Программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб"
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Занятия математического клуба направлены на развитие познавательного интереса, расширение знаний по математике, полученных на уроках, развитие креативных способностей учащихся и отработку математических умений и навыков при решении олимпиадных задач. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, логически мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_matem_vneur.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №33» г. Перми
Программа внеурочной деятельности по математике
Математический клуб
7 класс
Составитель:
Короткова Елена Петровна,
учитель математики
Пермь
2020
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ "Гимназия № 33".
Решение задачи является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков, ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из факторов их математического и личностного развития. Эффективное использование задач в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения математике, но и их воспитание, развитие индивидуальных качеств и степень их практической подготовленности к деятельности в различных сферах.
Занятия математического клуба направлены на развитие познавательного интереса, расширение знаний по математике, полученных на уроках, развитие креативных способностей учащихся и отработку математических умений и навыков при решении олимпиадных задач.
Основными целями занятий являются:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие интереса учащихся к изучению математики;
- выявление учащихся, показавших хорошие знания по математике, для участия в олимпиадах различного уровня и для разработки индивидуальных образовательных маршрутов развития.
Планируемые задачи:
- создать условия для систематизации методов и приемов решения олимпиадных задач;
- создать условия для развития исследовательских навыков в работе;
- создать условия для систематизации и обобщения знаний, полученных на уроках;
- создать условия для формирования представлений об идеях и методах математики.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, логически мыслить. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Особое место в программе занимает визуализация математических объектов. Интерактивные модели легко вписываются в урок. Desmos Calculator – это онлайн-сервис, позволяющий строить графики функций, решать системы уравнений и неравенств и др., а главное – создавать динамические математические модели. Geogebra – еще одна возможность создания интерактивных визуальных моделей.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задачи.
Регулятивные
Учащийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников, контролируемом пространстве Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществляет синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формы коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности создается фонд оценочных средств, с помощью которого можно получить данные не только об уровне освоения предметных знаний, но и об уровне сформированности четырех основных групп «гибких» навыков. Для развития коммуникативных навыков используются развивающие занятия с элементами тренинга, направленные на развитие навыков активного слушания и невербальных коммуникаций. Отдельно проводятся тренинг публичных выступлений и выступления с презентацией. Для развития креативности и творческих способностей используются метод кейсов, дискуссии. Для развития навыков командной работы и критического мышления – деловые игры.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Четность | 4 | 3 | 1 |
1.1 | Четные и нечетные числа | 1 | ||
1.2 | Четность как инвариант | 1 | ||
1.3 | Четность суммы и произведения чисел | 1 | ||
1.4 | Решение олимпиадных задач | 1 | ||
2 | Комбинаторика | 4 | 3 | 1 |
2.1 | Правило умножения | 1 | ||
2.2 | Перестановки | 1 | ||
2.3 | Размещения и сочетания | 1 | ||
2.4 | Решение олимпиадных задач | 1 | ||
3 | Математические игры со стратегией | 4 | 2 | 2 |
3.1 | Игры и выигрышные стратегии | 1 | ||
3.2 | Дополнение ходов | 1 | ||
3.3 | Псевдоигры | 1 | ||
3.4 | Решение олимпиадных задач | 1 | ||
4 | Геометрические задачи с практическим содержанием | 4 | 4 | |
4.1 | Расстояния | 1 | ||
4.2 | Углы | 1 | ||
4.3 | Площадь | 1 | ||
4.4 | Объём | 1 | ||
5 | Функциональная зависимость и кодирование информации | 4 | 3 | 1 |
5.1 | Шифр сдвига | 1 | ||
5.2 | Шифр замены | 1 | ||
5.3 | Шифр перестановки | 1 | ||
5.4 | Командная игра | 1 | ||
6 | Использование сервиса Desmos Calculator | 4 | 2 | 2 |
6.1 | Использование сервиса Desmos Calculator при изучении линейной функции | 1 | 1 | |
6.2 | Использование сервиса Desmos Calculator при решении систем уравнений и неравенств | 1 | 1 | |
7 | Использование интерактивной геометрической среды Geogebra | 6 | 2 | 4 |
7.1 | Использование интерактивной геометрической среды Geogebra при изучении темы «Треугольники» | 1 | 2 | |
7.2 | Использование интерактивной геометрической среды Geogebra при изучении темы «Координатная плоскость» | 1 | 2 | |
Итого | 30 | 15 | 15 |
Содержание программы
- Четность. Определение и свойства четных и нечетных чисел. Решение задач с помощью инвариантов. Задачи на чередование. Игра «Математический аукцион».
- Комбинаторика. Упорядоченное перечисление возможных вариантов. Правило умножения. Факториал. Перестановки. Размещения и сочетания. Решение задач.
- Математические игры со стратегией. Понятие игры и выигрышной стратегии. Дополнение ходов. Псевдоигры или игры-шутки.
- Геометрические задачи с практическим содержанием. Задачи на нахождение расстояний и углов. Задачи на нахождение площадей плоских фигур и площадей поверхностей пространственных фигур. Задачи на нахождение объемов пространственных фигур.
- Функциональная зависимость и кодирование информации. Шифры сдвига, замены и перестановки. Командная игра.
- Использование сервиса Desmos Calculator. Построение динамических моделей при изучении линейной функции. Решение систем линейных уравнений и неравенств при помощи графического калькулятора.
- Использование интерактивной геометрической среды Geogebra. Использование интерактивной геометрической среды Geogebra при изучении темы «Треугольники» и «Координатная плоскость».
Учебно-методическое и информационное обеспечение
а) литература:
- Балаян Э. Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике. Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под ред. Ф. Ф. Лысенко. Ростов на Дону: Легион, 3013.
- Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы / авт.-сост. И. В. Фотина. Волгоград: Учитель.
- Фарков А. В. Математические олимпиады: методика подготовки и проведения. 5 – 11 классы. М.: ВАКО, 2018.
б) электронные образовательные ресурсы:
- http://www.math-on-line.com Математические олимпиады для школьников
- http://www.olimpiada.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи
- http://www.math.ru Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- https://uchi.ru/ Интерактивна образовательная онлайн-платформа
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики
- Московский центр непрерывного математического образования
- Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
- Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
- Интернет-проект «Задачи»
- Математические этюды: 3D-графика, анимация и визуализация математических сюжетов
- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант»
- Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте
- Всероссийская олимпиада школьников по математике
- Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
- Занимательная математика – Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников
- Математические олимпиады для школьников
- Международный математический конкурс «Кенгуру»
- Турнир Городов – международная олимпиада по математике для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юных журналистов»
Программа внеурочной деятельности:- название - «Клуб юных журналистов»;- тип программы внеурочной деятельности - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности; - направление вн...
КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....
Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".
Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...
Рабочая программа внеурочной деятельности эколого-биологического клуба "Росток".
Представленная целостная программа разработана для учащихся основной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 105 часов. Содержание программы выстроено в ...