Формулы корней квадратных уравнений. Открытый урок по алгебре 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Урок изучения формулы корней квадратного уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_a.rar | 599.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Макрова Н.А.
Класс: 8 «А»
Учебник: Мордкович А.Г.
Тема: Формулы корней квадратных уравнений
Цель:
Образовательная:
вывод и обоснование формулы корней квадратных уравнений и отработка умений применения формулы при решении простейших квадратных уравнений.
Воспитательная:
воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Развивающая:
развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Подвести учащихся к самостоятельному выводу формулы корней квадратного уравнения на основе имеющихся данных.
- Использовать простые логические рассуждения для возможной постановки более сложных заданий и их решения.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- Тесты на усвоение новых понятий и терминов и нахождения корней уравнений разного вида.
- Таблица “Алгоритм решения квадратных уравнений с помощью формулы”
ХОД УРОКА:
- Орг момент
- Проверка д/з №24.22(в), х0=8, у0=0, ответ: х=8
24.33(в) 49+7р-35=0, 7р=14, р=2. Ответ: х=7.
- Устная работа
А) Найди лишнее:
1). 2х2+7х-3=0; 5х-7=0; -х2-5х-1=0. | 2). 2/х2+3х+4=0; 7х2+5х=0; 4х2-3х-1=0. |
Почему?
Во время устного счёта учащиеся называют коэффициенты уравнений. Какие уравнения называются квадратными?
Б) Составьте квадратные уравнения, если известны их коэффициенты:
а=3, b=8, c=2;
В) Не решая уравнения, найдите корни, если они имеются
- (х-3) (х+8) = 0
- х2 – 5х = 0
что значит решить уравнение?
4.Изучение новой темы
Вы с начальных классов уже умеете решать уравнения различных видов. А сейчас давайте узнаем, благодаря кому они появились.
Историческая справка:
Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне. Задачи на квадратные уравнения встречались уже в 499 г. в Древней Индии. Часто они были в стихотворной форме. Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в “Книге абака”,написанной в 1202 году итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. И лишь в XVII веке, благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид. И только в XVI веке французский юрист, тайный советник короля Франции и математик Франсуа Виет впервые вводит в обращение буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для данных, то есть коэффициентов уравнения. Тем самым заложил основы буквенной алгебры.
На каких предметах вы используете слово «Корень»? (русский язык – корень слова, биология – корень дерева)
Какие высказывания вы знаете? ("Зри в корень", "Корень зла", "Корень учения горек, да плод его сладок")
Сегодня на уроке мы будем говорить о корнях квадратного уравнения
Задача 1. Одна сторона прямоугольника больше другой на 2 см., а площадь равна . Найти стороны прямоугольника.
Решение: х см- ширина; (х+2)см-длина; х(х+2)=15; +2х=15. Как мы можем решить данное уравнение? (графическим методом). Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним методом решения квадратных уравнений – аналитическим.
Учащиеся останавливаются на данном шаге. Не могут решить уравнение.
В связи с этим, какая задача возникает перед нами? (Найти способ решения данных уравнений и выяснить, что это за уравнение)
Как мы будем его решать?
- А какие квадратные уравнения вы знаете? (Приведенные и неприведенные, полные и неполные).Что значит решить уравнение? (Найти корни его или выяснить их отсутствие).
- Что такое корень квадратного уравнения? (Это значение переменной, при котором квадратный трехчлен равен нулю.)
С помощью выделения полного квадрата мы решим квадратное уравнение в общем виде ах2 + вх + с = 0.
а(x2 + b/a *x + c/a ) = 0
a(( x2 + 2x*b/2a + (b/2a)2) – (b/2a)2 + c/a) = 0
a((x + b/2a)2 – b2/4a2 + c/a) =0
a((x + b/2a)2 – (b2 – 4ac)/4a2) = 0
a(x + b/2a)2 – (b2 – 4ac)/ 4a = 0
а(x + b/2a)2 = (b2 – 4ac)/4a; b2 – 4ac = D Выполняя задание, вы, конечно, обратили внимание на то, что “различителем” числа корней квадратного уравнения является выражение b2- 4ас.
Ему дано специальное имя – дискриминант (от discriminantis – по латыни “различающий”, “разделяющий”). Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней.
Дискриминант обозначается буквой D:
D= b2- 4ас
А в толковом математическом словаре (дети смотрят сами) дискриминант квадратного трёхчлена – величина, определяющая характер его корней.
Что общего между понятием “светофор” и “дискриминант”?
а(x + b/2a)2 = D/4a; (x + b/2a)2 = D/4a2;
Вопросы классу:
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
2) Как вы думаете, количество корней квадратного уравнения определяется:
- одним коэффициентом;
- двумя коэффициентами;
- тремя коэффициентами;
- некоторым выражением, составленным из коэффициентов?
3) Как вы думаете, как определить число корней уравнения?
Выясняем, что если
D = 0, то один корень х + b/2а = 0.
х = - b/2а.
Возвращаясь к домашнему заданию, выясняем, что по такой же формуле находится вершина параболы.
D<0 нет корней
D>0 два корня, находим их.
х = (- b ± D)/2а;
Дополним таблицу 1.( D=0, D>0, D<0)
Вывод – таблица 1. (заполняют сам-но)
Число корней | ах2 + bх + с = 0, а | |
Графически | Аналитически | |
Один | ||
Два | ||
Не имеет корней |
А теперь, ребята, помогите составить ещё один алгоритм решения квадратного уравнения
5 Закрепление.
1)Сколько корней имеет уравнение. (сильные учащиеся)
- 3х2-8х+5=0, (Катя) Д=4>0, 2 корня
2. 36х2-12х+1=0 (Илья) Д=0, 1 корень
3. 3х2-3х+4=0 (Оксана), Д=-39<0, нет корней
4. Х2+6х+9=0 (Аюша), Д=0, х=-3
2) Вернемся к нашей к нашей задаче. (Настя) Х2+2х-15=0, Д=64, х1=-5 (неуд усл), х2=3
Ответ: 3 см, 5 см.
3) 25.2(б)
VI. тест
Тест
Фамилия, имя _______________________________
1 вариант
- Какое уравнение является квадратным?
а) 7x+11=0; б)5/х+1=0 в)√х+2=0 г) 2х2+5х+2=0.
2. Уравнение 2х2+х-12=0 является:
а)полным; б) неполным; в) приведенным; г) линейным
3. Уравнение х2+х-12=0 является:
а) неполным; б)приведенным в) не приведенным; г) линейным
4. Коэффициентами уравнения х2+х-12=0 являются:
а)1; 1; -12 б)1; 1; 12; в) -1; -1; 12: г)-1; -1; -12
5. Сколько корней имеет квадратное уравнение х2+х-12=0
а)один; б) два; в) три; г) нет корней
Тест
Фамилия, имя _______________________________
- вариант
1. Какое уравнение является квадратным?
а) 7/x-3=0; б)5х-10=0 в)√х-7=0 г) 5х2+7х+2=0.
2. Уравнение 3х2-х-20=0 является:
а)полным; б) неполным; в) приведенным; г) линейным
3. Уравнение х2-х-20=0 является:
а) неполным; б)приведенным в) не приведенным; г) линейным
4. Коэффициентами уравнения х2-х-20=0 являются
а)1; 1; -20; б)1; -1; -20; в) -1; 1; 20: г)-1; -1; -20
5. Сколько корней имеет квадратное уравнение х2-х-20=0
а) нет корней; б) один; в) три; г) два.
VII. Д.з. п.25
- Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскары:
“Обезьянок резвых стая
Вcласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая,
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
2) №25.1(в), 25.4 (в), 25.5 (в)
Итог урока. Выставить оценки
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
Задание 1. Сколько корней имеет уравнение.
3х2-8х+5=0,
Задание 2. Сколько корней имеет уравнение
36х2-12х+1=0
Задание 3. Сколько корней имеет уравнение
3х2-3х+4=0
Задание 4. Решите уравнение
х2+6х+9=0
Домашнее задание
1) Обезьянок резвых стая
Вcласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая,
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
2) №25.1(в), 25.4 (в), 25.5 (в)
Домашнее задание
1) Обезьянок резвых стая
Вcласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая,
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
2) №25.1(в), 25.4 (в), 25.5 (в)
Домашнее задание
1) Обезьянок резвых стая
Вcласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая,
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
2) №25.1(в), 25.4 (в), 25.5 (в)
Домашнее задание
1) Обезьянок резвых стая
Вcласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая,
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
2) №25.1(в), 25.4 (в), 25.5 (в)
Домашнее задание
1) Обезьянок резвых стая
Вcласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая,
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
2) №25.1(в), 25.4 (в), 25.5 (в)
Домашнее задание
1) Обезьянок резвых стая
Вcласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая,
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
2) №25.1(в), 25.4 (в), 25.5 (в)
Тест
Фамилия, имя _______________________________
1 вариант
- Какое уравнение является квадратным?
а) 7x+11=0; б)5/х+1=0 в)√х+2=0 г) 2х2+5х+2=0.
2. Уравнение 2х2+х-12=0 является:
а)полным; б) неполным; в) приведенным; г) линейным
3. Уравнение х2+х-12=0 является:
а) неполным; б)приведенным в) не приведенным; г) линейным
4. Коэффициентами уравнения х2+х-12=0 являются:
а)1; 1; -12 б)1; 1; 12; в) -1; -1; 12: г)-1; -1; -12
5. Сколько корней имеет квадратное уравнение х2+х-12=0
а)один; б) два; в) три; г) нет корней
Тест
Фамилия, имя _______________________________
- вариант
1. Какое уравнение является квадратным?
а) 7/x-3=0; б)5х-10=0 в)√х-7=0 г) 5х2+7х+2=0.
2. Уравнение 3х2-х-20=0 является:
а)полным; б) неполным; в) приведенным; г) линейным
3. Уравнение х2-х-20=0 является:
а) неполным; б)приведенным в) не приведенным; г) линейным
4. Коэффициентами уравнения х2-х-20=0 являются
а)1; 1; -20; б)1; -1; -20; в) -1; 1; 20: г)-1; -1; -20
5. Сколько корней имеет квадратное уравнение х2-х-20=0
а) нет корней; б) один; в) три; г) два.
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
Рефлексия.
Умеете ли вы: 0-нет, 1-затрудняюсь, 2- умею
коэффициенты квадратного уравнения | |
дискриминант | |
корни квадратного уравнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математке в 8 классе по теме "Формула корней квадратного уравнения"
Урок изучения новой темы....
Урок алгебры в 8 классе "Формула корней квадратного уравнения"
Урок изучения нового материала....
Урок алгебры в 8 "Б" классе "Формулы корней квадратных уравнений"
Урок разработан с помощью 5 уровней возрастающей сложности: от простого воспроизведения фактов на нижнем уровне до оценки на высшем. Урок традиционно разбит на три фазы: стадия вызова, стадия осмыслен...
8 класс.Конспект урока алгебры по теме "Формулы корней квадратного уравнения"
конспект урока "Формулы корней квадратного уравнения"...
Урок алгебры для 8 класса по учебнику С.А. Теляковского по теме "Формула корней квадратного уравнения"
Урок алгебры в 8 классе по теме «Квадратное уравнение и его корни».Во время урока учащиеся сформулировали определение квадратного уравнения; рассмотрели...
Презентация к уроку к алгебры в 8 классе "Еще одна формула корней квадратного уравнения"
Презентация к уроку....