Первообразная и интеграл
план-конспект по алгебре
Предварительный просмотр:
Абсалямова Г.М
Тема: Первообразная и интеграл.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний и умений неопределённых и определённых интегралов.
Задачи урока:
Образовательные:
ознокомить студентов с понятиями первообразной и неопределенного интеграла, основным свойством первообразной и правилами нахождения первообразной и неопределенного интеграла.
Развивающие:
развивать навыки самостоятельной деятельности,
активизировать мыслительную деятельность, математическую речь.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
формировать ответственность за конечный результат.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Проявлять на:
- интерес к изучению темы;
- желание применить на практике свои знания
Метапредметные:
• Познавательные УУД:
- умение преобразовывать модели с целью выявления общих значений;
- продолжить формирование умения находить разнообразные значения.
• Регулятивные УУД:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
• Коммуникативные УУД:
- формулировать высказывание, мнение;
- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- грамотно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
-знать понятие интеграла;
-уметь решать задачи с использованием интеграла.
Методы, применяемые на уроке: словесный, наглядный, самостоятельная работа.
Оборудование:
Учебник «Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень) 11 класс. А. Г. Мордкович и др. 2009 г».
Раздаточный материал: таблица простейших интегралов (на этапе закрепления).
Структура урока
1. Организационный момент- 2 мин.
2. Мотивация учебной деятельности-3 мин.
3. Первичное усвоение новых знаний- 20 мин.
4. Первичное закрепление знаний- 10 мин.
5. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению- 3 мин.
6. Рефлексия- 2 мин.
Ход урока
Этап урока и его задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент- 2 мин. Проверка готовности к уроку. Установить настрой на урок. | Преподаватель приветствует студентов, проверяет присутствующих в аудитории. | Слушают учителя, настраиваются на работу. | Регулятивные, коммуникативные. |
2. Мотивация учебной деятельности -3 мин. Сформировать мотивацию к познанию новой темы. | Тема сегодняшнего занятия «Первообразная. Неопределенный интеграл и его свойства». Знания по данной теме нами будет использоваться на следующих уроках при нахождении определенных интегралов, площадей плоских фигур. Большое внимание уделяется интегральному исчислению в разделах высшей математики в высших учебных заведениях при решении прикладных задач. Наше сегодняшнее занятие является занятием изучения нового материала, поэтому будет носить теоретический характер. Цель занятия сформировать представления об интегральном исчислении, понять его сущность, развивать навыки при нахождении первообразных и неопределенного интеграла. | Учащиеся записывают дату и тему занятия. | Регулятивные, коммуникативные. |
3. Первичное усвоение новых знаний- 20 мин. Объяснить новый материал. | 1. Мы недавно проходили тему «Производные некоторых элементарных функций». Например: Производная функции f(х)=х9,мы знаем чтоf′(х)=9х8.Теперь мы рассмотрим пример нахождения функции, производная которой известна. Допустим дана производнаяf′(х)=6х5. Используя знания о производной мы можем определить что это производная функции f(х)=х6. Функцию которую можно определить по ее производной называют первообразной.(Дать определение первообразной). Определение 1: Функция F(x)называется первообразной для функции f(x) на отрезке [a;b], если во всех точках этого отрезка выполняется равенство = f(x) Пример 1: Докажем что для любого хϵ(-∞;+∞) функция F(x)=х5-5х является первообразной для функцииf(х)=5х4-5. Доказательство: Используя определение первообразной, найдем производную функции =( х5-5х)′=( х5)′-(5х)′=5х4-5. Пример 2: Докажем что для любого хϵ(-∞;+∞) функция F(x)=неявляется первообразной для функцииf(х)=. Доказать вместе со студентами на доске. Мы знаем что нахождение производной называют дифференцированием. Нахождение функции по ее производной будем называть интегрированием. Целью интегрирования является нахождение всех первообразных данной функции. Например: Основное свойство первообразной: Теорема: Если F(x)- одна из первообразных для функцииf(х) на промежутке Х, то множество всех первообразных этой функции определяется формулой G(x)=F(x)+C, где С действительное число. таблица первообразных Три правила нахождения первообразных Правило №1: Если F есть первообразная для функции f, а G – первообразная для g, то F+G – есть первообразная для f+g. (F(x) + G(x))’ = F’(x) + G’(x) = f + g Правило №2: Если F – первообразная для f, а k – постоянная, то функция kF– первообразная для kf. (kF)’ = kF’ = kf Правило №3: Если F – первообразная для f, а k и b– постоянные (), то функция - первообразная для f(kx+b). Вернемся к теореме 1 и выведем новое определение. Определение 2: Выражение F(x) + C, где C - произвольная постоянная, называют неопределенным интегралом и обозначают символом Из определения имеем:
Неопределенный интеграл функцииf(x), таким образом, представляет собой множество всех первообразных функций дляf(x). В равенстве (1) функциюf(x) называется подынтегральной функцией, а выражение f(x)dx– подынтегральным выражением, переменную x – переменной интегрирования, слагаемое C - постоянной интегрирования. Интегрирование представляет собой операцию, обратную дифференцированию. Для того чтобы проверить, правильно ли выполнено интегрирование, достаточно продифференцировать результат и получить при этом подынтегральную функцию. Свойства неопределенного интеграла. Опираясь на определение первообразной, легко доказать следующие свойства неопределенного интеграла
4. Таблица простейших интегралов | Учащиеся записывают лекцию, используя раздаточный материал и объяснения преподавателя. При доказательствах свойств первообразных и интегралов, используют знания по теме дифференцирования. | Регулятивные (оценка), познавательные. |
4. Первичное закрепление знаний- 10 мин. Выявить качества и уровня усвоения знаний и способ действий. Устранить причины недостатков. Решение типовых заданий на новый способ действий. | А теперь решим задания. Желающие выходят к доске и решают на оценку. Остальные решают или вместе с доской, или самостоятельно. | Слушают объяснение учителя и одноклассников, где непонятно задают вопросы. | Личностные, коммуникативные. |
5. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению- 3 мин. Обеспечить учеников домашней работой. | Учитель сообщает домашнее задание: Выучить конспект. Решить задачи:№20.1(а,в), 20.3(а,в), 20.5(а,в). | Записывают домашнее задание. | Личностные, регулятивные. |
| Какие понятия и примеры вызвали у вас больше всего вопросов? Применяя знания по новому материалу, вы справились с данной задачей. Учитель сообщает оценки за урок. | Участвуют в беседе по подведению итогов. | Коммуникативные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по алгебре в 11 классе Тема: «Первообразная и интеграл».
Урок обобщения знаний , умений и навыков Класс разбивается на 5 групп «семьи» (год семьи), выбирается глава «семьи» (до начала урока). Каждый участник имеет свой персональный номер члена семьи.На...
Тест. Первообразная и интеграл (в 4-х вариантах).
Тест направлен на проверку знаний и умений учащихся по данной теме. Задачи теста позволяют эффективно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по изученной теме. Задачи соответствуют программным требованиям.Д...
презентация к уроку по математике "Первообразная и интеграл"
данный материал помагает более доступно и наглядно объяснить тему урока...
Тест по теме "Первообразная и интеграл"
Тест можно использовать на уроке при проверке знаний и умений по теме. Тест состоит из двух вариантов и содержит критерии оценки....
Электронное пособие по теме "первообразная и интеграл"
В данном пособии дан краткий справочный материал по теме, приведены подробные решения задач на нахождение первообразных и площадей плоских фигур. Добавлен текстовый вариант теста по теме. Тест разрабо...
Первообразная и интеграл
Теория...
Методическая разработка урока по теме "Первообразная и интеграл"
Данная методическая разработка по математике предназначена для обучающихся II курса начального профессионального образования, может использоваться на уроках математики средней школы . Урок проводится ...