Рабочая программа внеурочной деятельности по математике
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Характерной особенностью данной внеурочной деятельностью является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам.
Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_matematika_8_klass.docx | 335.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по математике
«Решение математических задач»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без вредностей для человека факторов среды обитания», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №1 г. Горно-Алтайска»;
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на общеинтеллектуальное направление.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недель (1 час в неделю Продолжительность занятия 40 мин.). Рабочая программа ориентирована на повторение содержательно-методических линий учебного предмета «Математики» за 5-8 класс: алгебраические выражения, функции, уравнения и неравенства, геометрия.
Назначение программы
Характерной особенностью данной внеурочной деятельностью является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам.
Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.
Цель программы: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования.
Задачи программы:
- систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ;
- формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям;
- совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков;
- проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала;
- рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии.
На занятиях по математике учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления , необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Формы и методы работы
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и опорных схем;
самостоятельная работа учащихся;
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
работа с пакетами КИМов.
Планируемые результаты
В направлении личностного развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
В предметном направлении:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов; интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
Основные виды деятельности:
- решение нестандартных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения;
- применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств;
- уметь отличать экзаменационные задания различных типов и выполнять эти задания за определенное время: с кратким ответом (задания типа 1-20 базового уровня), с развернутым ответом (21-24 – повышенного уровня сложности, 25-26 высокого уровня сложности);
- выработать стратегию подготовки и сдачи ОГЭ в соответствии с целями, которые учащиеся ставят перед собой;
- уметь оценивать свою экзаменационную работу по следующим параметрам: общее число правильно решенных заданий, типы заданий и количество баллов за каждое задание, уровень сложности (базовый, повышенный).
Содержание изучаемого курса
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий учащихся | ||
всего | теория | практика | ||
Введение. | 1 | 1 | 0 | Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – создавать геометрические модели; – составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); – вычитывать все уровни текстовой информации. – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. – понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. – самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Вычисления и преобразования. | 10 | 4 | 6 | |
Уравнения и неравенства. | 8 | 3 | 5 | |
Функции. | 6 | 2 | 4 | |
Геометрия. | 9 | 4 | 5 | |
итого | 34 | 14 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
«Решение математических задач»
(1час в неделю, 33 часа)
№ п/п урока | Тема урока | Дата урока | Содержание занятия. | Приме-чание | ||||
8а | 8б | 8в | 8г | 8д | ||||
1 | Введение. | Знакомство с кодификатором ОГЭ, спецификацией ОГЭ, структурой и содержанием КИМов, критериями оценивания, демоверсия. | ||||||
2 | Числовые выражения, порядок действий в них, использование | Вычислять значения числовых выражений | ||||||
3 | Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | ||||||
4 | Арифметические действия с рациональными числами | Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические | ||||||
5 | Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, | ||||||
6 | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические | Знать какие допустимые значения могут принимать переменные. | ||||||
7 | Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования | Выполнять разложение многочленов на множители Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества | ||||||
8 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, | ||||||
9 | Действия с алгебраическими дробями | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, | ||||||
10 | Рациональные выражения и их преобразования | Выполнять разложение многочленов на множители Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества. | ||||||
11 | Уравнение с одной переменной, корень уравнения | Решать линейные уравнения. | ||||||
12 | Линейное уравнение | Решать линейные | ||||||
13 | Линейное уравнение | Решать линейные | ||||||
14 | Линейное неравенство | Решать линейные неравенства с одной переменной и | ||||||
15 | Линейное неравенство | Применять графические представления при решении уравнений, | ||||||
16 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения | Решать квадратные уравнения и рациональные | ||||||
17 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения | Решать квадратные уравнения и рациональные | ||||||
18 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения | Решать квадратные уравнения и рациональные | ||||||
19 | Функции и графики | Определять координаты точки плоскости, строить точки с | ||||||
20 | График функции. | Определять свойства функции по её графику (промежутки | ||||||
21 | Линейная функция, её график, геометрический смысл | Определять значение функции по значению аргумента при | ||||||
22 | Функция, описывающая обратно пропорциональную зависимость, | Уметь строить и читать графики функций | ||||||
23 | Квадратичная функция, её график. Парабола. Координаты | Уметь строить и читать графики функций | ||||||
24 | Геометрические фигуры и их свойства | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, | ||||||
25 | Треугольник | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических | ||||||
26 | Треугольник | Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их | ||||||
27 | Многоугольники | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических | ||||||
28 | Многоугольники | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических | ||||||
29 | Окружность и круг | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, | ||||||
30 | Окружность и круг | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, | ||||||
31 | Окружность и круг | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических | ||||||
32 | Измерение геометрических величин | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических | ||||||
33 | Измерение геометрических величин | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических | ||||||
34 | Измерение геометрических величин | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических |
Предметные результаты.
Предметными результатами изучения курса «Решение математических задач» являются следующие умения:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов; интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"
Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...