Решение показательных уравнений методом введения новой переменной
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс) на тему
Урок по теме "Решение показательных уравнений методом введенияновой переменной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_porechnoy.docx | 391.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебник. Мордкович А.Г., Семенов П.В. «Алгебра и начала математического анализа 11 класс» (профильный и базовый уровень), М., Мнемозина, 2015
Решение показательных уравнений методом введения новой переменной
Цель урока:
- повторить свойства степени с рациональным показателем, решение простейших показательных уравнений; познакомить учащихся с методом решения показательных уравнений с помощью введения новой переменной;
- развивать навыки самостоятельной работы и работы в сотрудничестве, в группах; развивать логическое мышление учащихся;
- воспитать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Планируемые результаты.
Предметные
Учащиеся научатся:
– решать уравнения методом введения новой переменной;
– понимать и использовать математический язык, символические обозначения;
– использовать метод введения переменной для решения математических задач из различных разделов курса.
Метапредметные результаты (УУД):
Личностные:
– формирование выраженной устойчиво-познавательной мотивации и интерес к учению;
– формирование навыков рефлексии.
Коммуникативные:
– формулирование собственного мнения и позиции;
– работа в группе — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и продуктивная кооперация;
– осуществление взаимного контроля и оказание необходимой помощи в сотрудничестве.
Регулятивные:
– самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
– основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своей деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
– осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
– планирование пути достижения целей.
Познавательные:
– осуществление сравнения при самостоятельном выборе оснований и критериев для указанной логической операции;
– установление причинно-следственных связей.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, документ-камера.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Сегодняшний урок я хотела начать античным афоризмом «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». На уроке нам предстоит повторить свойства степени с рациональным показателем, решение простейших показательных уравнений, решение уравнений графически, используя свойства функций, вынесение общего множителя за скобки, а также узнать новое. Эти знания пригодятся при сдаче ЕГЭ. На столе у вас лежат оценочные листы. На протяжении урока будем себя оценивать.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
1. Устные упражнения (слайд 2)
- Приведите 252+х к основанию 5;
к основанию 2;
42х к основанию 2.
- Разложите на множители: 51-х, 52х+1, 5х-2.
- Представьте данную функцию в виде показательной
, , .
- Решите уравнения: 3х=1 , 2х=-2, 5│х│=5
Ученикам раздаются тестовые задания и сигнальные карточки с цифрами 1,2,3.
Учитель читает задание, а ученики поднимают карточку соответствующую верному ответу.(1, 2, 3)
2 . Тестовые задания (слайды 3-9)
- Какая из формул верна?
- am ∙ an=am+n 2. 3. (am)n=am+n
- Представить в виде степени с основанием 6 выражение :
- 2. 3.
- Вычислить:
- 2. 3.
4) Какое из уравнений не имеет корней?
1. 3х+1=3 2. 6х=10 3. 3х =0
5) Какое из уравнений решено графически?
1. 4х+1=1 2. 3.
6) Вычислить:
1. 6 2. 3. 36
7) Представить 0,25 в виде степени числа 2:
1. 22 2. 2-2 3. 2-5
3.Проверка домашнего задания
В это время (во время выполнения учащимися устных упражнений и самостоятельной работой с тестовыми заданиями) трое учащиеся работают у доски и выполняют домашнее задание № 11.64(б), 6.28 (г), 12.17 (б)
Решите графически уравнение №11.64(б)
1)= х+3
Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков у= ( и у=х+3
Проверка: (
2=2 (верно)
Ответ: -1
2) = х+3
Так как функция у= ( убывает на R, а возрастает на R, то уравнение имеет один корень, и корнем является х=-1
Проверка: (
2=2 (верно)
Ответ: -1
2)Решите уравнение № 6.28 (г)
+ 2 – 3 = 0
+ 2 – 3 = 0
Пусть =t t≥0
t2 + 2t – 3 = 0
t1 = -3 t2 = 1
= - 3 = 1
решений нет х=1
Ответ: 1
3)Решить уравнение№12.17 (б)
52x-1 – 52x-3 = 4,8
52x-3 (52 – 1) =4,8
52x-3 ▪ 24 = 4,8
52x-3 = 4,8: 24
52x-3 = 0,2
52x-3 = 5-1
2х – 3 = -1
2х = 2
х = 1
Ответ: 1
ІІІ. Изучение нового материала
На слайде 10 уравнения.
3x+2 = 27
3x+1 - 2∙ 3x-2 = 25
3x = 5x
9x – 4 ∙ 3x – 45 = 0
= x + 1
= 1
Какие уравнения называются показательными?
Какие из данных уравнений являются показательными?
Решение, каких уравнений вызывает у вас затруднение?
Укажите способы их решений.
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока (слайд 11).
Тема урока: «Решение показательных уравнений методом введения новой переменной».
Что мы возьмем за t в уравнении?
Какое уравнение мы получим после замены переменной?
Что мы должны сделать, чтобы найти х?
Дети решают уравнение в тетради, а учитель показывает решение на доске (слайд 12)
9x - 4 · 3x – 45 = 0
т.к. 9x = (32)x = 32x = (3x)2,
выполним замену 3x = t, где t > 0
t2 – 4t – 45 = 0
По Виета
t1 = -5 t2 = 9
3x = -5 3x = 9
решений нет
х = 2
Ответ: 2
ІV. Закрепление материала
Один ученик решает у доски, остальные в тетради (слайд 13,14).
22-x - 2x-1 =1
22 ∙ 2-x - 2x ∙ 2-1 =1
2x =t, t > 0
8 - t2 - 2t = 0,
t2 + 2t - 8= 0
По Виета
t1 = – 4 t2 = 2
2x = – 4 2x = 2
решений нет х = 1
Ответ: 1
Как вы думаете, когда можно применять метод замены переменной? (слайд 15)
Итак, метод замены переменной применяют, если:
- основания степеней одинаковые, но показатель одной степени в 2 раза больше, чем другой;
- основания степеней одинаковы, но коэффициенты при степенях противоположны.
Задание 1. Заполните пропуски (слайд 16)
52x+1 - 26∙5x +5 = 0
…….. - 26∙5x +5 = 0
…..x = t, t > 0
…t2 - 26t + 5 = 0
D=676 - …..= ………
t1 = t2 =
5x =……. 5x =…….
x = ……. x = …….
Ответ: …….
Задание 2. Исправить ошибки в решении уравнения (слайд 17).
3 ∙ 25x - 8 ∙ 15x + 5 ∙ 9x = 0
ОДЗ: x > 0
3 ∙ 52x - 8 ∙ 5x ∙ 3x + 5 ∙ 32x = 0
+
3∙ - 8 ∙ + 5 = 0
Пусть = t , t ≥ 0
3t2 - 8t + 5 = 0
D = 64 - 60 = 4
t1 = t2 =
= = 1
решений нет x = 1
Ответ: 1
Как вы думаете, когда будем решать уравнения с помощью деления на показательную функцию? (слайд 18)
Итак, деление на показательную функцию используется, если основания степеней разные.
- в уравнениях вида ax = bx делим на bx
3х=5х разделим на 5х
- в уравнениях вида A a2x+B axbx+C b2x =0 делим на b2x и получим квадратное уравнение которое решаем с помощью подстановки
3 ∙ 25x - 8 ∙ 15x + 5 ∙ 9x = 0 разделим на 9x
V. Групповая работа
Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задание в течение 5 минут решить уравнение. Любой ученик из группы защищают решения (проверяем с помощью документ-камеры) (слайд 19)
1 группа (слайд 20)
∙
∙
Пусть , t > 0
t2 - 12t + 27 = 0
t1 = 3 t2 = 9
x2 -1 = 1 x2 -1 = 2
x2 = 2 x2 = 3
x1 = x2 = - x3 = x4 = -
Ответ: ; ; ;
2 группа (слайд 21)
ОДЗ: x≠0
Пусть , t > 0
t2 -5t + 4 = 0
t1 = 4 t2 = 1
x =1 решений нет
Ответ:1
3 группа (слайд 22)
разделим на
Пусть , t > 0
3t2 - 7t + 4 =0
D=49-48=1
t1 = t2 =
= = 1
= =
х=-1 х=0
Ответ:-1; 0
4 группа (слайд 23)
Пусть , t > 0
t + 27 12 = 0
t2 - 12t + 27 = 0, t ≠ 0
t1 = 3 t2 = 9
х=1 х=2
Ответ: 1; 2
VІ. Творческое задание (слайд 24)
Из выражений составить уравнения, которое решались бы
1 группа - вынесением множителя за скобки
2 группа - заменой переменной
3 группа - делением на показательную функцию
4 группа - уравнения, которые не имеют корней
Выражения:
5∙
2∙
0
-7∙
-5
150
4∙
Например,
- + =150
- +4∙ -5 = 0
- 5∙ -7∙ + 2∙=0
- = -5
VІІ. Подведение итогов.
- Какие способы решения показательных уравнений вы знаете?
- Заполнить пропуски (слайд 25-28)
- Показательными уравнениями называются уравнения вида …………………, где a>0, a≠1 и уравнения, сводящиеся к этому виду ……….
- Показательное уравнение = , где a>0, a≠1, равносильно уравнению ……………………………
- Показательное уравнение решают вынесением за скобки степени с меньшим показателем, если
1) основания степеней ……………..
2)…………….. перед переменной одинаковы.
- Способ замены переменной используют, если
1) основания степеней одинаковы, но показатель ……… …………… в 2 раза больше, чем другой;
2∙ 52x + …… + 4 = 0
2)основания степеней одинаковы, но коэффициенты перед переменными………...
4∙5х - …….. +3= 0
- Деление на показательную функцию используется, если основания степеней …………….
ax = bx делим на ………
- Деление на показательную функцию используется, в уравнениях вида Aa2x+Baxbx+Cb2x =0. Делим на ……., получим уравнение вида…………………………., которое решается с помощью замены ……….
- За что вы могли бы себя похвалить?
- Что показалось вам трудным?
Учащиеся в оценочных листах ставят оценки за работу на уроке.
VІІІ. Домашнее задание
п.12, № 12.25(а,б), 12.27, 12.37(а,б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы решения показательных уравнений.
Урок повторения и закрепления знаний с применением ИКТ. На уроке осуществляется индивидуальный подход к учащимся, включающий каждого в осознанную учебную деятельность и групповая форма работы. В течен...
Методы решения показательных уравнений
Изучению методов решения показательных уравнений должно быть уделено значительное внимание. Показательные уравнения, изучаемые на 1 курсе в колледже, осваиваются обучающимися хуже, та...
Метод.разработка по теме: «Методы решения показательных уравнений»
В школьном курсе математики важное место отводится решению показательных уравнений и неравенств и системам, содержащие показательные уравнения. Впервые ученики встречаются с показательными уравнениями...
Презентация к уроку "Решение показательных уравнений методом введения новой переменной"
Презентация к уроку " Решение показательных уравнений методом введения новой переменной"...
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"...
Технологическая карта урока на тему "Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной"
Технологическая карта урока...
Практическое занятие по теме: «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. МЕТОД ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (ЗАМЕНА)»
Практическое занятие по теме: «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. МЕТОД ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (ЗАМЕНА)»...