Урок алгебры "Теорема Виета", 8 класс
план-конспект урока по математике (8 класс)

Тонких Валентина Александровна

Урок открытия нового знания в соответствии с теорией деятельностного подхода. Ключевые моменты урока: удивление, побуждающее к деятельности, исследование и вывод, подведение итогов, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок алгебры "Теорема Виета"351.11 КБ

Предварительный просмотр:

УМК        Алгебра. Макарычев Ю.Н. (7-9)

Предмет: алгебра

Класс: 8

Тема урока «Теорема Виета»

Учитель математики: Тонких В.А.

Цель занятия

Формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета и её применении при выполнении различных упражнений.

Формирование умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы, применять теорему для приведенных квадратных уравнений на практике.

Универсальные учебные действия

 (П-познавательные,

К-коммуникативные,

Р-регулятивные,

Л-личностные)

П: уметь проводить коллективное исследование, конструировать новый способ действия, структурировать собственные знания.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, строить рассуждения, понятные для собеседника. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Р: уметь принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать и прогнозировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Л: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности, осуществлять формирование готовности к самообразованию.

Планируемые результаты

Предметные: знать способ решения приведенного квадратного уравнения, знать теорему Виета, уметь решать приведенное квадратное уравнение, уметь применять теорему Виета для решения приведенного квадратного уравнения.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, переводить словесную информацию в знаково-символьную форму;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем и сверстниками (определять общие цели, договариваться друг с другом), осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Личностные: умение формулировать собственное мнение, оценивать усваиваемое содержание, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме,

Основные понятия, используемые на занятии

Приведенное квадратное уравнение, коэффициенты приведенного квадратного уравнения, теорема Виета.

Межпредметные связи

История, литература.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная творческая деятельность обучающихся

Методы обучения

Исследовательский метод, частичный поиск.

Технологии

Проблемное изложение

Структура урока

  1. Организационный этап. (1-2 мин.)
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1-3мин.)
  3. Актуализация знаний: 5 минут
  • Пробное действие. (3-4 мин.)
  • Выявление места затруднения. (1 мин.)
  1. Построение проекта выхода из затруднения. (1мин.)
  2. Реализация построенного проекта (исследовательская работа). (15 мин.)
  3. Физминутка. (1 мин.)
  4. Первичное закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. (2 мин.)
  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 мин.)
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(если есть время) (3 мин.)
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)
  8. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия). (2 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный этап. (___мин.)

Приветствие. Знакомство с учителем и гостями. Проверка готовности к уроку. Сообщение о рабочих пакетах, с которыми будут работать учащиеся. Запись числа в рабочей тетради.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. (___мин.)

Ребята, прочитайте высказывания.  «Познание начинается с удивления»

Аристотель; Клод Адриан Гельвеций: “Чтобы удивиться, достаточно одной минуты. Чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы”.

Как вы понимаете эти высказывания?

Дети отвечают: “Чтобы что-то удивительное открывать, нужно приложить усилие, нужно потрудиться».

  1. Актуализация знаний. Выявление места затруднения. (___мин.) 
  1. Убрать лишнее, обосновать выбор:
  1. 6x2-5x=0                             
  2. 5x2-15x+10=0
  3. x2+x-12=0
  4. 2x-5=0                               
  5. x2-2x-8=0                            

 (Выполняется в несколько этапов, сначала находят лишнее линейное уравнение, затем лишнее неполное квадратное уравнение, затем неприведенное квадратное уравнение.)

По мере выполнения задания отвечают на вопросы

- Какое уравнение называют квадратным?

- Какое уравнение называют неполным?

- Какое уравнение называют приведённым?

- Можно ли неприведённое квадратное уравнение представить в виде приведённого? Каким образом? Выполните это действие с выбранным уравнением.

- Как можно решить квадратное уравнение?

2. Итак, у нас осталось 3 уравнения. Самостоятельная работа

Я предлагаю вам и моим ассистентам за 3-4 минуты решить эти уравнения, они есть у вас в карточках  на столах, или закончим работу тогда, когда первые из вас справятся (гости (их двое из 9 и 11 классов)) (гости решают у доски уравнения не по формуле).

К-1

       

       

       

-Выполним самопроверку.  Молодцы!

(Дети удивляются, как гости смогли так быстро решить данные уравнения, не записывая формул дискриминанта и корней.)

Учитель: - А можете ли вы так же быстро решить квадратное уравнение?

- А хотите узнать?

Тема урока: Теорема Виета

  1. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. (___мин.)

- Какую цель мы можем поставить на урок?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

Цель: Научиться быстро решать квадратные уравнения не по формуле.

- Посмотрите на данные уравнения и полученные корни. Как вы думаете, где таится разгадка решения квадратных уравнений? (С чем могут быть связаны корни?)

- Предположите, существует ли связь между корнями и коэффициентами? Какова она?

- Что нужно сделать, чтобы эту связь увидеть?

- Если есть версии, нужно их проверить.

  1. Реализация построенного проекта (исследовательская работа). (___мин.)
  1. Проведём небольшую исследовательскую работу (в группах)

В заданной таблице помещены уравнения, для которых вы уже нашли корни, но вам нужно заполнить таблицу до конца. 

После заполнения таблицы, ответьте на вопрос: Какую закономерность вы обнаружили, сделайте вывод.  

К-2

Уравнение

Коэффициенты

Корни уравнения

Сумма корней

Произведение корней

         

а

b

c

       

1

2

       

-4

3

       

-2

4

Выводы по таблице:

Все уравнения__________________________, так как a = __________

Сумма корней   равна__________коэффициенту____________________

Произведение корней   равно_______________________________________

 

  1. Проверка выполнения заданий в группах и на доске. Вывод: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.

Записать в тетрадь:

Теорема Виета

, где х1 и х2 корни данного уравнения

- Как применять теорему Виета для нахождения корней приведённого квадратного уравнения?

С помощью теоремы Виета мы можем только убедиться в правильности нахождения корней с помощью дискриминанта! 

Вывод: это утверждение верно для всех уравнений, имеющих корни. Оно называется теоремой Виета, названной в честь французского математика Франсуа Виета.

  1. Ребята, сейчас наши гости расскажут нам о нем подробнее. (Историческая справка о Виете).
  2. Верна и обратная теорема Виета.

Познакомьтесь с решением и правильно составьте алгоритм решения:

К-3

Обратная теорема:

Если числа m и n таковы, что m + n = - р, m • n = q, то эти числа – корни уравнения х2 + рх + q = 0.

Внимательно изучите решение и установите последовательность пунктов алгоритма (пронумеровав):

- Из найденных пар чисел выбрать ту пару, которая в сумме будет равна –p.

- Подобрать пары целых чисел, произведение которых равно q.

- Записать ответ.

- Записать сумму и произведение корней, в соответствии с теоремой Виета.

  1. Проверьте правильность алгоритма решения

Сделайте вывод о возможности применения теоремы, обратной теореме Виета.

(Слайд ___) Физминутка 

  1. Первичное закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. (___мин.)

А) Найдите сумму и произведение корней уравнения:

х2 + 6х + 8 = 0

Б) Решить уравнение и выполнить проверку по теореме, обратной теореме Виета

1) х2 - 7х + 6 = 0

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (___мин.)

Далее отрабатываем навыки применения теоремы Виета и решаем уравнения (три человека у доски) остальные в тетрадях. 

Первое уравнение по образцу, остальные у доски три человека и в тетрадях.

К-4

Образец: х2+7х+6=0

Д=b2  - 4ac, Д ≥ 0

Д=72- 4*1*6=49-24=25≥0

х1 + х2 = –7;   -1+(-6)=-7

 х1 · х2 = 6     -1 ·(- 6) = 6

Ответ: х1= - 1,  х2= - 6

x2- 13x - 30 = 0

x2-9x + 18 = 0

Выявляют причины ошибок и исправляют их.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (___мин.) (если есть время)
  1. Дополнительно для учащихся, успешно справившихся с самостоятельной работой, задание на применение теоремы Виета.

Если х2 + рх + q = 0 приведенное квадратное уравнение, то x1 + x2 = - р, x1• x2 = q. А можно составить квадратное уравнение по его корням?  Можно.

 К-Д Составьте приведенное квадратное уравнение по известным корням:

  1. х1=2, х2=3
  2. х1=-5, х2=3
  3. х1=1, х2=-2024
  1. Трое первых записывают на доске. Проверка по эталону.
  1. Домашнее задание

К-5

1. Выучить формулировки теоремы Виета и обратной теоремы Виета.

2.  Найдите корни уравнения и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:

а) х2-15х-16=0

б) х2-6х+5=0

3.

4*.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.

Ответьте на вопросы:

К-6                                      Вопрос

Ответ

С какой проблемой вы столкнулись в начале урока?

Удалось ли решить проблему к концу урока?

С помощью чего удалось  решить проблему?  

Чему необходимо научиться еще, чтобы быстро решать приведенные квадратные уравнения?

Можно ли неприведенное квадратное уравнение решить по теореме Виета?

Я могу самостоятельно находить подбором корни уравнения по теореме, обратной теореме Виета?

Учитель:  «Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись – радовать глаз,

Поэзия – пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,

А МАТЕМАТИКА способна достичь всех этих целей» Морис Клайн

Урок окончен. Спасибо! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс

На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....

Урок "Теорема Виета", 8 класс

Разработка урока содержит метод организации исследовательской деятельности учащихся на уроке. Включает в себя тест для проверки знаний....

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета».

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета». Урок формирования новых знаний. На уроке были созданы ситуации для самоконтроля и самоанализа своей деятельности. Для мотивации дальнейшей учебной...

Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс

Проблемно-диалогическое обучение на уроке алгебры по теме "Теореме Виета" 8 класс...

Методическая разработка урока в 8 классе "Теорема Виета" (презентация)

Данная презентация выполнена для объяснения нового материала по алгебре в 8 классе по теме "Теоорема Виета"....

Разработка урока "Теорема Виета" 8 класс

Разработка урока алгебры( сценарий) в 8 классе на тему "Теорема Виета", учащиеся назвали его "Искусство Виета".  На уроке присутствуют  гости - учащиеся 9 класса, в совершенстве владеющие на...

Тема урока: Теорема Виета. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Класс: 8

Цель урока:«открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.р...