Методические разработки
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Методические разработки творческих, нестандартных и дифференцированных заданий по математике. Фрагменты уроков в пректно-ислледовательскими приемами. Интегрированный урок-проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фрагмент исследовательского урока | 58.73 КБ |
Фрагмент урока с элементами проектной деятельности | 183.61 КБ |
Интегрированный урок-проект | 1008.46 КБ |
Нестандартные задания | 247.46 КБ |
Творческие задания | 16.72 КБ |
Дифференцированные задания | 255.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент исследовательского урока по теме «Свойства функции»
Этап урока: устная работа
Цель этапа: показать применение математической темы функции с реальной действительностью
В ходе этапа происходит формирования обратного действия через выполнение обратных заданий: к имеющейся реальной ситуации изобразить график зависимости величин, и, наоборот, по графику определить о какой пословице идет речь.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид доски |
Задание 1. Для каждой реальной ситуации изобразить график функции, который описывает ее: | ||
1) У человека есть деньги, которые он тратит на покупки, где x-время, y-количество денег Итак, как выглядит график данной ситуации? Хорошо 2) Груша растет, затем ее срывают и сушат, где x-время, y-масса груши Как представить данную ситуацию в виде графика? Хорошо 3) Вода на поверхности озера в течение года, где x-время, прошедшее с начала года, y-температура верхнего слоя воды Каким образом можно изобразить график? Хорошо 4) Мяч подняли над головой и выпустили из рук, где x–время, y–высота мяча над полом Изобразите график данной ситуации Хорошо 5) Заплатка на велосипедной камере вращается вокруг центра колеса, где x-время, y-расстояние от заплатки до земли Как изобразить график такой ситуации? | Графиком ситуации является убывающая кривая, находящаяся в I четверти и стремящаяся к оси Ох. В случае если деньги будут потрачены полностью кривая достигнет оси Ох. Например, график может выглядеть следующим образом: Кривая расположена в I четверти, причем пока груша растет – кривая возрастающая – набирает массу; как только ее срывают – кривая начинает убывать – масса груши уменьшается во время сушки. Например: Функция может находиться в I четверти, пересекать ось абсцисс и располагаться в VI четверти, по монотонности - вначале возрастает, потом убывает. Например: Начало графика функции будет от точки (о;у) – так как мяч подняли над головой, по монотонности - чередование промежутков возрастания и убывания – начиная с последнего; кривая находится в I четверти. Возможен следующий график:
В отличии от предыдущего случая «волна» будет постоянной. Например: | |
Задание 2. Современная математика знает множество функций, и у каждой свой неповторимый облик, как неповторим облик каждого из миллиардов людей, живущих на Земле. Однако при всей непохожести одного человека на другого у каждого есть руки и голова, уши и рот. Точно так же облик каждой функции можно представить сложенным из набора характерных деталей. В них проявляются основные свойства функций. Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, нам показалось естественным обратиться к пословицам. Ведь пословицы - отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа. | ||
Итак, по сравнению с предыдущим – задание обратного характера, по готовому графику функции отгадать пословицу, прием некоторый комментарий к графику буду давать Итак, первый график функции – внимание Продвижения в глубь леса – от опушки, где все давным-давно собрано, до чащоб, куда не ступала нога заготовителя. График представляет количество дров как функцию пути. Согласно пословице эта функция неизменно возрастает. Такое свойство функции называется монотонным возрастанием. Согласно пословице эта функция не уменьшается с добавкой масла. Она, возможно, увеличивается, но может оставаться и на прежнем уровне. Подобного рода функция называется монотонно неубывающей. И еще один график функции: Урожай лишь до некоторой поры растет вместе с плотностью посева, дальше он снижается, потому что при чрезмерной густоте ростки начинают глушить друг друга. Урожай максимален, когда поле засеяно в меру. Максимум - наибольшее значение функции по сравнению с ее значениями во всех соседних точках. Это как бы вершина горы, с которой все дороги ведут только вниз, куда ни шагни. | «Чем дальше в лес, тем больше дров» «Каши маслом не испортишь» «Пересев хуже недосева» | Математические портреты пословиц |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по теме «Функции как модели реальных функций»
Этап урока: решение задач
В ходе решения задач с региональным содержанием формируются умения проводить «развертывание» требования задачи, то есть рассмотреть всевозможные варианты решения; анализировать состав задачи; составлять план решения; составлять соответствующую математическую задачу к данной практической; использовать знания из других предметов
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-проект
«Изучение свойств степенной функции с помощью программы EXCEL»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научив-
шись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Н. Толстой
Интегрированный урок-проект по теме «Изучение свойств функций и с помощью электронных таблиц Excel» проводился мной и учителем информатики и был рассчитан на пять уроков – 3 урока математики и 2 урока информатики.
Перед учащимися стояла задача исследовать поведение графиков функций и средствами программы Excel, затем на основе полученных данных описать свойства функций.
По результатам проекта девятиклассники должны усвоить общий вид графиков функций и , научиться строить и «читать» эти графики, а также решать графически уравнения вида
Приведем поурочный график работы над проектом и содержание уроков:
№ урока | Предмет | Содержание |
1 | Математика |
|
2 | Информатика |
|
3 | Математика |
|
4 | Информатика |
|
5 | Математика |
|
Приведем краткое поэтапное описание проекта.
Этап I. Погружение в проект
Пробуждение интереса к теме проекта происходит в процессе беседы – предлагается решить известными им способами уравнения:
1) 2) 3) 4) 5)
Выясняется, что уравнение ребята могут решить двумя способами: аналитическим и графическим, уравнение - графическим способом. Остальные уравнения учащиеся решить затрудняются, но если бы были знакомы с графиками функций , , , то решили бы задачу графически.
Этап II. Выдвижение идей
Итогом беседы является формулировка проблемного вопроса: как выглядят графики функций и , где ? После этого определяются направления дальнейшей работы, формулируются задачи:
1) Выяснить с помощью программы Excel, как выглядит график функции при четном и описать свойства этой функции.
2) Выяснить с помощью программы Excel, как выглядит график функции при нечетном и описать свойства этой функции.
3) Выяснить с помощью программы Excel, как выглядит график функции при четном и описать свойства этой функции.
4) Выяснить с помощью программы Excel, как выглядит график функции при нечетном и описать свойства этой функции.
В дальнейшем происходит разбиение класса на четыре рабочие группы и в каждой группе выбирается руководитель, а также распределяются роли и результат проекта. Приведем пример группы №1:
ФИ ученика | Роль в группе | Результат проекта |
Блинова Дарья | Руководитель группы | Компьютерная презентация |
Ковальчук Олеся | Докладчик | |
Пониванова Анна | Докладчик | |
Токарь Ирина | Оформитель презентации | |
Савкин Егор | Оформитель презентации | |
Стрельников Вадим | Демонстратор |
Этап III. Проектный этап
Учащиеся выполняют задания в соответствии с намеченным планом работы. Учитель наблюдает за деятельностью групп, при необходимости консультирует учеников.
В качестве примера приведем план работы группы №1:
1) Построение графиков функции , , средствами программы Excel.
2) Сравнение графиков, формулирование вариантов рекомендаций для построение графика функции при натуральном четном .
3) Определение свойств функции по графику.
4) Практическое применение графика функции при натуральном четном .
Этап VI. Защита и оценка
Приведем пример презентации при защите группы №1:
Оценка выступления группы №1:
Критерий | Группа №2 | Группа №3 | Группа №4 | Учитель математики | Учитель информатики | Итог |
Соответствие содержания заявленной теме, точность, законченность изложения | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Отсутствие ошибок | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Оформление презентации: насколько разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям; соответствует ли изображение содержанию и т.д. | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 23 |
Убедительность, аргументированность выступления; грамотность речи, владение терминологией | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Полнота ответов на вопросы | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 20 |
Итог | 24 | 23 | 23 | 22 | 21 | 113 |
В результаты защиты группы и учителя дают рекомендации выступающим. Например, рекомендации группе №1: добавить задания на отработку практических умений.
Этап V. Рефлексия
почаще проводить интегрированные уроки-проекты
иногда можно проводить уроки-проекты
не проводить больше уроки в такой форме
- 18 - 5 - 2
В ходе проектной деятельности по данной теме мы ответили на вопрос, что представляют собой графики функции и , дали рекомендации по их построению, а также научились решать некоторые уравнения вида и графическим методом.
Предварительный просмотр:
Нестандартные и творческие задания
Тема: «Чётность суммы и произведения»
Вводная задача.
Николай с сыном и Пётр с сыном пошли на рыбалку. Николая поймал столько же рыб, сколько его сын, а Пётр – столько же, сколько его сын. Все вместе поймали 27 рыб. Сколько рыб поймал Николай?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 1.
Кузнечик прыгал вдоль прямой и вернулся в исходную точку. Все прыжки имеют одинаковую длину. Докажите, что он сделал чётное число прыжков.
___________________________________________________________________________________________________________________________
общий вид чётного числа | |
общий вид нечётного числа |
- Произведение любого (целого) числа на чётное число чётно
______________________________________________________________________
- Произведение двух нечётных чисел нечётно
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Сумма двух чисел разной чётности нечётна
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Сумма двух чисел одной чётности чётна
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 2.
Числа m и n целые. Докажите, что чётно.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 3.
Сумма трёх чисел нечётна. Сколько слагаемых нечётно?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Чётность суммы совпадает с чётностью количества нечётных слагаемых
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 4.
Не вычисляя суммы 1+2+3+…+1999, определите ее чётность.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
На доске написано 613 целых чисел. Докажите, что можно стереть одно число так, что сумма оставшихся чисел будет чётной.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 6.
В ряд выписаны все числа от 1 до 2022. Требуется расставить между ними знаки «+» и «-» так, чтобы полученное выражение равнялось нулю. Удастся ли это сделать?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 7.
Можно ли разменять купюру в 25 рублей на десять купюр по 1, 3 и 5 рублей?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 8.
В конференции принимало участие 19 учёных. После конференции каждый из них отправил четыре или два письма другим учёным, бывшим на конференции. Каждый из участников получил три письма. Докажите, что некоторые письма затерялись.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Задача 9.
Парламент некоторой страны состоит из двух палат, имеющих равное число депутатов. В голосовании по важному вопросу приняли участие все депутаты, причём воздержавшихся не было. Когда председатель сообщил, что решение принято с преимуществом в 23 голоса, лидер оппозиции заявил, что результаты сфальсифицированы. Как он это понял?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 10.
Жук попал в чернильницу, стоявшую в узле листа клетчатой бумаги (со стороной клетки 1). Когда он вылез оттуда, он начал гулять по листу по сторонам клеток, оставляя за собой след, и в итоге приполз обратно в чернильницу. Поворачивал он только в узлах и ни по одной стороне не проползал дважды. Докажите, что длина нарисованной жуком линии чётна.
__________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 11.
Из книги выпал кусок и потерялся. Номер последней страницы перед выпавшим куском – 238, номер первой страницы после выпавшего куска записывается теми же цифрами, но в другом порядке. Сколько листов выпало?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 12.
В начале времен в Ачухонии жили 100 рыцарей, 99 принцесс и 101 дракон. Рыцари убивают драконов, за то что драконы едят принцесс, а принцессы изводят рыцарей. Древнее заклятие запрещает убивать того, кто сам погубил нечетное число других жителей. Сейчас в Ачухории остался всего один житель. Кто он?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 13.
2000 кнопок расположены в виде таблицы 40х50. В каждую кнопку вставлена маленькая лампочка. Изначально все лампочки не горят. При нажатии на кнопку меняется на противоположное (горит – не горит) состояние вставленной в неё лампочки, а также состояние всех лампочек, вставленных в кнопки, находящиеся в одних с ней строке и столбце. Определить наименьшее число нажатий кнопок, необходимых для того, чтобы все лампочки зажглись.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
nkirtyanova@yandex.ru Успехов!
Предварительный просмотр:
Творческая работа
Тест по теме
«Формулы сокращенного умножения»
Составить фоторобот по описанию.
1 уровень
1. Выполнить действия: (а+2в)2.
ЛИЦО:
а2 + 4в2 (круглое);
а2 + 4ав +4в2 (квадратное);
а2 + 4ав +2в2 (продолговатое);
а2 – 4в2 (овальное).
2. Представить в виде многочлена (3с – 2а )2
ГЛАЗА:
9с2 – 4 а2 (квадратные зеленые);
9с2 – 12са +4а2 (прямоугольные синие);
9с2 – 6са + 4а2 (круглые черные);
9с2 + 4а2 (треугольные карие).
3. Представьте многочлен в виде квадрата двучлена 9а2- 12ав +4в2
ВОЛОСЫ:
(9а – 4в)2 (лысый);
(3а – 2в)2 (черные прямые длинные);
(3а + 2в)2 (черные кудрявые);
(9а + 2в)2 (короткие рыжие).
4. Раскройте скобки: (2а – 9) (2а +9).
НОС:
2а2 – 9 (прямоугольник);
4а2 – 81 (кружок);
81 – 36а – 4а2 (треугольник);
4а2 – 36а + 4а2 (квадрат).
5. Разложить на множители 4а2 – 64в2.
ГУБЫ:
(4а – 64в) (4а + 64в) (отрезок);
(2а – 8в) (2а + 8в) (прямоугольник);
(4а – 8в) (4а + 8в) (кружок);
(2а – 8в)2 (квадратик).
Тест по теме
« Формулы сокращенного умножения»
Составить фоторобот по описанию.
2 уровень.
- Выполнить действия (2а + в4)2
ЛИЦО:
4а2 + 4ав4 + в8 (квадратное);
4а+4ав+в4 (круглое);
2а + 2ав4 + в4 (продолговатое);
4а 2 – 4ав4 – в8 (овальное).
- Упростить (с2 – 3а) (3а + с2).
ГЛАЗА:
с4 – 9а2 (квадратные синие);
с2 – 9а (прямоугольные зеленые);
с2 - 3а 2 (круглые черные);
9а2 – с4 (треугольные карие).
3. Разложить на множители (х – 7)2 – 81.
ВОЛОСЫ:
(х–16)(х+2) (лысый);
(х+12)(х–2) (черные прямые длинные);
(х–88)(х+74) (короткие рыжие);
(х–32)(х+150) (черные кудрявые).
4. Разложить на множители а3 – 8в3.
НОС:
(а-2в)(а2+2ав+4в2) (прямоугольник);
(а+2в)(а2–2ав+в2) (кружок);
(а–8в)(а2 +16ав+8в2) (треугольник);
(а–2в)(а2 –4ав+4в2) (квадрат).
5. Выполнить действия: (3 – х)2(х + 3)2.
ГУБЫ:
81 – 18х2 +х4 (отрезок);
9 – 18х + х2 (прямоугольник);
81 + 18х2 – х4 (кружок);
х4 + 18х2 + 81 (квадратик).
Предварительный просмотр:
Дифференцированная самостоятельная работа
Творческая работа
Тест по теме
«Формулы сокращенного умножения»
Составить фоторобот по описанию.
1 уровень
1. Выполнить действия: (а+2в)2.
ЛИЦО:
а2 + 4в2 (круглое);
а2 + 4ав +4в2 (квадратное);
а2 + 4ав +2в2 (продолговатое);
а2 – 4в2 (овальное).
2. Представить в виде многочлена (3с – 2а )2
ГЛАЗА:
9с2 – 4 а2 (квадратные зеленые);
9с2 – 12са +4а2 (прямоугольные синие);
9с2 – 6са + 4а2 (круглые черные);
9с2 + 4а2 (треугольные карие).
3. Представьте многочлен в виде квадрата двучлена 9а2- 12ав +4в2
ВОЛОСЫ:
(9а – 4в)2 (лысый);
(3а – 2в)2 (черные прямые длинные);
(3а + 2в)2 (черные кудрявые);
(9а + 2в)2 (короткие рыжие).
4. Раскройте скобки: (2а – 9) (2а +9).
НОС:
2а2 – 9 (прямоугольник);
4а2 – 81 (кружок);
81 – 36а – 4а2 (треугольник);
4а2 – 36а + 4а2 (квадрат).
5. Разложить на множители 4а2 – 64в2.
ГУБЫ:
(4а – 64в) (4а + 64в) (отрезок);
(2а – 8в) (2а + 8в) (прямоугольник);
(4а – 8в) (4а + 8в) (кружок);
(2а – 8в)2 (квадратик).
Тест по теме
« Формулы сокращенного умножения»
Составить фоторобот по описанию.
2 уровень.
- Выполнить действия (2а + в4)2
ЛИЦО:
4а2 + 4ав4 + в8 (квадратное);
4а+4ав+в4 (круглое);
2а + 2ав4 + в4 (продолговатое);
4а 2 – 4ав4 – в8 (овальное).
- Упростить (с2 – 3а) (3а + с2).
ГЛАЗА:
с4 – 9а2 (квадратные синие);
с2 – 9а (прямоугольные зеленые);
с2 - 3а 2 (круглые черные);
9а2 – с4 (треугольные карие).
3. Разложить на множители (х – 7)2 – 81.
ВОЛОСЫ:
(х–16)(х+2) (лысый);
(х+12)(х–2) (черные прямые длинные);
(х–88)(х+74) (короткие рыжие);
(х–32)(х+150) (черные кудрявые).
4. Разложить на множители а3 – 8в3.
НОС:
(а-2в)(а2+2ав+4в2) (прямоугольник);
(а+2в)(а2–2ав+в2) (кружок);
(а–8в)(а2 +16ав+8в2) (треугольник);
(а–2в)(а2 –4ав+4в2) (квадрат).
5. Выполнить действия: (3 – х)2(х + 3)2.
ГУБЫ:
81 – 18х2 +х4 (отрезок);
9 – 18х + х2 (прямоугольник);
81 + 18х2 – х4 (кружок);
х4 + 18х2 + 81 (квадратик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...