Рабочая программа к учебнику Алгебра 8 класс Теляковский (базовый уровень) 2024
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
На изучение алгебры в 8 классе отводится 4 часа в неделю. Рабочая программа представлена из расчёта 34 учебных недель (136 ч в год) и сделана в соответствии с учебниками «Алгебра 8 класс», под редакцией С. А. Теляковского, М.: Просвещение, 2021., Теория вероятностей и статистика, 7-9 классы, учебное пособие, Высоцкий И. Р., Ященко И. В., Просвещение 2023. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_k_uchebniku_algebra_8_klass_telyakovskiy_bazovyy_uroven_2024.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и обсуждена на заседании ШМО учителей математики и физики Протокол № 1 «30» августа 2024 г Председатель ШМО _________/Курбатов А.Н./ | Утверждена на заседании педсовета Протокол № 1 « 30» августа 2024 г Председатель педсовета _________/Скорнякова С.В./ | Введена в действие Приказ № 56 от« 30» августа 2024 г Директор Бобравской СОШ _______/Севрюкова Н.Н./ |
Рабочая программа
учебного предмета
«Алгебра»
для 8 класса основного общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель: Курбатов Алексей Николаевич
учитель математики, информатики, астрономии
с. Бобрава 2024
Рабочая программа
к учебнику «Алгебра 8. Ю.Н. Макарычев, и др., под редакцией С.А. Теляковского» (базовый уровень), 4 часа в неделю
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
На изучение алгебры в 8 классе отводится 4 часа в неделю. Рабочая программа представлена из расчёта 34 учебных недель (136 ч в год) и сделана в соответствии с учебниками «Алгебра 8 класс», под редакцией С. А. Теляковского, М.: Просвещение, 2021., Теория вероятностей и статистика, 7-9 классы, учебное пособие, Высоцкий И. Р., Ященко И. В., Просвещение 2023. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
∙ ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
∙ готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
∙ готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
∙ готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
∙ принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
∙ неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
∙ российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
∙ уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
∙ формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
∙ воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
∙ гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
∙ признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
∙ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
∙ интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
∙ готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
∙ приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
∙ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
∙ принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
∙ способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
∙ формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
∙ развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
∙ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
∙ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
∙ экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
∙ эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
∙ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
∙ положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
∙ уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
∙ осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
∙ готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
∙ потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
∙ готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
∙ физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора, оснований и критериев, установления родовидовых связей.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы
Умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
Умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Умение подробно пересказывать небольшие тексты.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
Умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности).
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
1) Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую технологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятный характер;
3) Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) Умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) Умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) Овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Предметные результаты по итогам изучения каждой главы учебника
Тема | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
При изучении темы«Рациональные дроби» | • осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; • выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень; • выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения; • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений; оперировать понятием степень с целым отрицательным показателем; • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби; • решать простейшие рациональные уравнения; • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; • устанавливать, при каких значениях переменной алгебраическая дробь не имеет смысла и равна 0. | • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; • выбирать рациональный способ решения; • давать определения алгебраическим понятиям; • работать с заданными алгоритмами; • работать с текстами научного стиля, составлять конспект; • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; |
При изучении темы «Квадратные корни» | оперировать на базовом уровне понятиями арифметический квадратный корень; • извлекать квадратный корень из неотрицательного числа; оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа • строить график функции у=√х, описывать её свойства; • применять свойства квадратных корней при нахождении значения выражений; • решать квадратные уравнения, корнями которых являются иррациональные числа; • решать простейшие иррациональные уравнения; • выполнять упрощения выражений, содержащих квадратный корень с применением изученных свойств; • вычислять значения квадратных корней, не используя таблицу квадратов чисел • выполнять преобразования, содержащие операцию извлечения квадратного корня; • освобождаться от иррациональности в знаменателе; • раскладывать выражения на множители способом группировки, используя определение и свойства квадратного корня, формулы квадратов суммы и разности; • оценивать неизвлекаемые корни, находить их приближенные значения; • выполняют преобразования иррациональных выражений: сокращать дроби, раскладывая выражения на множители. | • свободно работать с текстами научного стиля; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации, формулировать выводы; • участвовать в диалоге, аргументированно отстаивать свою точку зрения; • понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; • осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике. |
При изучении темы «Квадратные уравнения» | оперировать понятиями: неполные квадратные уравнения, квадратные уравнения • решать неполные квадратные уравнения; • решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; • решать задачи с помощью квадратных уравнений; решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними; осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов; • формулировать и применять теорему Виета и обратную ей теорему; • решать дробно - рациональные и рациональные уравнения; • решать задачи с помощью рациональных уравнений, выделяя три этапа математического моделирования. | решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена; • решать квадратные уравнения с параметрами и проводить исследование всех корней квадратного уравнения; • выполнять равносильные переходы при решении иррациональных уравнений разной степени трудности; • воспроизводить теорию с заданной степенью свернутости; • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих параметр; • составлять план и последовательность действий в связи прогнозируемым результатом; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнер |
При изучении темы «Неравенства» | • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства; проверять справедливость числовых равенств и неравенств изображать решения неравенств на числовой прямой; решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным; • применять свойства числовых неравенств; • исследовать различные функции на монотонность; • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств; • применять аппарат неравенств для решения задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • понимать смысл записи числа в стандартном виде; • оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа». | • разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики; • применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты (параметры); • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности; • аргументированно отвечать на поставленные вопросы; • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. |
При изучении темы «Элементы статистики и теории вероятностей» | использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; - находить относительную частоту и вероятность случайного события; - решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций распознавать рациональные и иррациональные числа; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков; читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика; определять основные статистические характеристики числовых наборов; оценивать вероятность события в простейших случаях; иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать количество возможных вариантов методом перебора; иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий; сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления; оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях. | возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы; решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение; Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных; оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля; применять правило произведения при решении комбинаторных задач; В повседневной жизни и при изучении других предметов: • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений; • определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи; • оценивать вероятность реальных событий и явлений. |
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
1. Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =.
2. Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
3. Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где, а 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие, как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда, а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем.
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
.
6. Элементы статистики и теории вероятностей
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
7. Повторение
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Основная форма организации учебного занятия: урок
Основные типы учебных занятий:
- Урок получения нового знания (виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта)
- Урок закрепления новых знаний (виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, деловая игра, конкурс, КВН, викторина)
- Урок обобщения и систематизации (виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины)
- Урок проверки и оценки знаний (виды: зачеты, тесты, фронтальный опрос, контрольные работы)
- Комбинированный урок.
Основным типом урока является комбинированный.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по алгебре в 8 классе
(4 ч в неделю, всего136 ч; учебники: 1. Теляковский – 8 кл, 2. Теория вероятностей и статистика, 7-9 классы, Высоцкий И. Р. ).
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ | 23 | ||||||
1 | Рациональные выражения | 1 | п.1, №2, №4 | ||||
2 | Рациональные выражения | 1 | п.1, №8а), №10 | ||||
3 | Рациональные выражения | 1 | п.1, №15а)б)в), №17а)в) | ||||
4 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 1 | п.2, №24, №31 | ||||
5 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 1 | п.2, №32а), №33 | ||||
6 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 1 | п.2, №38,№42,№49 | ||||
7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | п.3, №55, №59 | ||||
8 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | п.3, №61 | ||||
9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | п.4, №74, №79 | ||||
10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | п.4, 81, №85, №87а) | ||||
11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | Подготовка к контрольной работе | ||||
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
12 | Контрольная работа №1 «Рациональные дроби и их свойства. Сумма и разность дробей» | 1 | |||||
13 | Анализ контрольной работы. Умножение дробей. | 1 | п.5, №109, №110 | ||||
14 | Возведение дроби в степень. | 1 | п.5, №115, №121 | ||||
15 | Упражнения на умножение дробей | 1 | п.5, №122, №125 | ||||
16 | Деление дробей | 1 | п.6, №134, №136 | ||||
17 | Деление дробей | 1 | п.6, №139, №141а), №142а) | ||||
18 | Преобразование рациональных выражений | 1 | п.7, №149, №150 | ||||
19 | Преобразование рациональных выражений | 1 | п.7, №152, №155 | ||||
20 | Преобразование рациональных выражений | 1 | п.7, №161а),№165 | ||||
21 | Функция y= k/x и её график | 1 | п.8, №179, №184 | ||||
22 | Функция y= k/x и её график | 1 | п.8, подготовка к контрольной работе | ||||
23 | Контрольная работа №2 «Произведение и частное дробей» | 1 | |||||
КВАДРАТНЫЕ КОРНИ | 18 | ||||||
24 | Анализ контрольной работы. Рациональные числа | 1 | п.10, №267а)-г), №269 | ||||
25 | Иррациональные числа Действительные числа | 1 | п.11, №282, №285 | ||||
26 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 1 | п.12, №301, №303 | ||||
27 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 1 | п.12, №306а)б), №311, №314а) | ||||
28 | Уравнение х² = α | 1 | п.13, №322, №330 | ||||
29 | Нахождение приближённого значения квадратного корня | 1 | п.14, №336а)в)д)ж), №337 | ||||
30 | Функция у=√х и её график | 1 | п.15, №356, №363 | ||||
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
31 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | п.16, №371, №375 | ||||
32 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | п.16, №377 | ||||
33 | Квадратный корень из степени | 1 | п.17 | ||||
34 | Квадратный корень из степени | 1 | п.17, подготовка к контрольной работе | ||||
35 | Контрольная работа №3 «Арифметический квадратный корень, его свойства» | 1 | |||||
36 | Анализ контрольной работы. Вынесение множителя из-под знака корня. | 1 | п.18, №409 | ||||
37 | Внесение множителя под знак корня | 1 | п.18, №413, №415 | ||||
38 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | п.19, №421, №423 | ||||
39 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | п.19, №427, №430 | ||||
40 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | п.19, №432, №433, №425а), подготовка к контрольной работе | ||||
41 | Контрольная работа №4 «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | |||||
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ | 21 | ||||||
42 | Анализ контрольной работы. Неполные квадратные уравнения. | 1 | п.21, №518 | ||||
43 | Неполные квадратные уравнения. | 1 | п.21, №521 | ||||
44 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | п. 22, примеры | ||||
45 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | п. 22, №535 | ||||
46 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | п. 22, №539 | ||||
47 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | п. 22, №543а)-в), №545 а)-в) | ||||
48 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | п.23, №560, №564 | ||||
49 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | п.23, №567 | ||||
50 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | п.23, №568 | ||||
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
51 | Теорема Виета | 1 | п.24, №581, №584 | ||||
52 | Теорема Виета | 1 | п.24, подготовка к контрольной работе | ||||
53 | Контрольная работа №5 «Квадратное уравнение и его корни» | 1 | |||||
54 | Анализ контрольной работы. Решение дробных рациональных уравнений | 1 | п.25, примеры | ||||
55 | Решение дробных рациональных уравнений | 1 | п.25, №602 | ||||
56 | Решение дробных рациональных уравнений | 1 | п.25, №603 | ||||
57 | Решение дробных рациональных уравнений | 1 | п.25, №608 | ||||
58 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 | п.26, №618, №628 | ||||
59 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 | п.26, №619, №629 | ||||
60 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 | п.26, №632, №690 а)е) | ||||
61 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 | п.26, подготовка к контрольной работе | ||||
62 | Контрольная работа №6 «Дробные рациональные уравнения» | 1 | |||||
НЕРАВЕНСТВА | 20 | ||||||
63 | Анализ контрольной работы. Числовые неравенства | 1 | п.28, №726, №728 | ||||
64 | Числовые неравенства | 1 | п.28, №741, №746, №751 | ||||
65 | Свойства числовых неравенств | 1 | п.29, №746, №751 | ||||
66 | Свойства числовых неравенств | 1 | п.29, №753, №757, № 760 | ||||
67 | Сложение и умножение числовых неравенств | 1 | п.30, №768, №771 | ||||
68 | Сложение и умножение числовых неравенств | 1 | п.30, №773 | ||||
69 | Погрешность и точность приближения. Абсолютная погрешность. | 1 | п.31, №782, №787 | ||||
70 | Относительная погрешность | 1 | п.28-п.31, подготовка к контрольной работе | ||||
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
71 | Контрольная работа №7 «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | |||||
72 | Анализ контрольной работы. Пересечение и объединение множеств | 1 | п.32, №801, №806 | ||||
73 | Числовые промежутки | 1 | п.33, №812, №818а), №828 | ||||
74 | Решение неравенств с одной переменной | 1 | п.34, 835б)г), №837а)-г) | ||||
75 | Решение неравенств с одной переменной | 1 | п.34, №840 | ||||
76 | Решение неравенств с одной переменной | 1 | п.34, №843 | ||||
77 | Решение неравенств с одной переменной | 1 | п.34, №845 | ||||
78 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | п.35, №875, №876 | ||||
79 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | п.35, №883а), №884а) | ||||
80 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | п.35, №887 | ||||
81 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | п.35, подг к контр работе | ||||
82 | Контрольная работа №8»Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | п.36 | ||||
СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. | 8 | ||||||
83 | Анализ контрольной работы. Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 | п.37, №966, №970 | ||||
84 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 | п.37, №973,№977 | ||||
85 | Свойства степени с целым показателем | 1 | п.38, №986, №990 | ||||
86 | Свойства степени с целым показателем | 1 | п.38, №994 | ||||
87 | Свойства степени с целым показателем | 1 | п.38, №1007 | ||||
88 | Стандартный вид числа | 1 | п.39 | ||||
89 | Стандартный вид числа | 1 | п.39 | ||||
90 | Контрольная работа №9 «Степень с целым показателем и её свойства» | 1 | |||||
Элементы статистики и теории вероятностей | 30 | ||||||
91 | Анализ контрольной работы. Сбор и группировка статистических данных | 1 | п.40, тесты огэ | ||||
92 | Сбор и группировка статистических данных | 1 | п.40, тесты огэ | ||||
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
93 | Наглядное представление статистической информации | 1 | п.41, тесты оге | ||||
94 | Наглядное представление статистической информации | 1 | п.41, тесты оге | ||||
95 | Наглядное представление статистической информации | 1 | п.41, тесты оге | ||||
96 | Случайная изменчивость. Средние числового набора | 1 | Задание в тетради | ||||
97 | Случайные события. Вероятности и частоты | 1 | Задание в тетради | ||||
98 | Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость | 1 | Задание в тетради | ||||
99 | Отклонения | 1 | Задание в тетради | ||||
100 | Дисперсия числового набора | 1 | Задание в тетради | ||||
101 | Стандартное отклонение числового набора | 1 | Задание в тетради | ||||
102 | Диаграммы рассеивания | 1 | Задание в тетради | ||||
103 | Множество, подмножество | 1 | Задание в тетради | ||||
104 | Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение | 1 | Задание в тетради | ||||
105 | Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения | 1 | Задание в тетради | ||||
106 | Графическое представление множеств | 1 | Задание в тетради | ||||
107 | Самостоятельная работа по темам "Статистика. Множества" | 1 | Задание в тетради | ||||
108 | Элементарные события. Случайные события | 1 | Задание в тетради | ||||
109 | Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий | 1 | Задание в тетради | ||||
110 | Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий | 1 | Задание в тетради | ||||
111 | Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор | Задание в тетради | |||||
112 | Дерево | Задание в тетради | |||||
113 | Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер | Задание в тетради | |||||
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
114 | Правило умножения | Задание в тетради | |||||
115 | Противоположное событие | Задание в тетради | |||||
116 | Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий | Задание в тетради | |||||
117 | Несовместные события. Формула сложения вероятностей | Задание в тетради | |||||
118 | Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события | Задание в тетради | |||||
119 | Представление случайного эксперимента в виде дерева | Задание в тетради | |||||
120 | Контрольная работа по темам " Статистика. Множества. Случайные события. Вероятность. Графы" | ||||||
Повторение | 16 | ||||||
121 | Повторение. Преобразование рациональных выражений | 1 | п.7, тесты огэ | ||||
122 | Повторение. Преобразование рациональных выражений | 1 | п.7, тесты огэ | ||||
123 | Повторение. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | п.19, тесты огэ | ||||
124 | Повторение. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | п.19, тесты огэ | ||||
125 | Повторение. Решение квадратного уравнения по формуле | 1 | п.22, тесты огэ | ||||
126 | Повторение. Решение квадратного уравнения по формуле | 1 | п.22, тесты огэ | ||||
127 | Повторение. Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | п.35, тесты огэ | ||||
128 | Повторение. Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | п.35, тесты огэ | ||||
129 | Повторение. Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. | 1 | п.26 | ||||
130 | Повторение. Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. | 1 | п.26, подготовка к промежуточной аттестации | ||||
131 | Промежуточная аттестация | 1 | тесты огэ | ||||
132 | Анализ работы | 1 | |||||
133 | Разбор тренировочных заданий ОГЭ по математике | 1 | Тесты ОГЭ | ||||
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||
134 | Разбор тренировочных заданий ОГЭ по математике | 1 | Тесты ОГЭ | ||||
135 | Разбор тренировочных заданий ОГЭ по математике | 1 | Тесты ОГЭ | ||||
136 | Разбор тренировочных заданий ОГЭ по математике | 1 | Тесты ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2020 г
Рабочая программа для 7 класса по алгебре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), из расчёта 3 часа в...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 8 класс Теляковский (базовый уровень) 3 ч по фгос 2021 г
Рабочая программа для 8 класса по алгебре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), из расчёта 3 часа в...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2022 г
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 8 класс Теляковский (базовый уровень) 2022
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 9 класс под ред Теляковского (базовый уровень) 2024 г
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2024 г обновлённый фгос
Рабочая программа учебного курса «Алгебра» базового уровня для обучающихся 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова...