План-конспект урока по теме : Решение иррациональных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
План-конспект урока по теме " Решение иррациональных уравнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по теме "Решение иррациональных уравнений" | 874.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение иррациональных уравнений
Автор : Гаджалиева Лариса Халидовна,
учитель математики высшей категории
Цели урока
Обучающие:
- ввести понятие иррациональных уравнений;
- открыть правило решения иррациональных уравнений;
- показать оформление решения;
- формирование умения решать иррациональные уравнения.
Развивающие:
- развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- развитие инициативы, умение принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
- развитие критического мышления;
- развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитывающие:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока |
– урок – объяснение нового материала.
Ход урока
1) Орг. момент
Приветствие, представить гостей.
( Слайд )Эпиграф сегодняшнего урока:
«Мне приходится делить
время между политикой и уравнениями.
Однако , уравнения, по-моему,гораздо важнее.
Политика существует для данного момента,
а уравнения будут существовать вечно».
Эйнштейн
2) Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.
На доске написаны уравнения. Посмотрите на них внимательно. Распределите их на три группы и назовите каждую группу. Можно ли,не решая уравнений 3 группы, сделать вывод о неразрешимости предложенных уравнений.
|
|
I группа 2х-1=3 19х-3х+4х=80 | II группа х2+4х+4=0 (х-1)(х+1)=8 х2-2√3х+3=0 | III группа 2 |
-Дайте название уравнениям I группы (линейные).
-Дайте название уравнениям II группы (квадратные).
-Дайте название уравнениям III группы (?).
-Что объединяет уравнения III группы? (Переменная содержится под знаком квадратного корня.)
Уравнения, в которых переменная содержится под знаком квадратного корня, называются иррациональными уравнениями.
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Иррациональные уравнения).
А сейчас мы повторим основной теоретический материал, который понадобится нам для изучения новой темы. Ответьте пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что такое уравнение? (равенство с переменной или переменными)
- Что значит решить уравнение? (найти все его корни или убедиться, что их нет)
- Что такое корень уравнения? (значение переменной, которое при подстановке его в исходное равенство обращает его в верное числовое равенство)
- Дайте определение квадратного корня из неотрицательного числа. (квадратным корнем из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, квадрат которого равен а. на доске =b, b≥0 и b2=a)
- Укажите способ решения линейных уравнений. (все с неизвестными перенести в левую часть уравнения, все числа в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель)
- Укажите способы решения квадратных уравнений. (выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему, обратную т. Виета, графический)
- Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному; 2. Если обе части «*» или «:» на одно и тоже отличное от нуля число, то получится уравнение равносильное данному.)
3) Объяснение нового материала.
Итак, мы все очень хорошо повторили, а теперь вернемся к теме урока.
-Сможете ли вы теперь из множества всех уравнений выделить иррациональные уравнения?
-Что будет отличать их от остальных уравнений?
-А зачем нам надо изучать иррациональные уравнения? Ведь жили мы без них спокойно.
- Иногда реальные ситуации представляют собой иррациональное уравнение, например, мы с ними встретились, когда находили длину стороны прямоугольного треугольника используя теорему Пифагора.
Я вам более того скажу, эта тема настолько важная, что ее изучают и в старшей школе, и иррациональные уравнения вынесены на ЕГЭ.
Слайд
Какие уравнения не являются иррациональными?(устно)
Решить в тетрадях и на доске уравнение № 1
- 2- 4=0,
=2,
х=22 , (по определению квадратного корня)
х=4.
Ответ: 4
-Какое иррациональное уравнение можно попробовать решить, используя определение квадратного корня?
- ,
2х+1=9,
х=4.
Ответ: 4.
-Давайте убедимся, что полученное число действий является корнем уравнения. Как это сделать? (выполнить проверку)
Проверка: ,
=3;
3=3 – верно.
Ответ: 4.
Теперь попытайтесь решить уравнение № 3.
5х-16=(х-2)2 5х-16=х2-4х+4 х2-9х+20=0 (по теореме обратной т. Виета) |
-Можем ли мы дать ответ? В чем трудность?
-Проблема в том, что мы пока не умеем решать уравнения.
-А как убедиться, что найденные числа являются корнями?
-Сделать проверку. Сделайте проверку и запишите ответ.
Ответ: 4; 5.
Слайд
Слайд
-У нас остался не разобранным пример № 4.
-Знает кто-нибудь способ решения?
Если учащиеся затрудняются, то спросить, как можно освободиться от знака квадратного корня? (возведением в квадрат)
2х=2
х=1
Проверка:
= – не имеет смысла.
-В подобных случаях говорят, что х=1 – посторонний корень. Поэтому уравнение не имеет корней.
Ответ: корней нет.
Метод, который мы использовали, называется возведением в квадрат обеих частей уравнения. Это основной метод решения иррациональных уравнений. Он не сложен, но иногда приводит к неприятностям, как в предыдущем примере. Поэтому проверку выполнять обязательно.
Фактически решая примеры № 1- № 3 мы применяли этот метод.
Попробуйте сформулировать правило решения иррациональных уравнений, которые мы изучили сегодня на уроке.
С помощью учащихся составить алгоритм решения иррациональных уравнений.
- Возведи обе части уравнения в нужную степень.
- Решаем полученное уравнение
2.Сделай проверку.
Слайд
Запомни:
При возведении обеих частей уравнения
• в четную степень (показатель корня – четное число) – возможно появление постороннего корня (проверка необходима)
в нечетную степень (показатель корня – нечетное число) – получается уравнение, равносильное исходному (проверка не нужна)
Сдайд
- Первичное осмысление нового материала.
Решить уравнения:
I вариант II вариант
Учащиеся выполняют самостоятельно. Затем самопроверка: ответы и решение записано на доске.
Сделайте задание другого варианта.
I вариант | II вариант |
= = х2+2х+1 х2+х=0 х(х+1)=0 Проверка: 1) х = 0: = 1 1 = 1 - верно. 2) х = -1: 0 = 0 – верно. Ответ: -1; 0. | х2+3х+2=0 (по теореме обратной т. Виета) Проверка: 1) х = -2: = - верно. 2) х = -1: = – не имеет смысла. Ответ: -2. |
Слайд
Решить данный пример у доски (учитель) с объяснением.
Работа по учебнику №156(3),159(1)
- Рефлексия
Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.
Синквейн.
- Уравнения
- Иррациональные новые
- Возводим, решаем, проверяем
- Умение решать пригодится на ЕГЭ
- Здорово
5) Инструктаж по домашнему заданию.
1. Прочитать § 9 из учебника
2. Решить в тетрадях № 156,158(2-4)
Подведение итогов.
«Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше ,чем разгадок
И поискам предела нет!»
Всем спасибо! Урок закончен.
Литература
- Алимов Ш.А.. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 кл.: Задачник для общеобразовательных . учреждений.
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-18133.html
- http://dist-tutor.info/mod/lesson/view.php
- http://ru.wikibooks.org/wiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 10 классе по теме "Решение иррациональных уравнений"
Урок алгебры в 10 классе по теме: "Решение иррациональных уравнений". Тип урока: разноуровневое обобщающее повторение....
Урок алгебры в 10 классе по теме "Решение иррациональных уравнений".
Тип урока разноуровневое обобщающее повторение. В ходе урока учащиеся обобщают теоретические знания, практические умения и навыки при решении иррациональных уравнений. Рабо...
Урок-семинар по теме "Решение иррациональных уравнений"
обобщение знаний и способов решения иррациональных уравнений;знакомство с нестандартными методами решения иррациональных уравнений....
Использование технологии оценки УУД на уроке по теме "Решение иррациональных уравнений"
В моем портфолио представлены материалы по математики и информатике...
Разработка урока по теме "Решение иррациональных уравнений"
Разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Решение иррациональных уравнений".Тип урока - урок рефлексии....
План-конспект урока по алгебре в 10 классе на тему "Решение иррациональных уравнений и неравенств".
План-конспект урока по алгебре в 10 классе на тему "Решение иррациональных уравнений и неравенств"....
план конспект открытого урока по теме: " Решение упражнение на умножение дробей"
Прозвенел уже звонок,Начинаем наш урок.Математику, друзья!Изучаем мы не зря!...