Урок алгебры "Теорема Виета", 8 класс
план-конспект урока по математике (8 класс)
Урок открытия нового знания в соответствии с теорией деятельностного подхода. Ключевые моменты урока: удивление, побуждающее к деятельности, исследование и вывод, подведение итогов, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок алгебры "Теорема Виета" | 351.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК Алгебра. Макарычев Ю.Н. (7-9)
Предмет: алгебра
Класс: 8
Тема урока «Теорема Виета»
Учитель математики: Тонких В.А.
Цель занятия | Формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета и её применении при выполнении различных упражнений. Формирование умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы, применять теорему для приведенных квадратных уравнений на практике. |
Универсальные учебные действия (П-познавательные, К-коммуникативные, Р-регулятивные, Л-личностные) | П: уметь проводить коллективное исследование, конструировать новый способ действия, структурировать собственные знания. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, строить рассуждения, понятные для собеседника. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. Р: уметь принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать и прогнозировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Л: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности, осуществлять формирование готовности к самообразованию. |
Планируемые результаты | Предметные: знать способ решения приведенного квадратного уравнения, знать теорему Виета, уметь решать приведенное квадратное уравнение, уметь применять теорему Виета для решения приведенного квадратного уравнения. Метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, переводить словесную информацию в знаково-символьную форму; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем и сверстниками (определять общие цели, договариваться друг с другом), осуществлять рефлексию способов и условий действий. Личностные: умение формулировать собственное мнение, оценивать усваиваемое содержание, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме, |
Основные понятия, используемые на занятии | Приведенное квадратное уравнение, коэффициенты приведенного квадратного уравнения, теорема Виета. |
Межпредметные связи | История, литература. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Фронтальная Групповая Индивидуальная творческая деятельность обучающихся |
Методы обучения | Исследовательский метод, частичный поиск. |
Технологии | Проблемное изложение |
Структура урока
- Организационный этап. (1-2 мин.)
- Мотивация учебной деятельности учащихся. (1-3мин.)
- Актуализация знаний: 5 минут
- Пробное действие. (3-4 мин.)
- Выявление места затруднения. (1 мин.)
- Построение проекта выхода из затруднения. (1мин.)
- Реализация построенного проекта (исследовательская работа). (15 мин.)
- Физминутка. (1 мин.)
- Первичное закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. (2 мин.)
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 мин.)
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.(если есть время) (3 мин.)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)
- Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия). (2 мин.)
Ход урока.
- Организационный этап. (___мин.)
Приветствие. Знакомство с учителем и гостями. Проверка готовности к уроку. Сообщение о рабочих пакетах, с которыми будут работать учащиеся. Запись числа в рабочей тетради.
- Мотивация учебной деятельности учащихся. (___мин.)
Ребята, прочитайте высказывания. «Познание начинается с удивления»
Аристотель; Клод Адриан Гельвеций: “Чтобы удивиться, достаточно одной минуты. Чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы”.
Как вы понимаете эти высказывания?
Дети отвечают: “Чтобы что-то удивительное открывать, нужно приложить усилие, нужно потрудиться».
- Актуализация знаний. Выявление места затруднения. (___мин.)
- Убрать лишнее, обосновать выбор:
- 6x2-5x=0
- 5x2-15x+10=0
- x2+x-12=0
- 2x-5=0
- x2-2x-8=0
(Выполняется в несколько этапов, сначала находят лишнее линейное уравнение, затем лишнее неполное квадратное уравнение, затем неприведенное квадратное уравнение.)
По мере выполнения задания отвечают на вопросы
- Какое уравнение называют квадратным?
- Какое уравнение называют неполным?
- Какое уравнение называют приведённым?
- Можно ли неприведённое квадратное уравнение представить в виде приведённого? Каким образом? Выполните это действие с выбранным уравнением.
- Как можно решить квадратное уравнение?
2. Итак, у нас осталось 3 уравнения. Самостоятельная работа
Я предлагаю вам и моим ассистентам за 3-4 минуты решить эти уравнения, они есть у вас в карточках на столах, или закончим работу тогда, когда первые из вас справятся (гости (их двое из 9 и 11 классов)) (гости решают у доски уравнения не по формуле).
К-1 |
|
| |
|
-Выполним самопроверку. Молодцы!
(Дети удивляются, как гости смогли так быстро решить данные уравнения, не записывая формул дискриминанта и корней.)
Учитель: - А можете ли вы так же быстро решить квадратное уравнение?
- А хотите узнать?
Тема урока: Теорема Виета
- Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. (___мин.)
- Какую цель мы можем поставить на урок?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
Цель: Научиться быстро решать квадратные уравнения не по формуле.
- Посмотрите на данные уравнения и полученные корни. Как вы думаете, где таится разгадка решения квадратных уравнений? (С чем могут быть связаны корни?)
- Предположите, существует ли связь между корнями и коэффициентами? Какова она?
- Что нужно сделать, чтобы эту связь увидеть?
- Если есть версии, нужно их проверить.
- Реализация построенного проекта (исследовательская работа). (___мин.)
- Проведём небольшую исследовательскую работу (в группах)
В заданной таблице помещены уравнения, для которых вы уже нашли корни, но вам нужно заполнить таблицу до конца.
После заполнения таблицы, ответьте на вопрос: Какую закономерность вы обнаружили, сделайте вывод.
К-2 | |||||||
Уравнение | Коэффициенты | Корни уравнения | Сумма корней | Произведение корней | |||
| а | b | c | ||||
| 1 | 2 | |||||
| -4 | 3 | |||||
| -2 | 4 | |||||
Выводы по таблице: | |||||||
Все уравнения__________________________, так как a = __________ | |||||||
Сумма корней равна__________коэффициенту____________________ | |||||||
Произведение корней равно_______________________________________ |
- Проверка выполнения заданий в группах и на доске. Вывод: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.
Записать в тетрадь:
Теорема Виета
, где х1 и х2 корни данного уравнения
- Как применять теорему Виета для нахождения корней приведённого квадратного уравнения?
С помощью теоремы Виета мы можем только убедиться в правильности нахождения корней с помощью дискриминанта!
Вывод: это утверждение верно для всех уравнений, имеющих корни. Оно называется теоремой Виета, названной в честь французского математика Франсуа Виета.
- Ребята, сейчас наши гости расскажут нам о нем подробнее. (Историческая справка о Виете).
- Верна и обратная теорема Виета.
Познакомьтесь с решением и правильно составьте алгоритм решения:
К-3 | ||
Обратная теорема: Если числа m и n таковы, что m + n = - р, m • n = q, то эти числа – корни уравнения х2 + рх + q = 0. | Внимательно изучите решение и установите последовательность пунктов алгоритма (пронумеровав): - Из найденных пар чисел выбрать ту пару, которая в сумме будет равна –p. - Подобрать пары целых чисел, произведение которых равно q. - Записать ответ. - Записать сумму и произведение корней, в соответствии с теоремой Виета. |
- Проверьте правильность алгоритма решения
Сделайте вывод о возможности применения теоремы, обратной теореме Виета.
(Слайд ___) Физминутка
- Первичное закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. (___мин.)
А) Найдите сумму и произведение корней уравнения:
х2 + 6х + 8 = 0
Б) Решить уравнение и выполнить проверку по теореме, обратной теореме Виета
1) х2 - 7х + 6 = 0
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (___мин.)
Далее отрабатываем навыки применения теоремы Виета и решаем уравнения (три человека у доски) остальные в тетрадях.
Первое уравнение по образцу, остальные у доски три человека и в тетрадях.
К-4 | |
Образец: х2+7х+6=0 Д=b2 - 4ac, Д ≥ 0 Д=72- 4*1*6=49-24=25≥0 х1 + х2 = –7; -1+(-6)=-7 х1 · х2 = 6 -1 ·(- 6) = 6 Ответ: х1= - 1, х2= - 6 | x2- 13x - 30 = 0 x2-9x + 18 = 0 |
Выявляют причины ошибок и исправляют их.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение. (___мин.) (если есть время)
- Дополнительно для учащихся, успешно справившихся с самостоятельной работой, задание на применение теоремы Виета.
Если х2 + рх + q = 0 приведенное квадратное уравнение, то x1 + x2 = - р, x1• x2 = q. А можно составить квадратное уравнение по его корням? Можно.
К-Д Составьте приведенное квадратное уравнение по известным корням:
|
- Трое первых записывают на доске. Проверка по эталону.
Домашнее задание
К-5 |
1. Выучить формулировки теоремы Виета и обратной теоремы Виета. 2. Найдите корни уравнения и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета: а) х2-15х-16=0 б) х2-6х+5=0 3. 4*. |
Подведение итогов урока. Рефлексия урока.
Ответьте на вопросы:
К-6 Вопрос | Ответ |
С какой проблемой вы столкнулись в начале урока? | |
Удалось ли решить проблему к концу урока? | |
С помощью чего удалось решить проблему? | |
Чему необходимо научиться еще, чтобы быстро решать приведенные квадратные уравнения? | |
Можно ли неприведенное квадратное уравнение решить по теореме Виета? | |
Я могу самостоятельно находить подбором корни уравнения по теореме, обратной теореме Виета? |
Учитель: «Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А МАТЕМАТИКА способна достичь всех этих целей» Морис Клайн
Урок окончен. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс
На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....
Урок "Теорема Виета", 8 класс
Разработка урока содержит метод организации исследовательской деятельности учащихся на уроке. Включает в себя тест для проверки знаний....
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета».
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета». Урок формирования новых знаний. На уроке были созданы ситуации для самоконтроля и самоанализа своей деятельности. Для мотивации дальнейшей учебной...
Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс
Проблемно-диалогическое обучение на уроке алгебры по теме "Теореме Виета" 8 класс...
Методическая разработка урока в 8 классе "Теорема Виета" (презентация)
Данная презентация выполнена для объяснения нового материала по алгебре в 8 классе по теме "Теоорема Виета"....
Разработка урока "Теорема Виета" 8 класс
Разработка урока алгебры( сценарий) в 8 классе на тему "Теорема Виета", учащиеся назвали его "Искусство Виета". На уроке присутствуют гости - учащиеся 9 класса, в совершенстве владеющие на...
Тема урока: Теорема Виета. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Класс: 8
Цель урока:«открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.р...