Практическое занятие по теме: «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. МЕТОД ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (ЗАМЕНА)»
план-конспект по алгебре

Чередниченко Евгений Юрьевич

Практическое занятие по теме: «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. МЕТОД ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (ЗАМЕНА)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktich_zanyatie_pokazat_uravneniya.doc313.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие по теме: «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.

МЕТОД ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (ЗАМЕНА)»

Самыми распространенными являются :

1)способ сведения обеих частей показательного уравнения к общему основанию и его отбрасывание(метод уравнивания показателей степеней);

     2)метод замены переменной.

Рассмотрим метод замены переменной.

а) уравнения, сводящиеся к квадратным,  вида:

 

1)

Замена:

или  

Оба корня имеют смысл.

Обратная замена:

   или    

2х = 21                    2х = 23;

х = 1;                      х = 3           

2)

 

Замена:

;    

Первый корень не имеет смысла – с ним обратную замену можно не делать (если ее сделать, то получим: ).

Обратная замена:

б) уравнения, решаемые как заменой, так и вынесением общего множителя(показательного выражения) за скобки.

В таких уравнениях сначала убирают «плюсы» и «минусы» в показателях, воспользовавшись свойствами  степени:

;

 или  

3) 1 способ  -  вынесение за скобки:

Теперь проходим через первый способ решения показательных уравнений – все приводим к одному основанию 2 и его отбрасываем:

2 способ  -замена переменной:

   

   Замена:

 

 

  Обратная замена:

   

Снова проходим через первый способ решения показательных уравнений – все приводим к одному основанию 2:

1 способ  - вынесение за скобки:

   

   

   

Как видим, снова прошли  через первый способ решения показательных уравнений – все привели  к одному основанию 7.

2 способ  -  замена переменной:

  

   

   Замена:

   

   

      Обратная замена:

снова пройдем  через первый способ решения показательных уравнений – все приведем  к одному основанию 7.

   

     1 способ  - вынесение за скобки:

   

     

   

   

Как видим, снова прошли  через первый способ решения показательных уравнений – все привели  к одному основанию 5.

2 способ  -  замена переменной:

Замена:

    Обратная замена:

снова пройдем  через первый способ решения показательных уравнений – все приведем  к одному основанию 5.

   

     1 способ  - вынесение за скобки:

2 способ  -  замена переменной:

Обратная замена:

снова пройдем  через первый способ решения показательных уравнений – все приведем  к одному основанию 2..

в)  другие виды показательных уравнений, решаемых заменой

1 способ  -  замена переменной:

.

Получим дробно-рациональное уравнение:

т.к. дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.


Второй корень не имеет смысла,

Обратная замена:

снова пройдем  через первый способ решения показательных уравнений – все приведем  к одному основанию 2..

2 способ  решения:

ОДЗ: Приведем уравнение к ОЗ (ОЗ: ) и этот ОЗ отбросим. А также учтем ОДЗ: знаменатель дроби не должен быть равен нулю, а произведение не равно нулю, когда ни один из множителей не равен нулю.

Замена:


Второй корень не имеет смысла,

Обратная замена:

снова пройдем  через первый способ решения показательных уравнений – все приведем  к одному основанию 2..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение уравнений методом введения новой переменной( факультативное занятие)

Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие интереса к самостоя...

Решение уравнений методом введения новой переменной

План-конспект урока по алгебре в 9 классе...

Презентация к уроку "Решение показательных уравнений методом введения новой переменной"

Презентация к уроку " Решение показательных уравнений методом введения новой переменной"...

Решение показательных уравнений методом введения новой переменной

Урок по теме "Решение показательных уравнений методом введенияновой переменной"...