Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Данный конспект урока разработан для изучения алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Разработка может применяться при изучении курса алгебры и математического анализа для студентов 3 курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u31-32_naibolshee_i_naimenshee_znacheniya_funktsii_na_otrezke.docx | 550.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Архангельской области
«Техникум судостроения и машиностроения»
Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке
Конспект урока
Автор-составитель –
Звягина Светлана Павловна, преподаватель математики
ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения»
Северодвинск
2024
Данный конспект урока разработан для изучения алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Разработка может применяться при изучении курса алгебры и математического анализа для студентов 3 курса.
Урок 31-32
Тема урока: «Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке»
Цель урока: познакомить студентов с понятием наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке; ввести алгоритм для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке; применять теоретический материал при решении задач.
Задачи урока:
- образовательная задача: познакомить с алгоритмом нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке; закрепление полученных знаний в процессе решения задач.
- воспитательная задача: повышать интерес к изучению математики; уважение к друг другу, к труду, развитие математического мышления, воспитание математической культуры.
- развивающая задача: создать условия для развития логического мышления, памяти, познавательного интереса учащихся; умения анализировать, способности делать выводы, умения самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умения общаться.
Оборудование урока:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Раздаточный материал.
Методы обучения: репродуктивный метод; эвристическая беседа, частично поисковые методы.
Форма работы: Фронтальная, индивидуальная.
Применение образовательных технологий:
информационно-коммуникационные: использование интернет - ресурсов для подготовки к уроку; использование презентации с целью сделать общение со студентами интересным, увлекательным, эмоциональным, позволяющим увеличить темп урока, активизировать внимание студентов, повысить интерес к предмету;
здоровьесберегающие: создание благоприятного психологического климата в группе; соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока – чередование видов учебной деятельности, плотности проведения урока.
Структура урока:
1. Организационный этап, сообщение темы урока
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний
4. Объяснение нового материала
5. Закрепление нового материала
6. Домашнее задание
7. Подведение итогов урока
Ход урока.
- Организационный этап.
Тема нашего урока “Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке”. Сегодня мы с вами научимся находить эти значения с помощью производной.
Сегодня каждый из вас получит оценку за работу на уроке: вы будете получать баллы за выполненные задания, а в конце урока переведёте баллы в оценку.
Эпиграфом к уроку я взяла слова математика 20 века Джорджа Пойа
(13 декабря 1887 - 7 сентября 1985) (Окончил Будапештский университет (1912), в 1914-40 работал в Высшей технической школе в Цюрихе (с 1928 профессор). В 1940 переехал в США. Основные труды по теории чисел, функциональному анализу, математической статистике)
Трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи.
С практической точки зрения наибольший интерес представляет использование производной для нахождения именно наибольшего и наименьшего значений функции. Это связано с тем, что в повседневной жизни приходится сталкиваться с тем, что надо определить наименьшие затраты на производство, наибольшую прибыль при сбыте продукции, определить оптимальную загрузку оборудования. И исходя из большой практической значимости, задание на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке включены в экзамен по математике.
2. Проверка домашнего задания.
а) На слайде изображены два графика функций y=f(x). Сейчас я зачитаю 11 утверждений, если вы согласны со мной, то в табличке пишите «да», если не согласны – «нет».
- x1 – критическая точка
- x1 – точка экстремума
- x1 – точка максимума
- x2 – критическая точка
- x2 – точка экстремума
- x2 – точка минимума
- x3 – критическая точка
- x3 – точка экстремума
- x3 – точка минимума
- Всякая критическая точка является точкой экстремума.
- Всякая точка экстремума является критической точкой.
б) Найдите экстремумы функций.
D = 16 -1; 3
Ответ: xmax = -1; xmin = 3
3. Актуализация опорных знаний.
а) Фронтальная работа
Сначала давайте вспомним основные понятия, которые мы с вами изучили на прошлом уроке.
- Какие точки называются критическими точками функции? (Точки, в которых производная функции равна 0 или не существует, называются критическими точками)
- Перед вами график функции, назовите точку максимума и точку минимума. Объясните ваш ответ.
(х1 – точка максимума, потому что функция принимает наибольшее значение из окрестности этой точки, а х2 – точка минимума, потому что функция принимает наименьшее значение из окрестности этой точки)
2) Как по-другому называются точки максимума и минимума? (точками экстремума)
3)Сформулируйте достаточное условие существования экстремума (В точке максимума производная меняет знак с «+» на «-», а в точке минимума с «-» на «+».)
4. Объяснение нового материала:
1. Давайте рассмотрим графики функции (рисунки на слайде)
Используя график функции, найдите x, при которых функция принимает наибольшее и наименьшее значения, найдите экстремумы функций.
Обратите внимание, что функция может принимать наибльшее и наименьшее значения, как на концах отрезка, так и в критических точках.
- Ответьте на вопрос для следующего графика функции (рисункок на слайде)
Найти х при которых max y на [a; b] ; max y на [c; b]
Для разных отрезков мы получили разные наибльшие значения!
3. Давайте составим алгоритм нахождеения наибльшего и наименьшего значений функции на отрезке.
Алгоритм нахождения наибольшего(наименьшего)
значения функции на отрезке[a;b]
1. Найти значения функции на концах отрезка, т.е. f(a) и f(b).
2. Найти критические точки.
3. Выяснить, принадлежат ли полученные критические точки данному отрезку.
4. Найти значения функции в тех критических точках, которые принадлежат интервалу (a;b).
5. Из найденных значений выбрать наибольшее и наименьшее.
4. Выполним задание.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции
на отрезке [-2 ; 0].
- Найдём значения функции на концах отрезка: y(-2) = -1 y(0) = 1
- Найдём производную и критические точки
D = 9
Найдём значение функции в критической точке.
- Выберем наибольшее и наименьшее значение, запишем ответ.
Ответ:
5. Закрепление изученного материала.
В рабочей тетради выполнить задания из карточки. Затем проверим результаты выполнения с помощью контрольного листа.
Найдите наибольшее и наименьшее значения функций на отрезке:
1 | 5 | ||
2 | 6 | ||
3 | 7 | ||
4 |
f(2) = 13 f(5) = 16 y′(x) = 8 – 2x 8 – 2x = 0 x = 4 f(4) = 17
Ответ:
f(1) = - 8 f(4) = 1 y′(x) = 6x – 12 6x – 12 = 0 x = 2 f(2) = - 11
Ответ:
f(-6) = 17 f(-3) = 20 y′(x) = - 8 – 2x - 8 – 2x = 0 x = - 4 f(-4) = 21
Ответ:
f(4) = 33 f(5) = 116 y′(x) = 6x2 – 6x – 12 x2 – x – 2 = 0 D = 9
x1,2 = 2; - 1 2; - 1∉ [ 4 ; 5]
Ответ:
f(- 1) = 12 f(2) = 3 y′(x) = 6x2 + 6x – 12 x2 + x – 2 = 0 D = 9
x1,2 = 1; - 2 - 2 ∉ [ - 1 ; 2] f(1) = -8
Ответ:
f(- 2) = -2 f(1) = 7 y′(x) = 6x2 + 6x x2 + x = 0 x1,2 = 0; -1
f(0) = 2 f(-1) = 3
Ответ:
f(- 1) = -14 f(4) = -19 y′(x) = 6x2 - 18x x2 - 3x = 0 x1,2 = 0; 3
f(0) = -3 f(3) = -30
Ответ:
Проверка результатов, подсчёт баллов, выставление оценок.
6. Домашнее задание: §52 (учебник), алгоритм знать.
7. Подведение итогов урока. Рефлексивно-оценочный этап.
Какова была цель урока? Выполнили ли мы её? Как мы её достигли?
8. Литература.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 384 с.
- Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. /Г. В. Дорофеев, Г. К. Муравин, Е. А. Седова. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 160 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"
Конспект урока и презентация к нему...
Самостоятельная работа по алгебра для 11-го класса по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Самостоятельная работа составлена в шести вариантах одинаковой сложности по материалам для экзаменов, 2-е и 3-е задание из материалов Открытого банка заданий ЕГЭ по математике....
Разработка урока по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке».
Урок изучения нового материала по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"...
Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.
Данный материал предназначен для учеников 10-11 классов. Он поможет при подготовке к ЕГЭ по теме "Задание №12. Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке."...
Контрольная работа по алгебре 11 класс "Предел и непрерывность функции", Наибольшее и наименьшее значение функции", "Координаты вектора, векторы в пространстве"
Контрольная работа по алгебре 11 класс "Предел и непрерывность функции"Контрольная работа по алгебре 11 класс "Наибольшее и наименьшее значение функции"Контрольная работа по геомет...
Методическая разработка урока по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Методическая разработка урока. Подготовка к ЕГЭ....
Производная, точки экстремумов, нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
Задания направлены для контроля знаний по данной теме и совершенствования текущих умений....