Технологическая карта урока алгебры по теме "Определение синуса, косинуса и тангенса угла"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Технологическая карта урока алгебры по теме "Определение синуса, косинуса и тангенса угла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opredelenie_sinusa_kosinusa_i_tangensa_ugla.docx | 418.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Место работы (место проведения урока): ГБОУ СОШ № 139 Калининского района Санкт-Петербурга
Учитель математики: Бондаренко Ольга Викторовна
Урок Алгебра и начала математического анализа: Определение синуса, косинуса и тангенса угла
Предмет | Алгебра и начала математического анализа | ||
Класс | 10 | ||
Авторы УМК | С. М. Никольский и др. для 10 класса | ||
Тема учебного занятия | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | ||
Тип учебного занятия (с указанием формы) | комбинированный – объяснение нового материала Урок систематизации и обобщения получаемых знаний и умений (практикум решения задач) | ||
Цели урока: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | - ввести понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса; -рассмотреть знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса; -рассмотреть зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же аргумента; - сформировать умения и навыки нахождения значений выражений, содержащих синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы углов. - формировать умения обобщать, систематизировать; - развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности. - развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в различных ситуациях; - воспитывать у учащихся аккуратность; | ||
Планируемые образовательные результаты (цели) | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
уметь в процессе реальной ситуации использовать термины, понятия и умения решать основные типы задач. | уметь воспроизводить смысл различных математических понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности | умение работать индивидуально и в коллективе, слушать собеседника и умение четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |
Технологии обучения или элементы технологий | Традиционные активные методы обучения, коллективная деятельность обучения, личностно-ориентированное и проблемное обучение | ||
Методы обучения | Репродуктивно - поисковый, частично-поисковый, проблемный | ||
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока | доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор, , раздаточный материал, листы самоконтроля. (В ходе урока используется презентация «Параллельные прямые в пространстве») |
Организационная структура урока
Структура урока (Этапы урока, время) | Работа учителя (задания, средства, ресурсы) | Функционал учеников | Формируемые УУД | Форма организации | Форма контроля результата |
1.Организационный этап(1-2 мин) | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся. Учитель: «Ребята, Тема сегодняшнего урока «Определение синуса, косинуса и тангенса угла». | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация на обучение | фронтальная | |
2.Объяснение нового материала.(3-5 мин) | Учитель:»Сегодня мы поднимемся на следующую ступеньку наших знаний «Тригонометрия». Вы узнаете определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла, научитесь решать простейшие тригонометрические уравнения | Участвуют в работе: 1. в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | 1. фронтальный опрос 2. Мини опрос 3.Работа в парах | 1.Устный опрос 3.Взаимопроверка (в парах) |
3.Изучение нового материала(7-10 мин) | Рассмотрим окружность радиуса, равного 1 единичному отрезку, в прямоугольной системе координат хОу с центром в начале координат. Такую окружность называют Единичной или тригонометрической. Рисунок 1 – точка Р на единичной окружности Точка Р (1; 0) при повороте вокруг начала координат на угол переместилась в точку Рₐ. Определим её координаты. (рис. 2). Определения. Синусом угла называется ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол. Обозначается Косинусом угланазывается абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол . Обозначается Угол может выражаться и в градусах и в радианах | Записывают дату в тетрадь, определяют тему, цель, задачи урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | фронтальная | Устный опрос |
4.Закрепление нового материала Решение задач.(21-23 мин) | Пример 1. Точка А(1; 0) при повороте на угол 90 (рис. 1) Ордината точки В равна 1, значит или Абсцисса точки В равна 0, значит Пример 2. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку ( рис. 1) Найдите и Ответ: = 0; Пример 3. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку (рис. 1) Найдите и Ответ: =1= 0 Рассмотрим ещё два понятия. Определение. Тангенсом угла называется отношение синуса угла к его косинусу. Обозначается tg tg, Пример 4. Найти tg 0. Вычислим по формуле tg = = 0. Определение. Котангенсом угла называется отношение косинуса угла к его синусу. Обозначается сtg сtg Пример 5. Найти сtg . Вычислим по формуле сtg = 2. Меру угла(в радианах) можно рассматривать как действительное число, поэтому и – это числовые выражения. А так как каждая точка единичной окружности имеет координаты х и у такие, что выполняются неравенства -1 ≤ х ≤ 1; -1 ≤ у ≤ 1,то синус и косинус не могут превышать значения, больше . Чтобы решить уравнения = а, нужно считать х неизвестным, число а – заданным. Пример 6. Решить уравнение = 1. Найдем точку с ординатой 1 и запишем, каким числам х она соответствует. На окружности мы видим эту точку: В (0; 1). Она соответствуют числу и всем числам вида Решением уравнения = 1 являются х =. 3. Полезно знать синусы, косинусы, тангенсы некоторых углов. Для этого рассмотрим дугу единичной окружности в I четверти координатной плоскости (рис. 3). Рисунок 2 – 1 четверть единичной окружности Точки А (1; 0) и В (0; 1) нам знакомы. Рассмотрим ещё несколько точек на окружности и найдем их координаты. Точка С является серединой дуги АВ, значит угол АОС равен половине прямого угла, 45 или . Ордината точки С равна её абсциссе. Их значения нетрудно найти по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника ОСF, оно равно А значит, , tg 45 Дуга АМ составляет третью часть прямого угла, . Ордината точки М равна , значит , tg30. Дуга АNсоставляет прямого угла, . Абсцисса точки N равна , поэтому , tg 60. Чтобы легче запомнить эти значения, придумали мнемоническое правило- правило на ладони (рис. 4). Рисунок 3 - мнемоническое правило- правило на ладони Расположим ладонь так, как на рисунке, пусть мизинцу соответствует угол 0, следующим пальцам– 30, 45, 60 и 90. Так же присвоим им номера: мизинец №0, следующие №1, №2, №3, №4. Чтобы найти синус, используем формулу: =. А для косинуса нумерацию будем вести от большого пальца, выполняя вычисления по той же формуле. =. Например, =, = = . А тангенс можно вычислить по формуле: tg = | Повторяют определения. Выполняют задания. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: Умение самостоятельно выполнять задание Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Групповая и и ндивидуальная работа | Устный опрос |
5.Рефлексия (подведение итогов урока) (2-3мин) | Подводит итоги работы. 1.Организует работу по эмоциональной окраске 2. Организует работу по закреплению нового материала, запоминанию определений | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Оценивают свою работу. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: Использование полученных знаний в нестандартных ситуациях, оценивание собственной деятельности на уроке | Индивидуальная работа | |
6.Информация о домашнем задании(2-3мин) | Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание: Глава 8,§3, №958,961 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по геометрии на тему: "Синус, косинус и тангенс угла"
Презентация к конспекту урока по геометрии на тему: "Синус, косинус и тангенс угла". тип урока: изучение нового материала. цель урока: ввести понятия синуса, косинуса и тангенса угла, актуализиро...
Конспект урока: "Синус, косинус и тангенс угла"
Урок подготовлен для учащихся 9 класса. Тип урока: изученик нового материала....
Разработка урока по теме "Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов" 8 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
Технологическая карта урока Синус, косинус и тангенс угла
Синус, косинус и тангенс угла...
Технологическая карта урока алгебры в 10 классе по теме: "Синус, косинус и тангенс углов а и - а", авторы учебника: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин,М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова. М.И.Шабунин
Технологическая карта урока алгебры в 10 классе по теме: "Синус, косинус и тангенс углов а и - а" составлена по учебнику "Алгебра и начала математического анализа 10-11" авто...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (Определение синуса, косинуса и тангенса угла)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Алгебре 10 класс (Определение синуса, косинуса и тангенса угла)...
Технологическая карта к уроку алгебры в 10 классе "Определение синуса, косинуса и тангенса угла"
Урок по предмету «Алгебра и начала математического анализа» для 10 класса по теме «Определение синуса, косинуса и тангенса угла». Урок открытия новых знаний. Ш.А. Алимов, Ю.М. ...