 1. Слайд №4 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Оцените себя в соответствии с критериями оценки, которые указаны на карточке и оценку занесите в лист контроля.

Историческая справка. Приложение 1. Слайд №5 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Тригонон - греческое слово треугольник.

Слово “тригонометрия” (от греческих слов “тригонон” - треугольник и “метрео” - измеряю) означает “измерение треугольников”. Возникновение тригонометрии связано с развитием астрономии- науки о движении небесных тел, о строении и развитии Вселенной. Зачатки тригонометрии обнаружены в сохранившихся документах Древнего Вавилона, где астрономия достигла значительного развития. Вавилонские ученые составили одну из первых карт звездного неба. Они умели предсказывать лунные затмения.

3 этап. Повторение и анализ базовых знаний.

Задача: Обработка навыков применения теории к практике при выполнении упражнений, организация целостной системы знаний по данной теме.

Метод: репродуктивный, частично- поисковый, творческий.

Форма работы: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Вопрос 1: Какие основные методы при решении тригонометрических уравнений мы используем?

Возьмите карточку №2. Выполните задание.

Карточка№2

1 вариант.

1. Может ли значение выражения в=1- https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image449.gif быть равным 2? (2 балла).

2. Решите уравнение: https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image450.gif(3 балла).

2 вариант.

1. Может ли значение выражения в=1- https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image451.gif быть равным 2? (2 балла).

2. Решите уравнение: https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image450.gif(3 балла).

Ответы:

1 вариант. 1Да; 2. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image452.gif https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image453.gif

2 вариант. 1. Нет2. https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image454.gifhttps://urok.1sept.ru/articles/416897/Image455.gif

Закончили.

Взаимопроверка.

Обменялись тетрадями. Проверьте. Ответы для каждого варианта записаны на доске. Проставьте баллы. Подпишите фамилию проверяющего. Занесите количество баллов в лист контроля.

4 этап. Расширение знаний учащихся.

Задача: Расширить знания учащихся по теме “Решение тригонометрических уравнений”.

Метод: наглядно-иллюстративный (с применением ПЭВМ).

Форма работы: коллективная, индивидуальное сообщение.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним методом решения тригонометрических уравнений: методом вспомогательного аргумента. Возьмите карточку с теоретическим материалом “Метод вспомогательного аргумента”. К компьютеру приглашается заранее подготовленный ученик и комментирует (Приложение 1  слайд№ 6, 7) презентации “Решение тригонометрических уравнений”, который просматривает весь класс на экране телевизора, где подробно разбирается метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений и приводится пример. Карточку с теоретическим материалом учащиеся вкладывают в рабочую тетрадь.

5 этап. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

Задача: Провести итоговый контроль и выявить уровень обученности учащихся по теме “Решение тригонометрических уравнений”, подготовка учащихся к компьютерному тестированию.

Метод: конструктивный, частично-поисковый.

Форма работы: индивидуальная (компьютерный тест).

Форма контроля: ПЭВМ.

Половина класса проходит компьютерное тестирование, вторая половина решает тест в бумажном варианте. Максимальное количество баллов, которое ученик может набрать за тест, равно 18. В тесте есть оценочная таблица каждого задания (смотри приложение 2) к уроку “Тест решение тригонометрических уравнений”. Пока учащиеся выполняют тест, учитель проходит и собирает листы контроля, заносит набранное количество баллов за два предыдущих вида контроля в электронный журнал Количество баллов, полученное за компьютерное тестирование сразу, заносятся в электронный журнал.

6 этап. Подведение итогов урока.

Задача: Сделать анализ и дать оценку успешности работы учащихся на уроке.

Метод: словесный, наглядный, с использованием самооценки и взаимооценки; рефлексия.

Форма работы: аналитическая деятельность.

На данном этапе оценки совместно с учащимися подводится итог урока, выставляется окончательная оценка за урок тем учащимся, кто проходил компьютерное тестирование; всем остальным учащимся итоговая оценка сообщается на следующий урок.

7 этап. Инструктаж по домашнему заданию.

Карточка №4.

  1. Подготовить сообщение по теме “Метод универсальной подстановки”.
  2. Решить уравнение методом вспомогательного угла.

https://urok.1sept.ru/articles/416897/Image456.gif

Предлагается разноуровневое домашнее задание:

Уровень А: решить уравнение по образцу в тетради.

Уровень В: 1. Подготовить сообщение.

2. Решить уравнение.

Уровень С:

  1. Подготовить сообщение, разобрать не мене двух примеров.
  2. Решить уравнение.

ВЫВОДЫ

Таким образом, интерактивное обучение повышает успеваемость и помогает учащимся развивать самостоятельность. Оно также улучшает запоминание материала и способствует самостоятельному обучению. Интерактивное обучение способствует сотрудничеству в классе, потому что делает учеников активными участниками учебного процесса. Они учатся контролировать свой учебный процесс и хорошо работать в команде. Интерактивные технологии побуждают учащихся развивать навыки критического мышления и способности к синтезу информации. Интерактивные формы обучения на уроках математики помогают учащимся научиться синтезировать информацию, критически мыслить и развивать понимание материала урока, мотивируют к запоминанию. Благодаря этому учащиеся в интерактивной среде обучения остаются более вовлечёнными, чем их сверстники в более традиционных условиях. Это поддерживает их интерес, помогает лучше усваивать информацию, а также делает занятия более увлекательными.

Литература.

  1. “Алгебра и начала анализа”,учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Н. Колмогорова, Москва “Просвещение”,2024 г.
  2. “Алгебра и начала анализа” дидактические материалы для 10-11 классов, Шабунин М. И. и др. , Москва “Мнемонизма”, 2022 г.
  3. “Математика в таблицах и схемах”. Серия “Школа в клеточку”, Москва “Лист”, 2020г.
  4. “Информатика и образование” научно-методический журнал , №3 2020 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

Слайд 2

cos (x)=a | a | 1 sin (x)=a | a | 1 ctg x =a a-любое tg x =a a-любое число а = -1 а = 0 а= 1 вид уравнения общий вид решения частные решения

Слайд 3

Р Т И Н Г О 1 П 3

Слайд 4

ТРИГОНОН

Слайд 5

ТРИГОНОМЕТРИЯ ТРИГОНОН (треугольник) МЕТРЕО (измеряю)

Слайд 6

Разделим обе части уравнения на Введём вспомогательный угол по формулам: Простейшее тригонометрическое уравнение относительно МЕТОД ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АРГУМЕНТА

Слайд 7

ПРИМЕР 4 SIN X +3 COSX=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных технологий на уроках химии

Статья посвящена вопросам необходимого внедрения интерактивных технологий на уроках химии. Проанализированны некоторые продукты данных технологий, призванных обеспечить доступность, непрерывность и вы...

Применение интерактивных технологий на уроках ОБЖ

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделиров...

Применение интерактивной доски на уроках математики

проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися);показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму ге...

Применение интерактивных технологий на уроках математики.

Статья "Применение интерактивных технологий на уроках математики"...

Статья. Применение интерактивной доски на уроках математики.

Применение интерактивной доски на уроках математики...

Применение интерактивной технологии на уроках математики (цифровой образовательный ресурс ЯКласс).

На все сферы нашей жизни, на учителей и учеников оказывает влияние возникновение новых технологий, электронных систем обучения, принятие стандартов. Я применяю ЯКласс на всех этапах урока математики. ...

Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"

Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...