Авторская рабочая программа кружка «За страницами учебника математики» 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс)
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 классе начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_rabochaya_programma_kruzhka.docx | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская рабочая программа кружка
«За страницами учебника математики»
7 класс
Учитель: Кшенская Татьяна Егоровна
Аннотация к рабочей программе кружка по математике
«За страницами учебника математики», 7 класс,
на 2018-2019 учебный год
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 классе начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Пояснительная записка
Программа курса «За станицами учебника математики» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные, в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса состоит в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Цель программы:
- Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
- Привитие интереса учащихся к математике.
- Отрабатывать навыки решения нестандартных задач.
- Воспитание настойчивости, инициативы.
- Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.
- Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.
- Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).
- Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.
- Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Формы и методы проведения занятий
Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, а также интернет ресурсов.
При проведении занятий по курсу на первое место выходят следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная.
Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Ведущее место при проведении занятий уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала осуществляется с использованием активных методов обучения.
Важным условием организации процесса обучения на факультативных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Общая характеристика курса
Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются формирование следующих умений и качеств:
- развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
- выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
- стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- даватьопределенияпонятиям.
- Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты.
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Содержание учебного курса
Раздел 1:Решение логических задач.
Тема 1.Задачи типа "Кто есть кто?"
Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач –метод графов. Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ.
Тема 2.Круги Эйлера.
Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.
Тема 3.Задачи на переливание.
Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.
Тема 4.Задачи на взвешивание.
Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.
Тема 5. Олимпиадные задания по математике.
Задачи повышенной сложности.
Раздел 2:Текстовые задачи
Тема 6. Текстовые задачи, решаемые с конца.
Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.
Тема 7. Задачи на движение.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 8. Задачи на части
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 9. Задачи на проценты
Работа по теме занятия. Решение задач.
Итоговое занятие:Математическое соревнование (математическая карусель)
Раздел 3: Геометрические задачи
Тема 10. Историческая справка. Архимед
Работа по теме занятия. Доклад ученика об Архимеде.
Тема 11. Геометрия на клетчатой бумаге.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 12. Решение задач на площадь.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 13. Геометрические задачи (разрезания).
Решение геометрических задач путём разрезания на части.
Раздел 4: Математические головоломки
Тема 14. Математические ребусы
Ввести понятие математического ребуса, совместно обсудить решения трёх заданий. Решение математических ребусов.
Тема 15. Принцип Дирихле.
Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.
Итоговое занятие:Математический КВН
Раздел 5:Решение олимпиадных задач
Тема 16. Решение олимпиадных задач.
Задачи повышенной сложности.
Итоговое занятие: Олимпиада.
Самостоятельное решение олимпиадных задач с последующей проверкой.
Учебно – тематическое планирование:
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | ||
план | факт | ||||||
Решение логических задач | 10 | ||||||
1 | 1 | Задачи типа «Кто есть кто?» Метод графов. | 1 | Умение логически рассуждать при решении задач; умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; уметь применять полученные знания при решении задач. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера | |||
2 | Задачи типа «Кто есть кто?» Табличный способ | 1 | |||||
3 | 2 | Круги Эйлера | 1 | ||||
4 | Решение задач | 1 | |||||
5 | 3 | Задачи на переливание | 1 | ||||
6 | Решение задач | 1 | |||||
7 | 4 | Задачи на взвешивание | 1 | ||||
8 | 5 | Олимпиадные задания по математике. | 1 | ||||
Текстовые задачи | 6 | ||||||
9 | 6 | Текстовые задачи, решаемые с конца. | 1 | Умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач; умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; уметь применять полученные знания при решении задач. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера | |||
10 | 7 | Задачи на движение. | 1 | ||||
11 | 8 | Задачи на части | 1 | ||||
12 | 9 | Задачи на проценты. | 1 | ||||
13 | Решение задач. | 1 | |||||
14 | Математическая карусель. Повторение. | 1 | Иметь представление о методах и способах решения геометрических задач; уметь переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера | ||||
Геометрические задачи | 6 | ||||||
15 | 10 | Историческая справка. Архимед | 1 | ||||
16 | 11 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | ||||
17 | Решение задач. | 1 | |||||
18 | 12 | Решение задач на площадь | 1 | ||||
19 | 13 | Решение геометрических задач путём разрезания на части. | 1 | ||||
20 | Решение геометрических задач путём разрезания на части. | 1 | |||||
Математические головоломки | 4 | ||||||
21 | 14 | Математические ребусы | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера | |||
22 | Математические ребусы | 1 | |||||
23 | 15 | Принцип Дирихле. | 1 | ||||
24 | Математический КВН | 1 | |||||
Решение олимпиадных задач | |||||||
25-26 | 16 | Решение олимпиадных задач. | 8 | ||||
27 | 1 | Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характераУметь применять полученные знания при решении задач. | |||||
28 | 1 | ||||||
29 | 1 | ||||||
30 | 1 | ||||||
31 | 1 | ||||||
32 | Олимпиада | 1 | |||||
33 | Анализ олимпиады. Разбор заданий. | 1 | |||||
34 | Итоговое занятие | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного курса
В ходе освоения содержания программы факультативных занятий «Занимательная математика» ожидаются:
Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;
Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;
Основные знания и умения учащихся
В результате работы на кружке “Занимательная математика” учащиеся должны знать:
основные способы решения нестандартных задач; основные понятия, правила, теоремы.
Учащиеся должны уметь:
решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
применять основные понятия, правила при решении логических задач;
создавать математические модели практических задач;
проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.
Информационно-методическое обеспечение:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.
- Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
- Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.
- Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.
- Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
- Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Доска магнитная.
- Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "За страницами учебника алгебры"
Разделы программы: 1. Целые числа.2. Многочлены и алгебраические уравнения.3. Нестандартные задачи.4. Задачи с параметрами....
Программа математического кружка «За страницами учебника «Математика»
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Новизна программы кружка состоит в том, что она с...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) "За страницами учебника математики". Программа факультатива
Методическая деятельность...
Рабочая программа факультатива "За страницами учебника математики"
Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса .Включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.
Программа курса по математике для 6 класса. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной пр...
Рабочая программа кружка "За страницами учебника биологии"
Кружок предназначен для учащихся 8-9 класса, в том числе увлекающихся биологией и для подготовки к итоговой аттестации....
Рабочая программа факультатива ,, За страницами учебника математики\'\' . 5 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями.на тот период времени....