Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Вероятность и статистика" 9класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Мезин Михаил Николаевич

В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В 9 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Геометрическая вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Испытания Бернулли»; «Случайная величина». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_po_vneuroch_deyat_veroyatnost_9_kl.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа села Святославка

                      Самойловского района Саратовской области»

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета школы

Протокол №1 от «31» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________ Гусева С.П.

Протокол  от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "СОШ с.Святославка"

___________ Викина И.В.

Приказ №497 от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Вероятность и статистика»

для обучающихся 9 класса

                                          С.Святославка 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Вероятность и статистика» учащихся 9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с действующими изменениями); •Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” (вступил в силу с 1.09.2020) • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. № 1897(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577, Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712, от 08.11.2022 № 955);

 •Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»;

  •Положение о внеурочной деятельности МБОУ «СОШ с.Святославка»

В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В 9 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Геометрическая вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Испытания Бернулли»; «Случайная величина».

Общая характеристика курса

В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы  курса внеурочной деятельности «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.

Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Вероятность и статистика» для обучающихся 9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Направление программы - общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка. Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.

 Программа рассчитана на учащихся 9 классов (1 час в неделю). Всего 34 часа в год.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; расширение кругозора, расширение и систематизация знаний по предмету; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой; воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности; формирование математической грамотности.

   Методы, используемые на занятиях, подобраны в соответствии с содержанием курса.  

информационные,

наглядно-иллюстративные,

дискуссионные,

эвристические.

Основные формы организации учебных занятий:

В программе используются разнообразные формы организации занятий:

комбинированные уроки,

школьная лекция,

индивидуальные и групповые беседы,

практикумы по решению задач,

игры,

рассматриваются исторические аспекты учебных тем.

Для активизации восприятия курса предусматривается активное участие самих учащихся в подготовке и проведении игровых занятий,  урок насыщен различными упражнениями для самостоятельной работы.  Широко привлекаются наглядные материалы: книги, журналы, каталоги, презентации.

Курс внеурочной деятельности « Теория вероятности и статистика» носит обучающий, развивающий и социально ориентированный характер. Программа курса включает теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются следующие вопросы: что изучает вероятность; что такое случайные, невозможные события; как сравнивать события; что такое относительная и абсолютная частоты; статистическое, классическое, геометрическое определения вероятности и др. Практическое содержание программы – решение задач по теории вероятностей, эксперименты со случаем. Решение вероятностной задачи выступает для учащегося в качестве малого самостоятельного исследования, которое позволяет осуществить связь теоретических основ курса с практическими проблемами, выдвигаемыми жизнью.

Фиксация результатов текущего контроля по  курсу внеурочной деятельности «Вероятность и статистика» осуществляется по пятибалльной системе: 5-"отлично", 4- "хорошо", 3- "удовлетворительно", 2-"неудовлетворительно", 1-"плохо", а также «н/а» (не аттестован). Промежуточная аттестация  по курсу внеурочной деятельности «Вероятность и статистика», преподающемуся 1 час в неделю, выставляются  по полугодиям по пятибалльной системе: 5-"отлично", 4- "хорошо", 3- "удовлетворительно", 2-"неудовлетворительно", 1-"плохо", атакже«н/а» (неаттестован).    

Содержание курса внеурочной деятельности «Вероятность и статистика» 9 класс

Повторение курса 7 и 8 класса и изучение нового, решение задач.

 Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логическиедействия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательскиедействия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональныйинтеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.

Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.

Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.

Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

Тематическое планирование

9 КЛАСС

№ п/п

Наименованиеразделов и темпрограммы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательныересурсы

Всего

Контрольныеработы

Практическиеработы

1

Повторение курса 8 класса

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

2

Элементы комбинаторики

 4

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

3

Геометрическая вероятность

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

4

Испытания Бернулли

 6

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

5

Случайная величина

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

6

Обобщение, контроль

 10

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 1

 2

Поурочное планирование

9 КЛАСС

№ п/п

Темаурока

Количествочасов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Представление данных.Подсчеты и вычисления в таблицах.Диаграммы.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

2

Описательная статистика.Медиана.Размах. Свойства среднего арифметического.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

3

Операции над событиями.Как узнать вероятность события.

 1

4

Независимость событий.Вероятности и частоты событий.

 1

5

Комбинаторное правило умножения.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

6

Перестановки. Факториал. Сочетания и число сочетаний

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

7

Треугольник Паскаля

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014

8

Практическая работа "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц"

1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208

9

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884

10

Логические утверждении и высказывания

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50

11

Множества. Операции над множествами.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe

12

Математическое описание случайных явлений

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10

13

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162

14

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356

15

Рассеивание данных.Диаграммы рассеивания.

1

16

Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2

17

Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680

18

Практическая работа "Испытания Бернулли"

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de

19

Случайная величина и распределение вероятностей

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44

20

Математическое ожидание и дисперсия случайной величины

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6

21

Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86

22

Понятие о законе больших чисел

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4

23

Измерение вероятностей с помощью частот

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652

24

Применение закона больших чисел.Проект.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116

25

Обобщение, систематизация знаний. Представление данных.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c

26

Обобщение, систематизация знаний. Описательная статистика

1

27

Обобщение, систематизация знаний. Графы. Логические утверждения и высказывания. Решения задач.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a

28

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e

29

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c

30

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54

31

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики. Случайные величины и распределения. Решения задач.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408

32

Решения задач.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a

33

Формула полной вероятности.Проект.

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56

34

Подведение итогов. Семинар.

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 1

 2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1. Математика. Вероятность и статистика. 7 – 9 классы. Учебник в 2 частях. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко, под редакцией И.В. Ященко — М.: Просвещение, 2023.
 2. Математика. Вероятность и статистика: 7—9-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. — 2-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2023. — 38 с.
 3. Методика обучения математике. Изучение вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики: учеб.-метод. пособие / А. С. Бабенко. – Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 56 с.
 4. Лекции по дискретной математике. Часть I. Комбинаторика,: [Учеб. пособие.]: Э.Р. Зарипова, М.Г. Кокотчикова. – М.: РУДН, 2012. – 78 с.
 5. Рассказы о множествах. 3-е издание/ Виленкин Н. Я. — М.: МЦНМО, 2005. — 150 с.
 6. Элементы теории множеств: Учебно-методическое пособие/ Сост.: Кулагина Т. В., Тихонова Н. Б. – Пенза: ПГУ, 2014. –32 с.
 7. О.Г. Гофман, А.Н. Гудович .150 задач по теории вероятностей. ВГУ
 8. Теория вероятностей. Справочное пособие к решению задач.! А.А. Гусак, Е.А. Бричикова. - Изд-е 4-е, стереотип.- Мн.: ТетраСистеме, 2003. - 288 с.
 9. Популярная комбинаторика. Н.Я. Виденкин. – Издательство «Наука», 1975
 10. Шень А. Вероятность: примеры и задачи. / 4-е изд., стереотипное. – М.: МЦНМО, 2016.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌1) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/
 2) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/96abc5ab-fba3-49b0-a493-8adc2485752f/118194/?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"

        Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей с...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"

      Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...