Урок алгебры в 8 классе.Тема: «Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения».
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Тема: «Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения».
Цели: ознакомить учащихся с приемом решения квадратного уравнения выделением квадрата двучлена, вывести общую формулу нахождения корней квадратного уравнения; формировать умение её использовать, проводить подготовку к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._50_diskriminant_kvadratnogo_uravneniya.docx | 137.11 КБ |
ur._50_diskriminant_kvadratnogo_uravneniya.pptx | 172.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 8 классе. Автор учебника Макарычев Ю.Н. Учитель Гончарова Е.Б.
Тема: «Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения».
Цели: ознакомить учащихся с приемом решения квадратного уравнения выделением квадрата двучлена, вывести общую формулу нахождения корней квадратного уравнения; формировать умение её использовать, проводить подготовку к ОГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка д/з.
III. Подготовка к ОГЭ.
IV. Устная работа.
1. Назовите коэффициенты квадратного уравнения:
а) 3х2 – 17х + 4 = 0; в) – х2 = 0;
б) 2х – х2 + 1 = 0; г) х2 + 2х = 0.
2. Найдите корни уравнения:
а) х2 = 1,21; в) х2 = - ;
б) х2 = ; г) х2 = 0,0049.
3. Разложите на множители:
а) х2 – 4х + 4; в) y2 + y + 1 ;
б) а2 + 6а + 9; г) 3х2 – 6х + 3.
V. Изучение нового материала.
Решите уравнение:
а) (х + 2)2 = 16; г) (2х – 7)2 = - ;
б) (х – 3)2 = ; д) (1 – 3х)2 = ;
в) (х + 1)2 = 4; е) (2х + 1)2 = 0.
Ознакомление с приёмом решения квадратного уравнения путём выделения квадрата двучлена следует начать с рассмотрения приведённого квадратного уравнения, левая часть которого представляется в виде полного квадрата двучлена:
х2 + 10х + 25 = 0;
х2 – 6х + 9 = 0;
х2 + х + = 0.
После этого появляется возможность подвести учащихся к мысли о том, что для решения квадратного уравнения нужно привести его к виду (х + k)2 = m, а сделать это можно путём выделения квадрата двучлена. Сперва рассматриваем приведённое квадратное уравнение, одновременно выделяя алгоритм решения квадратных уравнений данным приёмом.
х2 – 6х – 7 = 0.
1-й ш а г. Записываем второй коэффициент в виде произведения двойки и некоторого числа: b = 2п.
х2 – 6х – 7 = х2 – 2 · 3х – 7.
2-й ш а г. Число п представляет собой второе слагаемое в искомом квадрате двучлена: п = 3. Для того чтобы получить искомый квадрат двучлена (х – n)2 = х2 – 2 · х · п + n2, необходимо прибавить п2 и одновременно вычесть его:
х2 – 2 · 3х – 7 = х2 – 2 · 3х + 9 – 9 – 7.
3-й ш а г. Выделяем квадрат двучлена:
х2 – 6х – 7 = х2 – 2 · 3х + 9 – 16 = (х – 3)2 – 16.
4-й ш а г. Решаем полученное уравнение, равносильное исходному:
(х – 3)2 – 16 = 0;
(х – 3)2 = 16;
х – 3 = 4 или х – 3 = –4;
х = 7 или х = –1.
О т в е т: –1; 7.
Следующие упражнения представляют собой последовательность квадратных уравнений, решаемых приёмом выделения квадрата двучлена, от простых к более сложным.
1. Решить уравнение.
а) х2 + 12х + 36 = 0; (х + 6)2 = 0; х = –6. | б) х2 – х + = 0; = 0; х = . |
2. а) х2 – 8х + 15 = 0;
(х2 – 8х + 16) – 16 + 15 = 0;
(х – 4)2 – 1 = 0;
(х – 4)2 = 1;
х – 4 = –1 или х = 3 | х – 4 = 1; х = 5. |
О т в е т: 3; 5.
б) х2 – 5х – 6 = 0;
(х2 – 2 · 2,5х + 6,25) – 6,25 – 6 = 0;
(х – 2,5)2 – 12,25 = 0;
(х – 2,5)2 = 12,25;
х – 2,5 = 3,5 или х = 6 | х – 2,5 = –3,5; х = –1. |
О т в е т: –1; 6.
в) х2 – 6х + 14 = 0;
(х2 – 2 · 3х + 9) – 9 + 14 = 0;
(х – 3)2 + 5 = 0;
(х – 3)2 = –5.
Уравнение не имеет решений.
О т в е т: нет корней.
Для мотивации изучения общей формулы корней квадратного уравнения достаточно обратить внимание учащихся на д в а м о м е н т а:
1) решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям;
2) каждый раз, решая квадратное уравнение данным приёмом, мы повторяем одни и те же шаги (алгоритм).
Указанные пункты позволяют предположить, что можно провести рассуждения о решении квадратного уравнения приёмом выделения квадрата двучлена для уравнения общего вида.
Для наглядности и осознанности восприятия можно процесс вывода формулы корней квадратного уравнения разбить на несколько шагов, записывая при этом на доске параллельно решение конкретного уравнения и уравнения общего вида.
2х2 + 3х + 1 = 0 | ах2 + bx + c = 0, a ≠ 0 |
Ш а г 1. Преобразуем уравнение в приведённое | |
х2 + = 0 | х2 + = 0 |
Ш а г 2. Представим второе слагаемое в виде удвоенного произведения, | |
Ш а г 3. Прибавим к левой части уравнения выражение и вычтем его: | |
Ш а г 4. Выделим квадрат двучлена: | |
Ш а г 5. Решим полученное уравнение: | |
Замечаем, что в левой части уравнения находится квадрат выражения (двучлена). Количество корней уравнения зависит от знака правой части уравнения. Более того, 4а2 > 0 для любого а ≠ 0, значит, для решения важен только знак выражения b2 – 4ac. Так появляется понятие дискриминанта D = b2 – 4ac («дискриминант» в переводе с латинского – различитель).
После рассмотрения вопроса о количестве корней квадратного уравнения и вывода их общей формулы полезно записать памятку:
Решение квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0, a ≠ 0; D = b2 – 4ac. Если D < 0, то уравнение не имеет корней. Если D = 0, то x = . Если D > 0, то x = . |
VI. Итог урока, рефлексия.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какое уравнение называется квадратным?
– Какое квадратное уравнение называется приведённым?
– Как преобразовать неприведённое квадратное уравнение в приведённое?
– В чём заключается приём решения квадратных уравнений путём выделения квадрата двучлена?
– Любое ли квадратное уравнение может быть решено указанным приёмом?
Домашнее задание.
№1. Решить методом выделения квадрата двучлена:
1) 5х2 + 3х – 8 = 0;
2) х2 – 8х – 9 = 0.
№ 534 (б, г, д).
№ 653 (а).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений"
Урок закрепления с применением информационных технологий и системно деятельностного подхода....
Математический диктант к уроку "Формулы корней квадратных уравнений"
Данная презентация позволяет сократить время на проверке изученного материала....
Открытый урок по математке в 8 классе по теме "Формула корней квадратного уравнения"
Урок изучения новой темы....
Конспект урока и презентация для 8 класса по теме: "Формулы корней квадратных уравнений"
Урок алгебры. Тема: «Формулы корней квадратных уравнений». Урок «открытия» детьми нового знания. Цели урока: Деятельностные: формирование способности к построению нового метода решения ква...
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.
Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...
Формулы корней квадратных уравнений. Открытый урок по алгебре 8 класс
Урок изучения формулы корней квадратного уравнения....
8 класс.Конспект урока алгебры по теме "Формулы корней квадратного уравнения"
конспект урока "Формулы корней квадратного уравнения"...