Тема внеклассного мероприятия методического объединения естественно-математического цикла «Путешествие по островам»
план-конспект занятия по алгебре (5, 6, 7, 8 класс)

Оборина Светлана Станиславовна

внеклассное мероприятие разработано в рамках Тематической Недели Математики, которую проводим ежегодно, педагогами Методического Объединения естественно-математического цикла. Состав МО: учителя математики, биологии, географии и физической культуры. Совместное мероприятие учителей - игра по станциям была названа "Путешествие по островам", что подразумевает связь предметов нашего МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_putesh_po_ostrovam.docx740.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 40» г. Сыктывкара

адрес: ул. Интернациональная, 95, 167000

Тема внеклассного мероприятия методического объединения естественно-математического цикла

«Путешествие

 по островам»

Численность обучающихся 35 человек

Руководитель:

 учитель биологии Оборина Светлана Станиславовна

Авторы:

учитель математики Кузьмина Татьяна Анатольевна,

учитель математики Усова Тамара Алексеевна,

учитель математики Пьянкова Н.В.,

учитель географии Кулаткина Н.А.,

учитель физической культуры Шебанова Е.В.

Сыктывкар, 2023

Технологическая карта внеклассного мероприятия по предметам «биология», «математика», «физическая культура» и «география» в пятом, шестом, седьмом и восьмом классах в рамках тематической Недели Математики.

по программе «Национально - региональный компонент в изучении природы России с использованием здоровьесберегающих элементов».

 «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль

Первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита Константинович Смирнов, зав. кафедрой психолого- педагогических технологий охраны и укрепления здоровья «Академии повышения квалификации», по мнению которого «учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач». Смирнов рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии, как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения».

Тема занятия: «Путешествие по островам».

Почему выбрана именно эта тема, потому что актуальность изучения связанных между собой естественных наук предполагает последовательность закрепления знаний и приобретения навыков на каждом из предметов, основой которых являются и элементы здоровьесбережения, что напрямую связано с охраной природы и памятников истории, знаний природных зон края, влиянии растений на здоровье земляков. Данная тема интегрированного занятия соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует нравственному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению, умению сделать выбор по сбережению своего «зелёного» дома, знанию особенностей поведения в природе.

Ключевые слова: природные зоны края и их площадь, земляк, животные республики Коми, самоопределение по ведению здорового образа жизни.

 Учебно – профессиональные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

– воспитание морально – нравственных качеств личности;

– развитие самостоятельности;

– развитие знаний и навыков по здоровьесбережению;

- сбережению «зелёного» дома, природы своей земли.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, хранение, использование);

- сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формирование творческого подхода к знаниям;

- применение знаний в новой ситуации.

Тип занятия –интегрированное по предметам математики, физической культуры, биологии и географии

Вид занятия – игра по станциям (островам)

Педагогическая цель: создать условия для определения учащимися местонахождения объектов и использования вычислительных навыков для уточнения размеров природной зоны тайги, сравнение веса, особенностей субъектов.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся узнают новые места обитания животных, определяют расположение основных объектов и влияние климатических характеристик природной зоны на здоровье человека, применяют счёт при определении размеров природных зон, площадей охранных территорий.

Базовые учебные действия (метапредметные): активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету занятия при помощи УД, использование элементов образовательных технологий.

  1. Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.
  2. Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.
  3. Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.
  4. Личностные: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль свою как гражданина общества, определяют личностный смысл учения.

Педагогические технологии:

- Педагогика сотрудничества

- Здоровьесберегающие технологии

Методы и приёмы обучения: диалогические и исследовательские, прием «вопросы к тексту», «в своем темпе», сотрудничество в группе учащихся.

«вопросы к тексту»

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

- Почему?

- Какие вычисления провести?

- В какой природной зоне?

- Как определить?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 3 вопроса за 3 минуты, получает отметку “5”; 2 вопроса – “4”. Прочитав здание, учащиеся выстраивают суждения, составляют ответ. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их устную речь.

«в своём темпе»

При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

Оборудование: плакаты, компьютер, презентация, картинки с животными, карточки с текстом, разноцветные жетоны и смайлики желтого и оранжевого цвета.

Контроль за процессом и результат учебной деятельности учащихся

«тихий опрос»

Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.

«идеальный опрос»

Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

Рефлексия деятельности «Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

Корректируемые факторы: необходимо корректировать работу в группах.

Устранимые факторы: негативные можно снизить путем ответственности за порученное дело.

Компетентностный подход: научить обучающихся формулировать цели занятия, формировать потребность в знаниях, использовать «ключевые» понятия.

Формирование базовых учебных действий на каждом этапе игры

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУДы

Прогнозируемые результаты

1

Самоопределение к деятельности – распределение команд путешественников по жетонам

Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии, которые обеспечивают соблюдение техники безопасности и оптимальные условия для сборных команд.

Приветствие «Добрый день, земляки!», объясните слово «земляки».

У нас в коробке разноцветные жетоны, команды одного цвета выберите капитана, затем

 выберите название команды («Фиолетовая», «Гроза», «Ёлки», «Скорпион», «Остров»), поприветствуйте друг друга, капитаны получите маршрутные листы. Попутного ветра в путешествии по островам!

Объясняют слово «земляки» - живем на одной земле, в одной республике.

Приветствие могут быть и невербальные, продемонстрируйте их.

Коммуникативные

обсуждение в группах.

Регулятивные самоопределение к деятельности.

Создать эмоциональный настрой на занятии, мотивировать учащихся на работу.

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии - объявление темы

Подводит к теме занятия: назовите свои ассоциации со словосочетанием «путешествие по островам».

Вопрос учащимся: почему выбрана тема «Путешествие к островам «Таёжный» по биологии, «Максимум» по географии, «Числовой», «Фигурный» и «Смекалка» по математике, «Разминка» по физической культуре

Запись на доске:

«Республика Коми в цифрах как регион Российской Федерации»

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками.

Формулируют ассоциации: есть свои особенности у каждой природной зоны, зеленый дом-природа, регион, республика.

Личностные каждый учащийся принял участие в предварительной подготовке.

Коммуникативные формулировка собственного мнения.

Заинтересованность учащихся в том, кто ближе к истине темы занятия.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей

3

Постановка мотивационных задач

Элементы здоровьесберегающих технологий: коррекционные технологии при определении правил поведения сборным командам (старшие уступают первое слово и место младшим, дружно решают все вопросы и по окончанию игры благодарят друг друга за участие)

Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач

Цель: Определить место по карте расположения природной зоны (тайги).

Узнать какие природные объекты находятся рядом.

Что нужно, чтобы достичь данной цели?

План:

1.Название природной зоны.

2. Соответствует ли название и преобладание растительности и животных

(на примере: тайга – хвойный лес, тундра – безлесное пространство, преобладают мхи и лишайники)

3.Цифры самых больших озер, болот, высот на территории республики.

4. Способы восстановления почв тундры и мест вырубки тайги.

Учащиеся используют записи в тетрадях – это было

домашним заданием (Приложение 1).

Пример: моя родина – республика Коми, мой город расположен в природной зоне -тайга, она самая большая по площади, как в республике, так и в России.

Приведение цифр и примеров подсчета.

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности),

регулятивные (целеполагание), коммуникативные: каждый владеет знаниями о животных и растениях (все классы), климате (7-8 классы) – использование знаний по мере выполнения домашних заданий

Умение описать свое место проживания «обсуждение по кругу», помощь друг другу. Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обмениваться информацией.

4

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Учащиеся называют критерии, по которым определяют место проживания: смена времен года, суровость климата по среднемесячным зимним и летним температурам (остров Числовой), считают самые низкие и самые высокие показатели в разных районах республики (остров Максимум), учитель записывает на доске площади тайги и тундры, учащиеся вычисляют разницу площадей (остров Смекалка), преобладающую растительность тайги и животный мир (остров Таежный).

Обучающиеся используют навыки вычислений, знания по предметам и умения.

В презентации учащиеся знакомятся с природными памятниками, определяя расстояние между пунктами их расположения, количество объектов.

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками

Учащиеся с интересом выслушивают мнения каждого, выражают свое одобрение, и устанавливают соответствие действительности сказанного

Личностные: определять правила работы в группах

Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата;

определять и формулировать цель деятельности;

высказывать своё мнение.

Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: совместно с учителем и командой давать оценку деятельности на мероприятии.

Информационная компетенция: умение анализировать информацию и делать выводы.

Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, воспитание экологической культуры.

5

Составление общей картины

Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии обучения здоровому образу жизни.

- Давайте составим модель школьника «здоровый ученик» по критериям.

Критерии:

1. Трудовые навыки и соблюдение мер безопасности жизни.

2. Знания и умения применять во благо своего здоровья – комфортность пребывания в школьной обстановке.

3. Желание стать экологически грамотным гражданином, проживание в «зеленой» зоне.

4. Самодисциплина, самообслуживание, гигиена.

5. Развитие творческих и физических способностей школьника расценивать, как активный отдых, на примере деятельности на «острове Разминка» (в спортзале под ритмическую музыку повторять движения за педагогом).

Объясняют, что значит модель школьника на примере «здоровый ученик» (Приложение 2).

Используют предложенные критерии.

Учащиеся самостоятельно договариваются с родителями, затем сообщают результат договора педагогу

Личностные: умение вести переговоры с педагогами.

Регулятивные: самостоятельность выбора аргументов.

Познавательные: выразить свою точку зрения по определению критериев.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участие в дискуссии.

Регулятивные: совместное определение модели «здоровый ученик» по критериям.

Коммуникативная компетенция: умение осуществлять поиск информации, определений; обосновывать свое решение.

Информационная компетенция: умение использовать информацию по своему предпочтению, обобщать и делать выводы.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение признавать свои слабые и сильные стороны, вырабатывать привычки для самосовершенствования.

6

Работа с презентацией

1.Проводим путешествие по предметам биологии, географии и математики. Как вы это понимаете?

2. Каждый слайд содержит вопрос, оценивается быстрота и полнота ответа.

3. Дружные команды накапливают баллы верных ответов и дополнительные бонусы помощи младшим.

Выводят правило путешествия: все предметы, как острова, передают эстафетную «палочку» друг другу (Приложение 3).

Коммуникативные: умение слаженно действовать в поиске ответов и решений.

Коммуникативная компетенция: умение обосновывать свое решение.

Информационная компетенция: получение новой информации с интересом.

7

Рефлексия деятельности

Работа по принципу здоровьесберегающей технологии «не навреди»

-Мы достигли поставленной цели?     (да)

- Игра понравилась? (да)

-Какие универсальные действия развивали: личностные - успех, коммуникативные – игра команды, познавательные – пополнение словаря.

Закончить тему занятия: «Привычку (соблюдение личной гигиены) посеешь, здоровым жизнь проживешь».

Выработайте свой девиз: «Здоровье – клад, в жизни - лад».

Команды «Фиолетовая», «Гроза», «Ёлки», «Скорпион», «Остров» показали слаженную работу, за игру все команды получили сладкие призы, за призовые места сертификаты по предметам.

Вступают в диалог с учителем.

 Высказывают своё мнение.

Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру, совпадают ли ваше «хочу» со словом «надо».

Выбор интересных вопросов и ответов: про «хозяина тайги», «самое самое», «остров Разминка», «остров Фигурный».

Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, регулятивные оценка своей деятельности.

Информационная компетенция: обобщать и делать выводы.

Компетенция личностного самосовершенствования: мнение участников игры – успех каждого обеспечен, благодаря слаженной работе команд.

Список использованной литературы:

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: https://dusshh.yam.sportsng.ru/media/2018/06/26/1240840460/Selevko-Ped._teKhnologii.pdf -ссылка в интернет- ресурсе.
  3. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.

Приложение 1

Домашнее задание

Регион в Российской Федерации

Природные зоны республики

Большую часть территории республики занимает природная зона

Природные объекты как достопримечательность республики

Приложение 2

Модель «Здоровый ученик», составляющие:

  1. Гигиена и самообслуживание.
  2. Экология, порядок в доме природы.
  3. Развитие творческих и физических способностей.
  4. Труд в школе и дома.
  5. Комфорт в школьной среде.

Приложение 3

Остров Таежный: по республике – часть тундры составляет 28%; приспособления животных к перепаду температур; значение тайги для всего живого; название охраняемых территорий, самые большие по площади из них; сколько «чудес света» в республике, назвать.

Остров Максимум: самые низкие температуры на территории республики Коми зимой и самые высокие – летом, назвать местность; самая высокая точка Уральских гор и самая низменная; самая большая река республики и самое большое болото.

Остров Числовой: расстояние от города Сыктывкара до города Воркуты вычислить по карте; вес медведя и лося, росомахи и волка сравнить, хозяин тайги определяется по весу; сосчитать перепады температур республики зимой и летом и выявить разницу.

Остров Фигурный: определите среди спутанных фигур границы республики Коми, районы, реку Печору на ее территории и горы Урала, покажите стороны света на карте.

  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Relief_Map_of_Komi_Republic.png

Остров Смекалка: назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел (100 – сто, 1000000 – миллион), эти числа соответствуют юбилею республики в 2022году и выплата за первенца в 2024году; на сколько человек больше стало заниматься спортом с 2014г (224.061 человек) и 2023г (435.394 человека).

Остров Разминка: в спортзале команды выполняют упражнения по примеру учителя физической культуры под ритмичную музыку в национальной обработке популярных мелодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методического объединения естественно-математического цикла

В помощь руководителям МО естественно-математического цикла....

План работы методического объединения естественно-математического цикла

Для руководителей методического объединения естественно-математического цикла...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Мероприятие проведенное на неделе методического объединения Естественно-математического цикла

Внеклассное мероприятие на неделе ЕМЦ для 5-11 классов.«Уроки в школе магии и волшебства».Цели: – умение применять теоретические знания и практические умения в решении интеллектуальн...

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему: «Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового качества знаний учащихся».

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему:«Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового каче...

Выступление на методическом объединении Естественно-математического цикла Тема : «Работа над исследовательским проектом в школе в свете требований ФГОС»

Выступление на методическом объединении Естественно-математического цикла Тема : «Работа над исследовательским проектом в школе в свете требований ФГОС»  ...