Рабочие программы для детей с ОВЗ
рабочая программа по алгебре (8 класс)
На основании решения ПМПк МБОУСОШ п. Таежный, протокол №1 от 28.08.2020 года необходимо организовать инклюзивное обучение в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы ООО для детей с легкой УО ( коррекционная работа)
Коррекционная работа включает следующие направления:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений,
коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
развитие мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция диалогической речи;
социальная адаптация: расширение кругозора; формирование социального опыта; практическая подготовка к самостоятельной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для ОВЗ 8 кл алгебра | 62.56 КБ |
Программа для ОВЗ 8 кл. геометрия | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа по алгебре в 8 классе разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями)
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ п. Таёжный, утвержденной приказом по школе от 30.08.2019 г. №309 (с изменениями)
- авторской программы: «Алгебра», Т.А. Бурмистрова, Москва, Просвещение, 2018 год.
1.2.Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия-для обучающихся:
Алгебра. Учебник. 8 класс./ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. /– М.: Просвещение, 2018.
Учитель использует:
- Алгебра 8 класс: дидактические материалы/ М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2018.
- Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие..7-9 Ю.н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. М. :Просвещение, 2004.
- Алгебра. 8 класс. Методические рекомендации / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017.
1.3.Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУСОШ п. Таёжный на 2022-2023 учебный год в 8 классе на изучение предмета «Алгебра» отводится 3 часов в неделю- 102 часов в год
1.4. Организация инклюзивного обучения.
В данном классе предполагается обучение ребенка с ОВЗ - Пахаренко Егор (решение ТПМПК Советского района от 31.05.2016 № 326).
На основании решения ПМПк МБОУСОШ п. Таежный, протокол №1 от 28.08.2020 года необходимо организовать инклюзивное обучение в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы ООО для детей с легкой УО ( коррекционная работа)
Коррекционная работа включает следующие направления:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений,
коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
развитие мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция диалогической речи;
социальная адаптация: расширение кругозора; формирование социального опыта; практическая подготовка к самостоятельной жизни
2.Планируемые предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимать позицию другого человека. Различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения предмета «Математика»
Учащийся научится:
- Как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения при решении математических и практических задач.
- Как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
- Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
- Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
- Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
- существо понятия алгоритма;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Учащийся получит возможность научиться:
- Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления. Осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую.
- Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями. С многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
- Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
- Решать линейные, квадратные уравнения, системы двух линейных уравнений.
- Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной.
- Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
- Изображать числа точками на координатной прямой.
- Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства
- Находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
- Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
- Описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
- интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
3.Содержание учебного предмета
Тема 1 « Простейшие функции и графики» - 10 ч. | Содержание воспитания | ||
Числовые неравенства. Множества чисел. Функция, график функции. Функции y = x, y = x2, , их свойства и графики. Квадратный корень, арифметический квадратный корень, приближенное вычисление квадратных корней, свойства арифметических квадратных корней, преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | Контрольная работа №1 по теме: «Функции и графики». Контрольная работа №2 по теме: «Квадратные корни» | Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функций. Строить по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе ее графического представления. Моделировать реальные зависимости формулами и графиками. Читать графики реальных зависимостей. Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково символических действий. Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии. Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков изучаемых функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы. Строить графики изучаемых функций; описывать их свойства. Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их для преобразования выражений. Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; выражать переменные из геометрических и физических формул. Исследовать уравнение вида = а; находить точные и приближенные корни при а > 0 | Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий. Стремление к приобретению навыков работы с социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказываниями обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
Тема 2 «Квадратные и рациональные уравнения» - 7 ч. | |||
Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Теорема Виета. Применение квадратных уравнений к решению задач. Рациональное уравнение. Биквадратное уравнение. Распадающееся уравнение. Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Решение задач при помощи рациональных уравнений. | Контрольная работа №3 по теме: «Квадратные уравнения» Административная контрольная работа №4 по теме «Рациональные уравнения» | Распознавать линейные и квадратные уравнения, целые и дробные уравнения. Решать линейные, квадратные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним; решать дробно-рациональные уравнения. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат. | Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий. |
Тема 3 «Линейная и квадратичная функции» - 10 ч. | |||
Прямая пропорциональная зависимость, график функции y = kx. Линейная функция и ее график. Равномерное движение. Квадратичная функция и ее график. | Административная контрольная работа №5 по теме: «Линейная и квадратичная функции» | Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков изучаемых функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы. Строить графики изучаемых функций; описывать их свойства | Интеллектуальное воспитание. Формирование целостного мировоззрения. |
Тема 4 « Системы рациональных уравнений» - 4 ч. | |||
Системы рациональных уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени, систем рациональных уравнений. | Контрольная работа №6 по теме: «Системы рациональных уравнений» | Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводить примеры решения уравнений с двумя переменными. Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находить целые решения путем перебора. Решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат. Строить графики уравнений с двумя переменными. Конструировать эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков. Решать и исследовать уравнения и системы уравнений на основе функционально графических представлений уравнений | Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий. |
Тема 5 «Случайные события и вероятность событий» - 2 ч. | |||
Вероятность события. Перестановки, размещения, сочетания. | Проекты. | Проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Вычислять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опытным путем. Решать задачи на нахождение вероятностей событий. Приводить примеры случайных событий, в частности достоверных и невозможных событий, маловероятных событий. Приводить примеры равновероятных событий | Социально-коммуникативное воспитание Использование возможностей математического языка как средства коммуникации. Формирование целостного мировоззрения. Развитие социальной активности детей |
Тема 6 « Повторение» - 3 ч. | |||
Квадратичная функция. Функция y= k/x. Свойства квадратного корня. Квадратные уравнения. Решение задач на составление квадратных уравнений. Решение рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений. Системы рациональных уравнений. Решение задач при помощи систем рациональных уравнений. Решение уравнений графическим способом. | Итоговая (годовая) контрольная работа по математике. Проекты. | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Интеллектуальное воспитание. Формирование целостного мировоззрения. |
4.Система оценки планируемых предметных результатов. Критерии оценивания
В курсе математики в 8 классе предусмотрен текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль реализуется через систему заданий учебника, а также через проверочные и самостоятельные работы.
- Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
- Критерии оценивания тестовых работ обучающихся:
Отметка «5» ставится, если выполнено 91-100% работы.
Отметка «4» ставится, если выполнено 75-90% работы.
Отметка «3» ставится, если выполнено 50-74% работы.
Отметка «2» ставится, если выполнено 20-49% работы.
- Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Форма урока отличная от традиционной | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
§1. Функции и графики (3ч) | |||||
1 | Числовые неравенства | 1.09 | |||
2 | Декартова система координат на плоскости | 8.09 | |||
3 | Понятие функции | .09 | |||
§2. Функция у=х, у=х2 , у= (3ч) | |||||
4 | Функция y=x и её график | .09 | |||
5 | Функция y= 1\ х, y=x2 | .09 | |||
6 | Функции и графики | Контрольная работа №1 | .09 | ||
§3 Квадратные корни (4ч) | |||||
7 | Арифметический квадратный корень | .10 | |||
8 | Квадратный корень из натурального числа | .10 | |||
9 | Свойства арифметических квадратных корней | .10 | |||
10 | Квадратные корни | Контрольная работа №2 | .10 | ||
§4 Квадратные уравнения (4) | |||||
11 | Понятие квадратного уравнения | .10 | |||
12 | Неполное квадратное уравнение | .10 | |||
13 | Приведенное квадратное уравнение | ||||
14 | Квадратные уравнения | Контрольная работа №3 | |||
§5 Рациональные уравнения ( 3ч ) | |||||
15 | Понятие рационального уравнения | ||||
16 | Биквадратное уравнение | ||||
17 | Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая – нуль. | Тест. | |||
§6 Линейная функция ( 3ч) | |||||
18 | График функции y=kx | ||||
19 | Линейная функция и её график | ||||
20 | Функция y=|x| и её график | ||||
§7 Квадратичная функция (2ч) | |||||
21 | Функция y=ax2 | ||||
22 | График функции y=a(x-x0)2+ y0 | ||||
§8 Дробно-рациональная функция (3 ч) | |||||
23 | Функция y=k/x | ||||
24 | Функция y=k/x (продолжение) | ||||
25 | Линейная и квадратичная функции | Контрольная работа №4 | |||
§8 Системы рациональных уравнений ( 2ч) | |||||
26 | Решение систем двух рациональных уравнений способом подстановки. | ||||
27 | Способ сложения уравнений при решении систем. | ||||
§9 Графический способ решения систем уравнений (2ч) | |||||
28 | Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | ||||
29 | Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными в заданиях. | ||||
Случайные события и вероятность событий ( 2 ч) | |||||
30 | Сбор и группировка статистических данных. | ||||
31 | Случайные события. | ||||
Повторение (3ч) | |||||
32 | Повторение. Линейная функция .Квадратичная функция. Функция y= k/x. | ||||
33 | Повторение. Свойства квадратного корня. | ||||
34 | Повторение. Квадратные уравнения. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа по геометрии в 8 классе разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями)
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ п. Таёжный, утвержденной приказом по школе от 30.08.2019 г. №309 (с изменениями)
- авторской программы по геометрии под редакцией Т.А. Бурмистровой (Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / сост. Т.А. Бурмистрова – изд-во: Просвещение, 2018.).
1.2.Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия-для обучающихся:
Геометрия. Учебник . 7-9 классы. / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. / М. «Просвещение», 2018.
Учитель использует:
1.Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. . М.: Просвещение. 2018 г.;
2. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. М.: Просвещение. 2020г.
1.3.Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУСОШ п. Таёжный на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Геометрия» отводится 2 часа в неделю- 68 часов в год.
1.4. Организация инклюзивного обучения.
В данном классе предполагается обучение ребенка с ОВЗ - Пахаренко Е. (решение ТПМПК Советского района от 31.05.2016 № 326).
На основании решения ПМПк МБОУСОШ п. Таежный, протокол №1 от 28.08.2020 года необходимо организовать инклюзивное обучение в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы ООО для детей с легкой УО ( коррекционная работа)
Коррекционная работа включает следующие направления:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений,
коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
развитие мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция диалогической речи;
социальная адаптация: расширение кругозора; формирование социального опыта; практическая подготовка к самостоятельной жизни
2.Планируемые предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимать позицию другого человека. Различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения предмета «Математика»
Учащийся научится:
- определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
- формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
- представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
- формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
- формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
- формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
- понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
- случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;
- понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Учащийся получит возможность научиться:
- распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
- выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
- применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
- вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
- находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
- находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
- находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
- находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
- для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
3.Содержание учебного предмета
Тема 1 «Четырёхугольники. » - 7 ч. | Содержание воспитания | ||
Многоугольник, выпуклый и невыпуклый многоугольник, формула суммы углов выпуклого многоугольника, периметр многоугольника. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Трапеция, виды трапеций, равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. Прямоугольник, свойства и признаки. Ромб, квадрат; свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии. | Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники». | Формулировать определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, равнобедренной и прямо-угольной трапеции, средней линии трапеции; распознавать и изображать их на чертежах и рисунках. Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции. Исследовать свойства четырехугольников с помощью компьютерных программ. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, не-обходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи | Формирование целостного мировоззрения. Интеллектуальное воспитание. Познавательный интерес. |
Тема 2 «Площадь фигур» - 7 ч. | |||
Формулы для вычисления площадей многоугольников: прямоугольника, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. | Контрольная работа №2 по теме: «Площадь фигур». | Выводить формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции, а также формулу, выражающую площадь треугольника через две стороны и угол между ними, длину окружности, площадь круга. Объяснять и иллюстрировать отношение площадей подобных фигур. Решать задачи на вычисление линейных величин, градусной меры угла и площадей треугольников, четырехугольников и многоугольников, длины окружности и площади круга. Опираясь на данные условия задачи, находить возможности применения необходимых формул, преобразовывать формулы. Использовать формулы для обоснования доказательных рассуждений в ходе решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи | Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий. |
Тема 3 «Подобные треугольники» - 9 ч. | |||
Пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники. Три признака подобия треугольников, их применение. Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60. | Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники». Контрольная работа №4 по теме: «Применение метода подобия к решению задач». | Формулировать определение подобных треугольников. Формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников, теорему Фалеса. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Опираясь на данные условия задачи, проводить необходимые рассуждения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи | Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий. |
Тема 4 «Окружность.» - 9 ч. | |||
Случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Центральный угол, вписанный угол, градусная мера дуги окружности, отрезки пересекающихся хорд. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника. Вписанная и описанная окружности. | Контрольная работа №5 по теме «Окружность». | Формулировать определения понятий, связанных с окружностью, центрального и вписанного углов, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью. Формулировать и доказывать теоремы о вписанных углах, углах, связанных с окружностью. Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности. Изображать и формулировать определения вписанных и описанных многоугольников и треугольников; окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника. Формулировать и доказывать теоремы о вписанной и описанной окружностях треугольника и многоугольника. Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. | |
Тема 5 «Повторение» - 2 ч. | |||
Площадь многоугольника. Вычисление площади четырехугольника. Подобные треугольники. Решение задач. | Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. | Формирование целостного мировоззрения. |
4.Система оценки планируемых предметных результатов. Критерии оценивания
В курсе математики в 8 классе предусмотрен текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль реализуется через систему заданий учебника, а также через проверочные и самостоятельные работы.
- Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
- Критерии оценивания тестовых работ обучающихся:
Отметка «5» ставится, если выполнено 91-100% работы.
Отметка «4» ставится, если выполнено 75-90% работы.
Отметка «3» ставится, если выполнено 50-74% работы.
Отметка «2» ставится, если выполнено 20-49% работы.
- Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Форма урока отличная от традиционной | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | Фактически | |||||
Глава 1.Четырёхугольники (7ч.) | ||||||
1 | Сумма углов выпуклого многоугольника. | .09 | ||||
2 | Параллелограмм и его свойства. | .09 | ||||
3 | Трапеция. | .09 | ||||
4 | Прямоугольник. | .10 | ||||
5 | Ромб и квадрат. | .10 | ||||
6 | Осевая и центральная симметрия. |
| .10 | |||
7 | Четырехугольники. | Контрольная работа №1 | .10 | |||
Глава 2. Площадь (7ч.) | ||||||
8 | Площадь квадрата и прямоугольника. | .10 | ||||
9 | Площадь параллелограмма. | |||||
10 | Площадь треугольника. | |||||
11 | Площадь трапеции. | |||||
12 | Теорема Пифагора. | |||||
13 | Формула Герона. | |||||
14 | Площадь фигур | Контрольная работа №2 | ||||
Глава 3 Подобные треугольники (9ч) | ||||||
15 | Первый признак подобия треугольников. | |||||
16 | Решение задач с применением первого признака подобия треугольников. | |||||
17 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | |||||
18 | Решение задач с применением признаков подобия треугольников. | |||||
19 | Подобные треугольники | Контрольная работа №3 | ||||
20 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | |||||
21 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | |||||
22 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | |||||
23 | Применение метода подобия к решению задач | Контрольная работа №4 | ||||
Окружность (9ч) | ||||||
24 | Касательная к окружности. | |||||
25 | Вписанный угол. | |||||
26 | Пересечение хорд в окружности. | |||||
27 | Серединный перпендикуляр к отрезку. | |||||
28 | Вписанная окружность. | |||||
29 | Описанная окружность. | |||||
30 | Вписанная окружность. Описанная окружность. | |||||
31 | Окружность | Контрольная работа №5 | ||||
32 | Обобщающий урок | |||||
Повторение (2ч) | ||||||
33 | Повторение по теме: «Площадь многоугольника. Вычисление площади четырехугольника». | |||||
34 | Повторение по теме: «Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...
Рабочая программа "Одаренные дети"
ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы з...
Рабочая программа ЦДП детей и подростков
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздо...
Рабочая программа для детей 6-7 лет.
Программа дополнительного образования....
Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...